Исследования о языческом богослужении древних славян.
Срезневский И.И.
Глава первая. Святилища Богослужения.
3. О городищах.
Нельзя не согласится, что и так называемые городища принадлежали к святилищам, составляя переход от простых жертвенников к храмам. Как памятники язычества, они заслуживают особенного внимания. Не имея возможности говорить о них здесь подробно, сообщу только в общем итоге то, к чему привели меня исследования, мною сделанные в западных славянских землях, сравнительно с исследованиями Ходаковского136.
Городищем137 называется старинная валовая насыпь, изогнутая на своем протяжении правильной дугою или угловато в целый круг, или полукружие, и иногда обведенная кругом ли, или с какой нибудь стороны, не рвом, а другой подобной насыпью или даже многими. Из городищ одновальных многие суть полный круглый, в которых вал образовал по круговой черте, более или менее правильной, и опускается в завалке полого, а на внешнюю сторону довольно круто, и притом так, что у некоторых, вал всюду одинаково высок, между тем как у других он в одну сторону высок и широк, а в другую гораздо ниже и уже. Иные из них вовсе не имеют входа; иные же имеют один вход или два.
В городищах полных и угловатых вал образован по четвероугольному чертежу, но более или менее закруглен: они бывают также со входами и без входов. От городищ полных с первого взгляда отличаются городища половинные; у них отворенная сторона обыкновенно обращена к более или менее крутому скату горы, под которым почти всегда течёт вода, – и вал у некоторых образовал дугою более или менее глубокою, а у других зауглен покоем или глаголем.
Городищами многовальными можно назвать те, которые кроме главной, полной или половинном, круговой черты вала, имеют ещё особенные валовые насыпи кругом или с боку. Разнообразие этих приделок так велико, что едва ли может быть подведено под какие нибудь общие условия.
Почти каждое такое городище представляет какую нибудь особенность, которой не имеет никакое другое, и между тем эти приделки, без сомнения, что-нибудь значили, насыпались не случайно, не по прихоти, а в следствии нужды. Вообще их можно разделить на два разряда: в городищах двойных или составных трудно отделить главную часть от приставной; в городищах фигурных или обсыпных около главного вала находятся приделки, не соединенные с ним в одно целое. Приделки эти иногда имеют форму дуги, обводя собой главный вал, то с задней стороны, то почти кругом; иногда же, получая самые разнообразные формы, примыкают более всего ко входу городища138.
Городище имеет свой тыл или заднюю сторону там, где вал поднимается выше, и свою переднюю сторону или лицо там, где вал ниже, или где есть вход в городище. Ходаковский считал лицо или вход с востока одним из важных условий устройства городища139; есть, однако, много городищ, обращенных к западу, северу и югу, а в обращенных к востоку нельзя не заметить что многие из них обращены не прямо на восток, а заметно более на север, чем всходит солнце летом. Притом же, лицо и тыл городища не всегда обращены в противоположные стороны: у многих лицо в отношении к тылу находится с боку.
– Ни одно из городищ не сохранилось вполне в таком виде, в каком было первоначально: одни осели, другие разрыты водою или людьми, и все таким образом могли потерять хоть что-нибудь как в своей форме, так и в величине. Тем не менее, не опуская из виду формы, нельзя не обращать внимания и на величину городищ, т. е. на длину вала по его венцу, на толщину и вышину его, наконец на обширность завалья или внутреннего пространства городища.
Длина вала по венцу редко бывает менее 80 шагов и также редко доходит до 1000 шагов: обыкновенной величины городища простираются в длину от 150 до 300 шагов по венцу вала. Высота вала не соразмеряется с его длиною: напротив того, в очень больших городищах вообще вал ниже, – может быть впрочем от того, что легче мог быть испорчен. Вообще вал не бывает ниже 3-х шагов в отвесе и доходит в высоте до 20 шагов. Что касается до толстоты вала, то она, с немногими исключениями, всегда соразмерна с его вышиною, расширяясь вниз обыкновенно под углом 90 – 110°.
Во внутреннем пространстве городище имеет поперечнику до 80 шагов и более, а иногда и не более 10 шагов.
– Так разнообразны городища, встречаемые в землях славянских. Не во всех, впрочем, славянских землях они встречаются, хотя Ходаковский и воображал, что ими наполнено все пространство от Уральских гор и Камы на запад до Эльбы и Герцинских лесов, а от Северной Двины на юг до Балканских гор и Адриатического моря140. Границы восточные, может быть, и справедливо означены; но на запад их должно означить совсем иначе. Там горная черта, идущая по вершинами Карпатского хребта, Судетов, Морэвского погорья, Шумавы или Чешского леса и Рудных гор, и отделяющая Дунайское загорье от загорья Балтийского, отделяет и земли, обильные городищами, от земель, где их едва ли не вовсе нет.
В землях южных славян, т. е. болгар, сербов, хорватов, и хорутан, равно и в землях угорских русинов и словаков, занимающих южные склоны Карнатов, также и в Mopaвии, на восток от Моравского погорья, можно слышать об усадьбах, селениях, городах, урочищах, называемых городищами, но едва ли можно найти сами городища. Напротив того, по скверному склону Карнатов и Судетов и вокруг Исполиновых гор, городища небольшая редкость, особенно между верховьями Эльбы, Одры и Вислы. Чем далее на север, тем их меньше. В Мекленбурге нашлось пока только одно городище141.
