Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)
— Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…
— Христианская Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались «умными календарями», связанными с лунными фазами. Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз Луны. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность к лунным фазам.
Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввёл новый календарь, который начинал отсчёт нового года с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим планировать свою земледельческую жизнь. Так возник солнечный календарь, к которому стали привязываться все следующие исчисления в Римской империи.
Христианство зародилось в I веке и уже было подчинено юлианскому календарю, поскольку Римская империя жила по нему. И в первые три века, когда были гонения на христианскую Церковь, даже праздников как таковых не было. Первые христиане в I веке просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, среду и пятницу как определенные дни страстей Христовых. Не было и христианских праздников, привязанных к календарю — как мы сейчас празднуем Благовещение, Рождество, Пасху. Устанавливать и привязывать праздник к конкретному дню стали в IV веке.
В 325 году Первый Вселенский Собор впервые провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. Это становится общей канвой всего православного мира – порядок богослужений и порядок самих праздников.
27 февраля 380 года император Феодосий I Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи.
«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого, разделившего империю между своими сыновьями на Западную и Восточную.
Именно с IV века устанавливаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать праздники, писать к ним церковные тексты, праздновать в той традиции, как мы наблюдаем это сегодня.
Католики и протестанты отмечают Рождество Христово по Григорианскому календарю в ночь с 24 на 25 декабря.
ПРАВОСЛАВНАЯ церковь отмечает Рождество Христово — 7 января по Юлианскому календарю.
Восточно-римская империя — греческая Византия осталась духовно верной ПРАВОСЛАВИЮ, утратив политическую власть и государственность под ударами турок-османов, захвативших Константинополь 29 мая 1453 г.
В чём заключается разница григорианского и юлианского календарей?
На Западе в XVI веке были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нём есть некоторые погрешности.
Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Власть Папы в то время была очень сильной, поэтому ни королевским, ни императорским указом, а именно папской буллой вводится григорианский календарь.
Когда говорят об Украине, а часть её на тот момент была в составе Речи Посполитой, то эти земли тоже перешли на григорианский календарь. Но было одно но… Украина была православная и всячески противилась процессу католицизма. Уния была придумана в 1596 году как аналог Православия с римской догматикой, поэтому нельзя говорить в полной мере о том, что Украина в составе Речи Посполитой перешла на григорианский календарь в 1582 году. Для простого православного русского народа, живущего в Малороссии (на Украине), было очень важно сохранить свою православную идентичность, а переход на григорианский календарь — это один из шагов на пути к католицизму. И несмотря на то, что уния насаждала свою веру, народ восточной части Речи Посполитой – Малороссии (Украины) отказался переходить на новый стиль.
Интересный факт: в 1583 году римский Папа пишет письмо Константинопольскому патриарху Иеремию II с предложением: поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации и т.д. перейти на единую систему летосчисления – новый стиль, григорианский. В том же 1583 году Патриарх Константинопольский собирает Собор в Константинополе с приглашением Иерусалимского патриарха, где осуждается новый стиль летосчисления . Акты этого Собора интересны – в них присутствуют некоторые утверждения, даже в некотором роде неожиданные, например, что люди, которые будут следовать этому календарю, не смогут спастись. Но пройдет немного времени — 400 лет с не большим, и Константинополь все-таки перейдет на новый стиль.
Григорианский календарь тоже имеет свои неточности, и в конце XIX — в начале XX века сербские астрономы установили, что все исчисления юлианского и григорианского имеют доли расхождений, которые мы не замечаем, но если взять 5-10 лет как временной отрезок, то набегают определенные дни разницы… Они высчитали, что григорианский календарь соответствует фазам Солнца, но с 2800 года он будет иметь существенные недостатки, поэтому был предложен новый юлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским именно до 2800 года, а после будет иметь более точное летосчисление.
