Среда , 17 Апрель 2024

Масленица.

Масленица — самый бескорыстный, весёлый и озорной праздник проводов Зимы и встречи Весны, сохранившийся на Руси с языческих времён. Древние греки устраивали весёлые празднества в честь бога Диониса и назвали праздник Apokries («апо креас» – «без мяса»), когда у крестьян заканчивалось мясо. Праздник Масленица — это  народный карнавал (из фр. саrnаval от итал. саrnevalе — «прощай мясо» — саrnе — «мясо» и vale «прощай»), излюбленный праздник многих людей. Несмотря на то, что это 7-дневное празднество сохранило языческие корни и элементы славянской мифологии, масленичная неделя все равно считается подготовкой к христианскому Великому посту.

Масленица в 2023 году начнётся 20 февраля, а закончится 26 февраля.

Большевики Масленицу убрали как пережиток царизма и религиозных заблуждений и попытались заменить её на восьмое марта. Однако в 1958 году праздник вернули, под названием Проводы русской зимы. Вернули и обряды сжигания соломенного чучела с весёлыми песнями и танцами, с блинами.

Масленицу празднуют целую неделю перед Великим 40-дневным постом, за семь недель до Пасхи.

Изначально дата Масленицы всегда приходилась на весеннее равноденствие  20 — 21 марта. Однако этот день стал выпадать на Великий Пост, когда христианам не то что блины есть, но и веселиться не положено. После принятия христианства в 988 г., Православная Церковь приурочила этот традиционный языческий праздник к Великому Посту, чтобы не вступать в противоречия с народом, также и празднование Рождества было приурочено ко дню Зимнего Солнцестояния.

В календаре наших предков Масленица была вторым важнейшим моментом года. Первый приходился на зимнее солнцестояние — 21 декабря — Святки, когда все обряды были направлены на то, чтобы пробудить солнышко и «погреть» кострами предков, лежащих в земле. В марте следовало логическое продолжение пробудить землю к плодородию.

Сначала на Масленицу, как и на Святки, предков угощали. Если зимой это, как правило, был первый глоток медовухи или пива, который символически выливали прямо на стол, то на масленицу предков угощали первым блином — его клали на слуховое окно «для душ родительских», либо отдавали нищим — на помин души. Могли и сами съесть, но тоже обязательно за упокой. Кстати, блины ели не только на Масленицу, это была вполне обычная деревенская еда. В песнях на масленицу звучали слова про еду, про семью, женитьбу и плодородие. Солнце уже на Святки разбудили, и оно набирает силу, а на Масленицу речь о пробуждении земли.

Языческое название Масленицы — «Комоедица», у белорусов — Камаедзіца. Самое ранее упоминание о Комоедице мы обнаружим в 3 томе книги П. В. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», изданной ещё в 1902 году. О суевериях в Бегомольском приходе Борисовского уезда священник Симеон Нечаев рассказывает:

«Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».

Во время Масленицы на всех славянских карнавалах ряженые «шуты гороховые» изображали медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях.

Комы – это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха.

Поговорка — «Первый блин комом», в 1736 году «Первый блин и тот комом», или «Первый блин да комом», встречается в 1741 году. А сама присказка  «Первый блин комом, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне» прозвучала в припеве песенки бабушки Варвары из фильма «Вот моя деревня» 1972 года.

Считалось, что первый блин должен задобрить предков, поэтому первый блин должен быть хорошим и красивым, а не скомканным.

На Руси в связи с ритуальным значением блинов, которые ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах, первый блин считался особым и должен был быть отнюдь не «скомканным», неудачным. В Рязанской губернии, например, при наливании блинного теста на сковородку и выпекании первого блина, призывают всех родственников присоединиться к трапезе. В поминальных обрядах умерших родственников, как бы приглашали вкусить первый блин (или заломленный хлеб).

