Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Кельты / Религия и мифология древних кельтов

Религия и мифология древних кельтов

Культура кельтов и нордическая традиция античности.
Н.С. Широкова.

Глава III
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Большинство исследователей, занимавшихся религией и мифологией древних кельтов, отмечали трудность этой проблемы. Ж. Вандри, автор одного из самых серьезных и фундаментальных исследований по истории кельтской религии, говорит об ускользающем образе кельтской религии, добраться до сущности которого чрезвычайно трудно:

«По мере того как продвигаешься вперёд в изучении религии кельтов, создаётся впечатление, что преследуешь цель, которая отступает без конца и скрывается при каждом приближении. Если же случится так, что повезёт ухватить что-нибудь из неё, то в руках окажется только пустой конверт, содержимое которого сбежало без возврата» (Vendryes J. La Religion des Celtes // Les Religions de 1’Europe anciennc. T. III. Paris, 1948. P. 250.)

По мнению Вандри, тесная связь религии с мифологией ещё более усложняет задачу:

«От нас ускользают всегда глубины религии, они погружаются в мифологию, секрета которой мы не знаем»
«Мифология темна по природе, замечает он далее, — и питается тайной»

М. Л. Сжостед, автор прекрасной работы «Боги и герои кельтов», уже в заключение высказывает мысль, что у кельтов не существовало развитого, правильно построенного, регулярного пантеона богов.

«Мы не можем надеяться, — пишет она, — выявить регулярный план обширного здания — храма кельтских богов... Все указывает, что в действительности это здание никогда не существовало. Другие народы воздвигали своим богам храмы, и сами их мифологии являются храмами, архитектура которых воспроизводит симметрию космического или социального порядка… одновременно космического и социального. Кельтское же племя встречало своих богов в дикой глуши священного леса; и его мифический мир — это священный лес без дорог и без границ, весь населенный мистическими силами» (Sjeostedt M. L. Dieux et Heros des Celtes. Paris, 1940. P. 123)

С. В. Шкунаев без поэтической возвышенности двух предыдущих авторов, тем не менее в унисон с ними полагает, что невозможно установить структуру пантеона богов для континентальных кельтов и для кельтов доримской Британии в связи с отрывочностью и
неясностью сведений о кельтских богах. (Шкунаев С. В. Кельтская мифология // Мифы народов мира. Т. I. Москва, 1980. С. 634.)

Те исследователи, которые пытаются выявить характерные особенности кельтской религии, высказывают иногда прямо противоположные мнения.  Ян Филип считал, что кельтское стремление к обособлению процветало не только в политической, но и в религиозной жизни, и у каждого племени были свои местные боги и культы. (Филип Ян. Кельтская цивилизация и её наследие. Прага, 1961. С. 170.)

Противоположной точки зрения придерживался А. Юбер. (Hubert H. Les Celtes depuis 1’epoque de la Tene et la civilisation celtique. Paris, 1932. P. 286.) По его мнению, кельты Галлии, Британских островов, долины Дуная имели общих богов, они принадлежали к той же самой этнической семье и были объединены тысячью различных связей.

Оригинальным является мнение о характере кельтской религии П. Ламбрехта, согласно которому кельты в сущности почитали только одного единственного великого бога, но весьма расплывчатого и в круге его деятельности едва определимого, личность и атрибуты которого раздробились на несколько частей благодаря контакту с политеистической религией римлян. (Lambrechts P. Contribution a 1’etude des divinites celtiques. Brugge, 1942.120).

Классик же французской кельтологии К. Жюллиан выстраивал всю кельтскую религию в соответствии с греко-римскими аналогиями, считая её целиком политеистической. (Jullian С. Histoire de la Gaule. Т. II. Paris, 1908. P. 113-181.)
Такая разноголосица мнений ещё более подтверждает сложность проблемы.

Далее…. Глава III. Религия и мифология древних кельтов.
§ 1. Друиды и письменность.

Друиды и письменность
Земледельческие и скотоводческие культуры индоевропейцев.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*