В иных местах находим городища расположенными довольно близко одно от другого. Это заставило думать, что они и везде в предположенном пространстве одинаково часты, что на каждой квадратной миле, как думал Ходаковский, можно искать городища, и что притом каждое лежит уединенно, что нельзя видеть двух, трёх на одной версте142. Факты противоречат этой догадке; в Лужицах, например, чем глубже идти на юг в горы и чем ближе подходит к так называемому Болоту (Bloto, Spreewald), тем их меньше; в Силезии и Галиции их более в южной половине, нежели в северной; в южной России некоторые поречья, подобно Коломацкому, приметно отличаются богатством городищ, и можно пройти большое пространство, например в степи, не найдя ни одного. Равным образом и на востоке, и на западе городища попадаются иногда так близко, что с одного можно их видеть несколько: так на Шпреве и её притоках одно от другого отстоит иногда не далее как в полуверсте.
– Ходаковский был убежден, что городища были ставимы только на местах возвышенных над водою, с себя и на себя давая открытый, прекрасный вид, или на стрелках соединения двух потоков воды143. Это мне кажется недосмотром. Конечно, есть много городищ, поставленных в таких местах; но много есть и таких, которые окружены равниной, болотами, лугами, холмами и скрываются за ними почти со всех сторон.
Большая часть Саксонских, северных Лужицких, юговосточных Силезских и пр. лежат в болотах; большая часть Южнорусских – на совершенно ровных местах; у очень многих не находим следа текучей воды; другие лежат в лесах, и не мудрено, что как теперь, так и прежде скрывались за чащей.
Вообще, мне кажется, городища можно разделить на два разряда. Одни лежат на местах открытых, могли быть всегда видны хоть с какой нибудь стороны, – и таковы степные и не только видные, но и приступные; таковы же в нагорные, которые хоть и могли быть неприступны, с одной стороны окружаясь лесом, с другой крутизною ската, но все-таки были видны с этой стороны снизу вверх. Другие, напротив, лежат на местах, где они легко могли быть скрыты за лесами, за болотами или за тем и другими вместе.
Всего этого, кажется, довольно, чтобы понять внешний вид и положение городищ, остаётся сделать ещё несколько заметок о том, что городища были действительно святилищами богослужения у древних славян. Это доказывал уже Ходаковский, ещё не обращая внимания на то, что можно в них найти, разрывая почву, их покрывающую144. Теперь, когда многие из них разрыты, можно говорить об этом положительнее.
В городищах, при разрытии оконечностей вала и внутреннего пространства завалья, находимы были: а) уголь и зола, в огромном количестве сваленные куда-нибудь к стороне, а иногда покрывающие дно завалья; b) в угле и золе недогоревшие головни, кости и рога животных, черенки разбитых глиняных сосудов; с) в угле и золе, а также в насыпи и в завальи – ножи, стрелы, приборы к одежде из бронзы, серебра, золота и пр., d) каменные основания костра и между камнями недогоревшие брусья145.
Всё это доказывает, что в городищах сожигали людей и животных, и что, следовательно, это были места или жертвоприношений, или сожжения мертвых, носивших на себе тот же характер жертвоприношений, или того и другого вместе. Нельзя оспаривать, что городища могли быть в немирное время местами убежищ, какими были и священные рощи и храмовые города, во время мира совершенно пустынные146; но не в этом заключалась их прямая цель: иначе бы не то можно было находить в них.
Притом же, некоторые из городищ так малы, что их как военные укрепления, употреблять было бы странно. Не говорю уже о том, что употребление рва у вала для защиты от врага столь же общеизвестно, как и естественно; а между городищами нет ни одного, в котором бы вал был окружен рвом, так что в этом нельзя не видеть намерения, вовсе не тактического. Наконец, и в народе хоть они известны иногда под именем шанцев, но сохраняют и священный характер, пробуждая собою религиозный страх, или приковывая к себе какие-нибудь языческие воспоминания. Словом сказать, богослужебное значение городищ видно изо всего. Тем более надобно сожалеть, что нет пока возможности дознаться не по одним догадкам, какого именно рода богослужение посвящены были они, какие именно обряды были в них совершамы. Решение этих и подобных вопросов надобно отложить до того времени, когда городища подвергнутся исследованиям, более подробным.
Переходим к обозрению храмов.
136.Ходаковского, План Путешествия по России, в Сын: Отеч. за 1820. N 33–40; а извлечение из него в Вестник Евр. 1820. N 17–18. Его же, о Slowianszczyznie przed Chrzescianstwem. Krakow. 1835. Его же, Историч. Система, в Рус. Истор. Сборник. 1. М. 1837, кн. 3.
137.Рус: городище, городиско; Пол: grodzisko; ,Луж;, ролżiśće; Чеш: hradiste.
138.Примеры городищ разных форм можно найти у Хидаковского (Истор. Сист.), Калайдовича (Письма об археолог, изследованиях), М. 1825), Вагнера (Die Tempel und Pyramiden auf dem recht. Elbufer. Leipz. 1828. Aegipten in Deutschland. Leipz. 1839), Прейскера (Blicke. 1: 100 и след. 2: 116 и след. 192 и след.), и проч
139.Ходаковский, Истор. Система. 2: 27. 93.
140.Ходаковский, План путешествия. Сын От.№ 33. Стр 296
141.Ravensburg. Bartsch, Jahresbericht d. Vereins für Meklenburg. Gesch. Schwerin. 1840. 110–117.
142.Ходаковский, Истор. Сист. 11–12.
143.Ходаковский ib. 11.
144.Ходаковский, ib. 53 и след.
145.Смотр, вышеознач. статьи Прейскера и Вагнера.
146.Гельмольд. 1: 84. Срав. ниже о храмовых городах.
Далее… Глава вторая. Обряды Богослужения. 4. О храмах и идолопоклонстве