Масленицу называли также Мясопуст или Сырная неделя, или Маслопуст — вероятно, от него и образовалось слово «Масленица».  Масленицу называют «Мясопустной» неделей, так как в эту неделю запрещено есть мясо.
Церковнославянское слово «мясопуст», в церковнославянском мѧсопоустъ оно эквивалентно греческому Ἀπό-κρεω — «мясо оставляю», «мясо отпускаю», то есть «ем мясо последний раз», так как следующий, воскресный день — последний, когда верующие позволяют себе «вкушать мясо», день, когда мы «мясо оставляем», то есть воскресенье «мясопустное», и суббота накануне воскресенья тоже называют «мясопустной» Вселенской родительской субботой.

Масленица для славян — всё равно что карнавал для итальянцев, первоначальный смысл праздников один и тот же, в переводе с итальянского карнавал” (carne-vale) означает “говядина, прощай!”.

Масленица — праздник оживления природы и солнечного тепла. Испокон веков славяне воспринимали весну, как начало новой жизни и поклонялись Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. В честь Вешнего (Вышнего) Солнца сначала пекли пресные лепёшки, напоминающие горячее солнышко, а потом блины — главный атрибут масленицы.

Древние славяне верили, что съедая круглый, румяный блин они съедают частичку Вышнего Солнца и наполняются его теплом и могуществом.
Для славян Масленица долгое время была встречей Нового весеннего года! До XIV века Новый год на Руси начинался с 1 марта. А по давним славянским поверьям считалось, как встретит человек год, таким он и будет, поэтому и не скупились наши предки в этот праздник на щедрое, хлебосольное застолье и безудержное веселье, а Масленицу — сырную неделю, в народе называли «широкой», «обжорной», «честной», а то и «разгульной», «разорительницей».

Масленица семь дней гуляет, народ провожает надоевшую зиму, приветствует приход весны, угощаясь блинами. Всю неделю шли масленичные гулянья, которые можно назвать даже словом «бесчинства» и полный разгул.

Задачей молодёжи было озорничать. Например, красть разные вещи у старших. Совершенно очевидно, что кражи эти были ритуальными, потому что крали только то, что можно было использовать на гуляньях — сани, дровни, чтобы кататься, дрова, солому, колеса от телег, чтобы поджигать, одежду и ленты, чтобы надеть на чучело. А те, у кого крали, относились к этому на масленичной неделе как к должному. Как и на святочной неделе, мир во время масленицы был как бы вывернут наизнанку. То, что обычно нельзя было делать, во время разгула на масленицу — можно.

Важным делом для парней было «солить девок» — им кидали под юбку снег, роняли в сугробы, валяли в снегу и даже закапывали в снег. С одной стороны, это были просто игры, а с другой, подготовка к тому, чтобы выбрать себе пару и жениться. Женитьба — одна из целей Масленицы, говорили: «На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба» (свадьба в первое воскресенье после Пасхи). Народные песенки-частушки даже носили угрожающий характер: «Масленица – белый сыр, кто не женится, тот сукин сын».

Молодые должны были озорничать и подшучивать над стариками — залезть к ним в уголок и скрести, стучать в окна и по крыше, изображать нечисть. Это тоже было элементом переворачивания мира, смешения дозволенного и запретного, но помимо ритуального значения, было и психологическое воздействие, чтобы пожилые не чувствовали себя одиноко.

Во время масленицы взрослые, уже женатые и пожилые люди тоже развлекались по-своему. Их озорство имело ярко выраженный эротический подтекст, связанный с плодородием. Например, женщины наряжались в мужчин, цепляя себе на известное место морковку. Мужчины, наоборот, в женщин, либо бегали по улицам голые, или хотя бы с оголенными частями — спереди или сзади. То есть уже давшие потомство люди, совершали нечто, связанное с плодородием.