— Сейчас им пока никто не пользуется…
— Вот этот момент очень интересный. Вся Западная христианская Церковь живёт по григорианскому календарю. Восточная христианская Православная Церковь до начала ХХ века жила по юлианскому календарю. Начиная с 20-х годов XX века Православная Церковь стала переходить на новый юлианский, а не григорианский календарь. После 2800 года юлианский календарь устранит недостаток григорианского календаря, который не смогли учесть в XVI веке. Сейчас есть три календаря: юлианский, григорианский, новоюлианский.
— Наша Православная Церковь живёт сейчас по какому календарю?
— Православная Церковь живёт по юлианскому календарю. Всё связано с политикой. Вспомним, что конец XIX в. — начало XX века — время Первой Мировой войны, в результате которой произошёл распад трёх империй — Османской, Австро-Венгерской, Российской империи. Начинаются национальные движения, и в свете этого каждый народ пытался «прорубить» окно в Европу, в том числе перейти на общепринятые меры – веса, километража, календаря. То же самое происходит и в Константинополе. После распада Османской империи от неё отделяются христианские государства — Югославия, Болгария, Греция, образовывается Турецкая Республика со столицей в Константинополе, переименованном в Стамбул. Снова возник вопрос об установлении определенной унификации с западной Европой.
После возникновения Советского Союза прежние вычислительные меры Российской империй были отвергнуты, так пуд перешёл в 16 килограмм, были мили – перешли на километры. Возник вопрос о календаре. В Стамбуле турецкой властью был поднят вопрос о переходе на новый стиль, идентичный с западной Европой, и в 20-х годах государство решилось на это.
В 1923 году константинопольский патриарх Мелетий начал движение о переходе Константинопольской Патриархии на новый новоюлианский стиль. Все Православные Церкви переходили на новоюлианский стиль, кроме Финской, которая перешла на григорианский. Повторюсь, до 2800 года – это один стиль с григорианским, но Константинопольская Церковь перешла на новоюлианский календарь, чтобы в перспективе убрать недостаток григорианского календаря.
— А вот 13 дней разницы…
— Это между григорианским и юлианским календарями. Григорианский и новоюлианский — идентичны.
— Но мы пока по новоюлианскому не живём…
— Фактически да. Православная Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Церкви живут по юлианскому календарю. Все остальные христианские Церкви в начале ХХ века начали переходить на новоюлианский календарь. Константинопольская христианская Церковь перешла на новый стиль в 1924 году, за ней пошли болгары, греки… Даже Русская Церковь указом Святейшего Патриарха Тихона 15 октября 1923 года перешла на новоюлианский стиль, но продолжалось все это 24 дня — до 8 ноября 1923 года, так как народ нововведение не принял, и указом того же Патриарха Тихона был возвращен православной церкви юлианский календарь.
Есть в Православном мире Финская Автономная Церковь, которая сейчас находится в составе Константинопольского Патриархата. Так вот она живёт по григорианскому календарю. Следует указать на один очень существенный момент – юлианский календарь, когда он был христианизирован в IV веке, вобрал в себя все православные традиции – как праздники солнечного календаря, так и лунного. У нас есть праздники подвижные и неподвижные. Подвижные – это те, что зависят от Пасхи, соответственно они вычисляются по Луне, а праздники, которые переходят из года в год в одну и ту же дату, привязаны к Солнцу. Церковный календарь на основании юлианского вобрал в себя лунный календарь и солнечный календарь.
Что же происходит дальше? При переходе в ХХ веке на новый стиль все Православные Церкви перешли на новый стиль по солнечному календарю, а лунный календарь, по которому вычисляется Пасха и все подвижные праздники, оставили по юлианскому календарю, как это и было ранее.
