В средневековье Крымские торговые города Херсонес, Солхат и Сураж были довольно известны в Европе, а Кафа (Феодосия), имела в начале XV века 70 тысяч жителей и называлась «малым Константинополем». Крым соединял северную ветку Великого шелкового пути с портами стран Средиземноморья и всей Европы, и выполнял важную роль в торговом пути из «Варяг в греки». В Таврию были сосланы византийский император Юстиниан, папа римский Климент I, папа римский Мартин I Исповедник.
Россия, как второй Рим, выступает приемником Византии с её православием, двуглавым орлом, а Крым (Таврия) и древний Херсонес в этой концепции оказывается неким связующим узлом между прошлым и настоящим.
Крым богат историческими событиями, густо оплетенными древними легендами. Хочется привести одну почти детективную историю о крымском святом Клименте (лат. Clemens Romanus I). Предание гласит, что в Плестине Климент принял святое крещение от апостола Петра, а в 88 году Климента был рукоположен апостолом Петром в епископы Рима.
Согласно официальной хронике Католической церкви, Климент возглавил Римскую церковь и стал четвёртым Папой Римским с 88 г. (или 90 г.) — по 97 г. (или 99 г.) . Святой Климент проповедовал в Риме и после проповеди апостола во время Пасхи крестилось сразу 424 римлянина. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники Рима донесли о нём римскому императору Траяну (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах. Император Троян обвинил христианского епископа Рима святителя Климента в неуважении к древним римским богам, и потребовал от Климента принести жертву языческим богам и отречься от христианства. За отказ сделать это, римский император Троян приговорил епископа Климента в 98 году к изгнанию из Рима в далёкую Тавриду, на каторжные работы в Инкерманские каменоломни.
Прибыв в Инкерман в 98 году по Р.Х., апостол Климент встретил там более двух тысяч христиан, ранее осуждённых и сосланных в Тавриду на каторжные работы. Апостол Климент продолжал проповедовать христианское учение среди простых каменотёсов, утешал отчаявшихся и наставлял заблудших.
В 99 году по Р.Х. святой Клемент каждый день крестил до 500 язычников Тавриды. За одно лето 100 года по Р.Х. число христиан в Херсонесе и на всём Таврическом полуострове настолько увеличилось, что для них потребовалось построить около 75 новых христианских церквей.
Языческие идолы на Таврическом полуострове были разбиты в 100 году по Р.Х., а языческие капища – разрушены, а все жители приняли христианскую веру. Узнав о том, что в Херсонесе Таврическом бесчисленное множество людей уверовало во Христа, римский император Траян (98 — 117 г.г.), приказал умертвить Климента, его посадили в лодку, отвезли далеко в море и там, привязав якорь на шею, бросили в пучину морскую в районе бухты Казачьей, дабы христиане не нашли его тела.
Синод Русской православной церкви включил в поминальный список святых (церковный месяцеслов) тех, кто был канонизирован до 1054 года, когда произошла Великая схизма —разделение Церкви на западную и восточную. Святого мученика Климента одинаково почитают и в католицизме, и в православии.
Сохранились две версии о «чуде обретения мощей святого Климента»: латинская — рассказ Григория Турского и греческая — текст Херсонского епископа Ефрема.
Обе истории свидетельствуют о том, что по молитвам христиан Херсонеса каждый год в день мученической кончины апостола Климента 25 ноября воды Чёрного моря (Понта Эвксинского) отступили от берега на три стадия (около 500 метров), открывая вход в подводную каменную пещеру, где покоились мощи святого мученика Климента, и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
Факты истории.
Согласно Евсевию Кесарийскому (260 — 340 гг.), Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы. В анналах бенедиктинского монастыря в австрийском городе Мельк («Annales Mellicenses») от 1123 года говорится, что Климент был четвёртым папой римским, и пребывал в должности 9 лет (с 88/90 по 97/99 год). О святости Климента впервые говорит Руфин Аквилейский в конце IV века, но мучеником его не называет. Впервые Климент назван мучеником в 417 г. в послании папы Зосима. Григорий Турский (538 — 594 гг.), автор «Книги во славу мучеников» пишет, что гонения на христиан проводил император Траян, и при нём пострадал христианский епископ Рима Климент.