Возможно, в праиндоевропейские времена тут было нечто, напоминающее будущие греческие Дионисии с плясками и фаллическими шествиями. У славян, получается, тоже не обошлось без фаллических шествий, несмотря на все усилия церкви. Вся эта вакханалия создавала ситуацию ритуального хаоса, в котором умирал старый одряхлевший мир, и из которого рождался новый, именно в это время отмечался в древности новый год.

В центре праздника, конечно, встреча и проводы самой масленицы. В начале недели из соломы и ветоши делали чучело, наряжали его в кафтан, обматывали кушаком, надевали шапку и лапти, в руку давали блин, и возили по деревне — так проходила встреча. За санями с криками и хохотом шла толпа, некоторые, как и ряженые на Святки, надевали маски, обязательно катались на санях. Работать в эти дни было нельзя, поэтому хозяйки готовили целую кучу еды заранее, а после уже не прикасались к делам, только гуляли, играли, веселились и катались с горок.

В последний день масленицы соломенное чучело ставили на сани, провожали по деревне с тем же шумом, что и встречали, и эта процессия проводов имела чёткий характер шутовских похорон. Проехав на санях по деревне, молодёжь выносила чучело за околицу села, там разрывали на куски или сжигали. Это происходило на «озими», то есть на поле, засеянном озимыми, а молодые парни и девушки хватали горящие головни из костра, и бросали по всем местам, которые были засеяны. Очевидно, это должно было обеспечить озимым посевам рост и а всем селянам процветание. Вероятно, происходили и другие ритуальные действия оплодотворения земли.

После сожжения соломенного чучела масленицы происходила  шутовская тризна,  включавшая кулачные бои, стенка на стенку, бои снежками за взятие ледяные крепости, скачки, джигитовка и прочие воинские состязания.

У белорусов долго сохранялся обряд, который ещё яснее раскрывает связь между похоронным обрядом и идеей плодородия. Обряд назывался «Похороны деда», а заключался в похоронах или сожжении чучела, обладающего огромным фаллосом. Возможно, это символ умирающего старого, но с элементом нового. Иногда и сопровождающие процессию мужики оголяли свои «срамные» части.

А когда неделя карнавала-масленицы подходила к концу — всё  буйство разгула бесследно исчезало, больше не было чучела, уничтожались горки, сносились снежные крепости и городки. Мир снова входил в своё размеренное и упорядоченное существование, люди вновь следовали правилам. Насколько безумным был разгуляй, настолько же четкие были у него временные границы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Масленица — похожа на 7-дневный карнавал на Святки по ощущению мира, вывернутого наизнанку, но с большим элементом концентрации на фаллическом культе, связанным с плодородием. Можно предположить, что взрослые люди, которые уже дали потомство должны были передать своё плодородие молодым, которые как раз в это время планировали женитьбу или просто взрослели. Сожжение чучела, разбрасывание  углей, развеивание пепла по полю выполняло такой же ритуал плодородия, но направленный на плодородие земли.

В последний день Масленицы ходили друг к другу кланяться и просить прощения за весь разгул и озорство, этот обычай развился из культа предков. Изначально обряд прощения выполнялся по отношению к мертвым — в этот день ездили на кладбище просить у них прощения. А сегодня эта древняя традиция сохранилась, как церковный обряд христианского прощения.

Из книги Максимова «Нечистая сила«:

Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками. Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвёртом часу пополудни они кучками в 10-12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить на дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня, ____, забудь всё, что я тебе навредила или нагрубила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины и отправляются домой так же молча, как и пришли.

Что характерно, подобные элементы культа предков встречались у нас позже, на Троицу, а также на Радуницу. Про первое воскресенье после Пасхи говорили: «В Красную горку родители из могилы теплом дохнут». После летнего солнцеворота про культ предков как будто забывали — до следующих Святок. То есть с декабря по июнь мы с предками активно взаимодействовали, а с июня по декабрь практически забывали о них. Почему?