Чем интересна Финская Церковь? Пасху фины вычисляют по григорианскому календарю, т.е. так, как вычисляют католики, потому что Финляндия – это в основном протестантское государство. Там на законодательном уровне было определено, что в стране Пасху празднуют все в один день. Соответственно, привязка церковных и государственных праздников очень плотная. Поэтому при переходе в начале XX века Финской Церкви на новый стиль, ей были поставлены условия — перевести пасхалии на новый стиль, то есть григорианский календарь. Это был единственный прецедент в Православной Церкви. Все Православные Церкви, кроме Финской, празднуют Пасху вместе, а все подвижные и неподвижные праздники по-разному – одни по новоюлианскому стилю, другие по юлианскому.
Проблема календаря – это проблема традиций, а не догматическая проблема. Она не касается основ и истин вероучения, соответственно она не считается отступничеством или ересью. Но для христианского народа, который привык следовать традициям, это очень важно, потому что Православная Церковь живёт не только Писанием, но и преданием, всем тем церковным опытом, опытом Святых Отцов, которому более 2 тысяч лет. Церковный устав, который начал формироваться, начиная с IV века, выработал такую книгу, как Типикон. В ней содержатся правила совершения церковного богослужения, проведения церковной жизни, вплоть до трапез, сна, всего распорядка христианской жизни.
Начиная с VI века, Церковный устав выработал виды совмещения богослужений, а именно как служить, если Благовещение выпадет на Пасху, как служить, если какой-то праздник выпадет на первую неделю Великого поста, третью неделю Великого поста… Церковной практикой все это выработано и уже фактически тысячу лет мы этим пользуемся. Проблема возникает при сопоставлении переходящих праздников и не переходящих.
Например, есть такое понятие «кириопасха» – когда Благовещение выпадает на Пасху. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то «кириопасха» не выпадает никогда, соответственно Благовещение может быть даже на Первой седмице Великого поста. Но в Типиконе, который уже имеет тысячелетнюю историю, такой случай не прописан. И таких примеров можем привести множество.
Когда идёт дискуссия о приоритете нового или старого стиля, всегда приводят один пример: когда у нас Пасха поздняя, а Церковь живёт по новому стилю, то Петров пост полностью упраздняется, т.к. Праздник Петра и Павла выпадает 29 июня. Это тоже нарушение церковного предания – один из постов упраздняется. Вопросов возникает много: как совмещать богослужения, как совершать службы… Если строго подходить к церковному вопросу, то это является нарушением устава, который вырабатывался Церковью на протяжении веков.
— Если перейти на григорианский календарь, то будет много не стыковок…
— Конечно. На практике – как служить? В глобальном масштабе, это проблема обряда, это проблема традиций. Это не вопрос догматических истин или еретизма. У нас уже есть столетний опыт Константинопольской, Румынской и других Церквей, которые перешли на новый стиль в начале XX века. Уже несколько поколений живут по новому стилю и для них этот переход не ощутим.
Другое дело у нас, где народ очень привязан к традициям. Если говорить о разрыве в календарях, то сейчас, в XXI веке, есть 13 дней разницы, т.е. если Рождество по старому стилю 25 декабря, то по новому — 7 января. Но в ХХІІ веке, в 2100 году, нужно будет прибавить один день, и тогда Рождество уже будет 8 января.
Проблема календарей – исключительно астрономическая. Церковная нагрузка — только в церковном авторитете и предании Церкви. Мы наш Церковный календарь привязываем как к солнечному, так и лунному календарям. В Церкви есть даже такое понятие, как «великий индиктион» — это церковный круг в 532 года, который объединяет и лунный календарь, и солнечный. Святыми отцами, богословами проделан колоссальный труд, были высчитаны все богослужебные даты, и это было сделано настолько точно, что раз в 532 года повторяются как подвижные, так и неподвижные праздники.
Соответственно, если мы перейдём на новоюлианский календарь или на григорианский, мы потеряем многовековую традицию. Но с другой стороны, мы имеем большое поле для деятельности – как совмещать богослужения в таком или ином виде при переходе на новый стиль. Такая практика уже есть в Константинопольской Церкви.