Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986.
Дания и даны.
Автор: Оле Клиндт-Енсен
Искусство и художественный стиль.
Искусство северных стран в эпоху викингов достигло удивительной выразительности11. Богатая и при этом подчиненная единым нормам орнаментация, выполненная по металлу и дереву, камню, рогу и кости, покрывала бытовые вещи, ювелирные изделия, оружие, ковры и одежду, боевые корабли и стены жилищ.
Сохранилось сравнительно немного из этих изделий, но их достаточно, чтобы представить себе богатство и разнообразие форм творческой деятельности. Произведения эти перекликаются с дошедшей до нас поэзией раннего средневековья: мерная ритмика её стихов производит столь же глубокое воздействие, что и таинственные извивы звериной орнаментики. Имеются и впечатляющие, не слишком стилизованные образы зверей. Однако более всего сохранилось произведений орнаментального, прикладного искусства.
Одним из самых значительных памятников художественного творчества является большой еллингский камень, предшественник многочисленных орнаментированных рунических камней XI-XII вв.
Северные мастера, разумеется, испытывали воздействие искусства других стран. Так, на раннем этапе эпохи викингов в памятниках о. Борнхольм ощущается влияние англо-каролингской орнаментики Рейнланда, видимо связанное с активностью западных христианских миссий. Проявление этого влияния позволяет уточнить датировку начала эпохи викингов, так как наиболее выдающееся произведение англо-каролингского стиля — баваро-лангобардский кубок Тассило было выполнено в 777 — 788 гг.
Видимо, вскоре после этого времени появляются такие скандинавские изделия с англо-каролингскими звериными мотивами, как скорлупообразная фибула из Гудхьема (Gudhjem), в Дании.
Неясным по своему происхождению остаётся образ «хватающего зверя», особенно распространенный в начале IX века, но сохраняющийся в прикладном искусстве Севера вплоть до X века. Он великолепно представлен на фибулах из Лисбьерга близ Орхуса, особенно изящных изделиях эпохи викингов.
Постепенно мотив «скифского звериного стиля», воспринятые в славянском искусстве, всё более схематично проникают в искусство викингов, и около 900 года появляется наиболее вычурная его разновидность, стиль Борре, чаще всего представленный на круглых фибулах, украшенных изображениями животных, обращенных головами к середине вещи. Фибула такого типа из Вестер-Ведсведа в южной Ютландии была найдена вместе с арабскими монетами времени около 925 года.
Одновременно со стилем Борре достигает расцвета стиль Еллинге, иногда оба они представлены на вещах из одних и тех же археологических комплексов. Он характеризуется изображениями переплетающихся животных с лентовидными туловищами. Мотив переплетенных змеевидных чудовищ известен в северном искусстве уже в предвикингское время. Поэтому возможно, что стиль Еллинге, как и Борре, является возрождением старых традиций, обогащенных переработанными западноевропейскими элементами.
Примерно то же можно сказать о появившихся на масках эпохи викингов лентовидных изображениях длинных усов, полукруглыми дугами опускающихся вокруг рта: традиционный северный мотив обогащен воздействием островной британской орнаментики.
Стиль Борре получил название по находке в одном из курганов Норвегии. Стиль Еллинге — по сохранившемуся в погребальной камере маленькому кубку из северного еллингского кургана. Вероятно, кубок, изготовленный в первой половине X века, входил в состав вещей из убранства королевы Тюры, жены Горма Старого, и матери Харольда.
Весьма своеобразны характеризующие следующий этап развития северного искусства изображения на большом еллингском камне Харальда. На одной из его трёх сторон высечена фигура распятого Христа, однако крест изображен роскошным ленточным плетением (илл. 59). Глаза Христа закрыты, монументальный образ занимает главное место в композиции.
На второй стороне большого камня Харальда изображён фантастический лев с маленькой головой и мощными лапами, борющийся с извивающимся змеем. Хвост льва «прорастает» акантовыми усиками.
Большая часть третьей стороны занята рунической надписью, размещенной на горизонтальных строках, в то время как обычно надписи помещали на вертикально размещенных или овальных лентах, обегающих камень по периметру. Мастер, создавший еллингский памятник, прекрасно справился со сложной задачей размещения изображений и надписи, широко использовал экзотические растительные мотивы, причудливо соединив их со звериными так, что одни как бы вырастают из других.
Это весьма интересная линия развития, значение которой возрастало в скандинавском искусстве последующего XI века — стиль Рингерике и Урнес.
Змеевидные звери, грациозные и бесплотные, стали преемниками мощного, исполненного силы зверя с большого еллингского камня. Датировка надписи 980-ми годами позволяет отнести еллингский камень к той фазе развития северного искусства, которая по находке богато орнаментированного топорика в Маммене у Виборга названа стилем Маммен.
Топорик также украшен изображением зверя и характерным ленточным узором из «усиков», изящно выполненным инкрустацией серебряных нитей по чёрному металлу (цв. илл. 17).
Далее… Керамика — свидетельство связей со славянским побережьем. Автор Нильс-Кнуд Либготт.