Четверг , 28 Март 2024
Домой / Язык – душа народа / Реймское евангелие

Реймское евангелие

Александр Васильев.
О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги.

Примечание 11.

Реймское евангелие.

Реймское Евангелие, на котором приносили свои обеты французские короли, написано двумя письменами. Великий Пётр в бытность свою в Реймсе к удивлению ученых французов открыл, что первая часть Евангелия писана родной нам славянской грамотой, но второй половины разобрать не мог. Теперь ведомо, что она написана глаголитскими буквами, древнейшим письмом всех славянских народов.

Увлечение России в греческую сферу заставило монахов и всё письменное в России принять кирилловскую полу греческую азбуку. Глаголитская сделалась принадлежностью славян римских, а кирилловская – самобытных россиян***.

***Кажется, никто не обратил ещё внимание на двойной состав нашей азбуки: первая половина составляет славянское поучение, вторая, дополнительная, – для выражения недостающих звуков. Вероятно ли, чтобы один случай дал смысл отдельным буквам: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живете, Зело, Земля, Иже, I, Како, Люде, Мыслете, Наш, Он, Покой, Рцы, Слово, Твердо. В переводе на нынешний язык выйдет: «Азбуку ведай, признавай добро её; живете долго на земле, как же люди мыслете, в ней наш покой, ею твердо наше слово».

Известна древняя ненависть (возбужденная фанатической пропагандой католиков) между приверженцами римского и греческого исповеданий. Русские, приверженцы Греции, столь же возненавидев всё католическое, как и языческое, могли истреблять письмена ненавидимые, но в монастырях и городах славянских на Западе хранится много древних рукописей глаголитских; быть может, и в них открылись бы сведения о до-рюриковской России, древней родной стране всем славянам. В послесловии глаголитской части Реймского Евангелия написано про первую половину (славянскую): «То письмо не наше, а русское и по русскому закону». Надо предполагать, что Евангелие писал далмат или чех***.

***Не высказывает ли всё это, что глаголитская грамота была принадлежностью всех вообще славян до принятия русскими кирилловской?

По разысканиям г. Паплонского, Реймское Евангелие было принадлежностью Сазавского монастыря (в Чехии), существовавшего с 1030 по 1096 год, следственно, написание Евангелия могло быть древнее XI столетия.

Капитар думает, что Евангелие принесено в Париж в 1050 году Анной, дочерью великого князя Ярослава, супругой французского короля Генриха I; Алтер, Домбровский и другие предполагают иначе. Все догадки о переходе Евангелия – суть догадки, неоспоримо только то, что существование Евангелия известно с XI века, что первая половина его есть русская по русскому закону (что высказано в самом Евангелии), что вторая часть его есть тоже славянская, глаголитской грамоты, и что французские короли от Генриха III, кажется, до Людовика XV на ней приносили свои обеты***.

***Евангелие Остромира (посадника в Новгороде князя Изяслава) написано в 1057 году.

Копия с Реймского Евангелия, написанная по желанию императора Николая Павловича французским каллиграфом Сильвестром, имеет латинское заглавие. Художник своего дела не имел догадки написать заглавие по-славянски или по-русски.

Учёный Капитар в комментариях на Реймское Евангелие, в своих «Prolegomene historica», решительно утверждает, что древнеславянское письмо сделалось для потомков славян столь же чуждо, как для французов, итальянцев, испанцев и португальцев – язык латинский, а для нынешних немцев – готский. Если Капитар говорит про грамоту глаголитскую, то он прав, если же про славянскую, то его слова есть легкомысленное суждение иностранца!

Я, вовсе не посвящавший себя изучению славянского языка, при первом взгляде на Реймское Евангелие мог разбирать его и вполне понимать; меня затрудняло только правописание, к которому необходимо сделать навык (все слова написаны не отдельно, но сплошными буквами и т. п.); вот одно из тысячи доказательств, как неосновательны суждения иностранцев обо всем, что коснется России!

Искажение иностранцам русских названий
Веда - значит Знание

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*