Перым епископом Рима был святой Пётр, вторым — св. Лин, третий — св. Клет, четвёртый — св. Климент.
Григорий Турский впервые пересказывает легенду об утоплении святого Климента, четвёртого епископа римской церкви, но без географической привязки.
Документ «Слово на перенесение мощей св. Климента», принадлежащий перу самого христианского проповедника Кирилла, в миру Константина по прозвищу Философ, (827—869 г.г.) подтверждает, что святой Климент принял мученическую смерть в Херсонесе, на месте нынешнего Севастополя.
В Житие Константина Философа сказано, что «когда же услышал, что святой Климент ещё лежит в море, помолившись, сказал: «Верую в Бога и надеюсь на святого Климента, что найду [останки его] и вынесу (их) из моря». Просветители славянских народов Кирилл и Мефодий хотели получить от Папы Римского Адриана II (ум. 872 г.) благословение своих переводов Библии и Евангелия на славянский язык, и разрешение Папы Римского народам вести христианское богослужение на родном славянском языке.
В Риме собрано великое множество святынь, захоронены останки святых апостолов, святителей, и останки всех Римских Пап, но среди почитаемых христианской церковью святых реликвий не было останков четвёртого Папы Римского Климента.
Константин Философ, отправился в Херсонес и убедил епископа Георгия и священнослужителей Херсонесского духовенства, и всего клира из Константинопольского собора святой Софии о совместном молебне в день поминовения святого Климента. «Они сели на корабли и отправились на (то) место. И когда море утихло, а (они туда) дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал (слышен) сильный запах, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великою честью и славой, и все горожане внесли их в город, как написано в Обретении его (останков)».
Анастасий Библиотекарь (810 — 879 гг.) в письме к велетрийскому епископу Гаудерику сообщает подробности, как Константин узнал, где искать мощи святого Климента: «узнали сущую правду от Митрофана, предстоятеля Смирнской митрополии, мужа, славящегося святотью и мудростью, который проживал не далеко от Херсона», куда был сослан вместе с другим патриархом Фотием.
Далее в письме Анастасий Библиотекарь продолжает: «Константин выдал в честь торжественного открытия святых мощей (Климента) гимнологий Богу Всемогущему. Но существуют также два его небольших сочинения, именно коротенькая повесть в одно торжественное слово, переведенная (разумеется, на латинский язык) мною языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия его… Свиток же гимна, который тот же философ издал во славу Божию и блаженного Климента, я не решился перевести, потому что в латинском переводе если бы вышло, то слишком мало, то слишком много слогов, не было бы складной, ладящей с напевом гармонии. Но если ты, муж желаний, и это возложишь на меня, то приступлю к тому, что востребуешь, с помощью Божией».Анастасий Библиотекарь, а возможно, и его адресат — епископ Гаудерих, сделали перевод на латинский язык «Слова на перенесение» Константина Философа. Лев Марсикан в XI веке написал сочинение «Итальянская легенда», которое представляет собой переработку утраченного труда епископа Гаудериха — латинского перевода «Слова на перенесение» Константина Философа.
История вторая.
Главной целью французского посольства, отправленного в Киев в 1048 году было желание французский король Генрих I взять в жены дочь князя Ярослава Мудрого — Анну.
Хроника аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе сообщает, что французский король Генрих I направил в «землю руссов», находившуюся где-то «у греческих границ» посольство в 1048 году во главе с Готье, епископом Мо, и одним из своих вассалов Гасленом де Шони.
«В год от Воплощения Господня 1048-й, когда Генрих (Henricus), король французский (Franci), послал в Рабастию (Rabastia) шалонского (Catalaunensis) епископа Р[оже] (R.) за дочерью короля той страны, по имени Анна (Anna, Анна Ярославна — дочь Ярослава Мудрого), на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик (Odalricus) просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес (Cersona), в котором, как пишут, покоится святой Климент (Clemens), и до сих пор ли отступает море в день его рождения и [к мощам] можно пройти пешком? Епископ исполнил это.»
Пользуясь случаем, настоятель Реймского собора Одальрик, автор труда «Реймсская псалтирь», попросил киевского епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент, и до сих пор ли отступает море в день его рождения и [к мощам] можно пройти пешком?