Дело в том, что именно в первой половине года вместе с нарастающей силой солнца пробуждаются и силы земли, а земля для крестьянина — это всё. Она и мать, и дом, и кормилица, от неё зависит жизнь всей деревни. А земледельческая жизнь находится в тесной связи с культом мёртвых. Значит именно о них следует думать, когда хочешь призвать силы земли к плодородию. Почему возникла такая связь?

Дело в том, что умершие, в представлениях древних, продолжают жить там, где их хоронят — под землей. Там умершие предки превращаются в подземные (хтонические) божества, а значит могут насылать урожай или неурожай.

Земля и находящиеся в ней покойники, предки, как бы сливаются в одно целое, из земли должны прорости семена, но если умершим не оказывать почестей, то семена могут и не дать урожай. Именно поэтому и приходили наши предки на могилы, чтобы выразить предкам почтение, умилостивить и покормить их. И попросить хороший урожай взамен. Даже когда появились «настоящие» боги, люди все равно ощущали, что духи-предки никуда не делись.

Вот и получается, что на Святки предков грели, просили у них помощи, гадали, поминали, а на Масленицу — просили у них прощения, ещё больше чествовали и с помощью ритуалов оплодотворяли землю, чтобы она принесла хороший урожай.

Каждый день Масленицы имеет своё название и ритуалы.

Понедельник — «Встреча»- в этот день вы принимаете у себя дома гостей или сами идёте в гости на блины. Для этого дня есть свой обязательный ритуал: необходимо сотворить из старой женской одежды некое подобие огородного чучела, поставить у себя во дворе до конца недели и наречь его Масленицей.

 

Вторник – «Заигрыш». В этот день парни могли обнимать незнакомых девушек на улице, знакомиться, свататься, объявлять о помолвке, знакомьтесь с родителями невесты, тещами и свекровями.


Среда — «Лакомка». В этот день пекли не просто блины, а каждая хозяйка должна была удивить своих гостей и семью какими-то особенными, изысканными блинами.

Четверг — «Разгул» или “разгуляй”. Все, что было до этого дня, можно сказать, лишь разминка. В четверг народные гуляния перемещались на улицу, катались с горки, собирались большой компанией, строили снежные городки и, разделившись на две команды «Кафтан» и «Шуба», сражались в весёлых снежных баталиях. В этот день устраивают катание на лошадях “по солнышку” (по часовой стрелке) вокруг деревне, чтобы помочь солнцу прогнать зиму.

Пятница — «Тёщины посиделки». Зятья идут к в гости к «теще на блины!». Тёща в этот день должна была накрыть такое угощение, чтобы зять перестал, наконец, мечтать жениться на сироте.
Суббота – «Золовкины посиделки». Золовка — сестра мужа. В этот день принято ходить в гости к золовкам и невесткам, молодым родственницам. В субботу было принято выпекать жирные блины.

Воскресенье — «Целовальник» или « Прощённое воскресенье» . Поесть блинов вволю, обязательно попросить прощения у всех, кого умышленно или нечаянно обидел и троекратно поцеловаться — вот традиция последнего дня Масленицы — Прощеного воскресенья. Позвать в гости на блины — лучший повод для того, чтобы помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей. Блины и поцелуи счета не любят!
Чучело Масленицы, что всю неделю смотрело на ваши безобразия и разгул, а в воскресение его нужно сжечь и Зиме наступит конец! В этот день лучше испечь постные блины, с завтрашнего дня начинается Великий пост.
Человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить!

Православный чин прощения возник ещё в ранние века христианства. Перед Великим постом, человек должен очистить свою душу и сердце от гнева и обид, простить всех и попросить прощения у своих близких, друзей, знакомых. Цель Великого поста — борьба с грехом, которая начинается с покаяния.

***
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Когда появился обычай 7-дневного всенародного гулянья?

Славянский рушник.
Когда появился обычай 7-дневного всенародного гуляния?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*