Епископ исполнил эту просьбу и настоятель Реймского собора Одальрик узнал, что папа Юлий I, епископ Рима (с 337 по 352 гг.) прибыл [некогда] в ту область, где покоился святой Климент, для борьбы с ересью, которая процветала в тех краях. После проповеди папа Юлий I хотел отправиться назад, но ему явился ангел Господень и сказал: «Не уходи, ибо от Господа велено тебе вернуться и перенести тело святого Климента, которое до сих пор лежит в море». Юлий [отвечал] ему: «Как я сделаю это, если море отступает только в день его рождения?» Ангел сказал ему: «Знаком того, что Господь приказал тебе вернуться, и будет отступившее перед тобой море». Папа Юлий I отправился туда и перенёс тело святого Климента, положил его на берегу и построил там церковь; затем, взяв от тела [часть] мощей, увез с собой в Рим. И случилось так, что в тот же день, в какой римский народ встречал с высочайшими почестями принесённые им мощи, могила, оставленная в море, поднялась вместе с дном над водами, и сделался остров, на котором жители той земли построили церковь и монастырь. С тех пор к той церкви плавают на кораблях. Названный князь Ярослав рассказывал также епископу, что в своё время он побывал [там] и привёз оттуда с собой главы святых Климента и Фива, ученика его, и положил их в городе Киеве, где они чтимы и поклоняемы. И даже показывал эти главы упомянутому епископу».
В 1253 году Вильгельм Де Рубрук по поручению французского короля Людовика был в Таврии (Крыму). В своём «Путешествии в Восточные страны» он пишет следующее: «Мы прибыли в область Газарию, которая имеет с запада город, именуемый Херсона, в котором был замучен святой Климент. И, плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находится знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими».
В русской летописи по Лаврентиевскому списку (1377 г.) сказано: «В лето 6496 (988 г.) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе». По этому преданию, князь Владимир, завоевав византийский Херсон и крестившись в 988 году, перевёз в Киев мощи святого Климента и его ученика святого Фива, и положил их в Десятинной церкви.
Доминиканец Эмиддио Доттелли Д’Асколи, префект Каффы, составил описание Чёрного моря и Татарии в 1634 г. В описании Чёрного моря он сообщает, что мощи святого Климента были перевезены в Рим, по повелению римского папы Николая I (с 858 по 867 гг.), то есть в то время, когда мощи святого Климента обрёл Константин Философ.
Итак, в четырёх исторических источниках об обретении мощей святого Климента в Херсонесе, неоспоримо утверждается, что святой Климент принял мученическую смерть в Таврии (Крыму), в византийском Херсоне, и мощи его были перенесены. Но кем и куда?
В первой половине IV века епископ Рима Юлий I побывал в Херсоне, там он нашел мощи св. Климента на дне моря, которое чудесным образом расступилось, воздвиг на берегу моря церковь и перенес туда тело святого, а часть мощей увез с собой в Рим. Кроме того в море, на месте обретения мощей святого, образовался остров, на котором были построены церковь и монастырь. Путешественник Вильгельм Де Рубрук подтверждает это, говоря, что рядом с Херсоном видел тот самый скальный остров в 1253 году.
В 860 году Константин Философ был направлен с миссионерскими целями в Хазарию, и посетил Херсонес Таврический. С момента обретения мощей святого Климента прошло более пятисот лет, но херсонеситы не забыли своего покровителя Климента. Живший в ссылке в Таврии Митрофан помог Константину Философу отыскал подводный склеп, руины церкви на скале, и обрести мощи святого Клемента.
По указанию папы Николая I, через несколько лет после их вторичного обретения, часть мощей святого Клемента была перевезена в Рим.
Через 128 лет после описываемых событий, в 988 году князь Владимир завоевал Херсон, а мощи святого Климента перенёс в Киев.
Проходит ещё лет двадцать, и Херсон посещает Ярослав Мудрый, который обретает там главу святого Климента, и также привозит её в Киев. Собрав воедино мозаику разных историй об обретении мощей святого Климента, мы с уверенностью можем сказать, что часть его мощей всё же и сегодня осталась лежать в Херсонесе.