Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Иордан о военных походах готов-федератов

Иордан о военных походах готов-федератов

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ«Getica» Иордана.

Военные походы готов-федератов

{110} Оттуда вернулись они (готы) в свои места, а затем были отправлены императором Максимианом 350 в помощь римлянам против парфян; посланные туда как вспомогательные отряды, они соблюдали верность в сражениях. Но, после того как цезарь Максимин 351 с их помощью обратил в бегство царя персидского Нарсея 352, внука великого Сапора, и захватил всё его богатства, а также жён и сыновей, Диоклетиан 353 же одолел Ахилла в Александрии, а Максимиан Геркулий уничтожил {111} в Африке квинквегентианов 354 — в государстве был достигнут мир, и готами начали как бы пренебрегать. А было время, когда без них (готов) римское войско с трудом сражалось с любыми племенами.

Часто бывало, что их (готов) так и приглашали: например, при Константине их позвали, и они подняли оружие против его родственника Лициния 355; победив, они заперли его в Фессалонике и, лишенного власти, пронзили мечом от имени Константина-победителя. Помощь {112} готов была использована и для того, чтобы [Константин] смог основать знаменитейший в честь своего имени город, который был бы соперником Риму: они заключили с императором союз и привели ему для борьбы против разных племен 40 тысяч своих [воинов]. До настоящего времени в империи остаётся их войско; зовутся же они и до сего дня федератами. Так они прославились в империи при своих королях Ариарихе и Аорихе 356. После их кончины преемником их в королевстве стал Геберих, отличавшийся доблестью и благородством.

{113} Он родился от отца Хильдерита, деда Овиды, прадеда Нидады и блеск своих деяний приравнял к славе своего рода 357. В начале своего правления, стремясь расшириться в сторону [земель] племени вандалов, Геберих [пошёл] против их короля Визимара. Последний происходил из поколения Астингов 358, отличного среди них [вандалов] и показывающего себя как воинственнейший род. Так говорит историк Девксипп 359, свидетельствующий и о том, что они [вандалы] всего на протяжении одного года пришли от океана к нашим границам, несмотря на огромную протяженность [промежуточных] земель.

{114}В то время они (вандалы) жили на том месте, где теперь сидят гепиды, по рекам Маризии, Милиаре, Гильпиль и Гризии 360 (последняя превосходит все названные выше). С востока [от вандалов] жили тогда готы, с запада маркоман, с севера гермундол, с юга находился Истр, который называется также Данубием 361. Когда здесь жили вандалы, то Геберих, король готов, начал с ними войну на берегу вышесказанной реки Маризии; недолго сражались они с равным успехом, но скоро король вандалов Визимар с большей частью своего племени был уничтожен. {115} Геберих же, выдающийся вождь готов, после одоления вандалов и захвата добычи вернулся в свои места, откуда вышел. Тогда небольшая кучка вандалов, которые бежали, собрали отряд своих небоеспособных [соплеменников] и покинули несчастливую страну; у императора Константина 362 они (вандалы) испросили для себя Паннонию и, устроив там селения, служили как местные жители по императорским декретам в течение приблизительно 60 лет. Спустя уже много времени приглашенные Стилихоном, магистром армии 363, экс-консулом и патрицием, они заняли Галлии 364, где, ограбив соседние [племена], тем не менее всё так же не имели определенных мест для жизни.

{116} После того как король готов Геберих отошёл от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих 365, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племён и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей 366 сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, {117} навего, бубегенов, колдов 367.

Славный подчинением столь многих [племён], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом 368 племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти.

По сообщению историка Аблавия 369, вышеуказанное племя жило близ Меотийского болота, в топких местах, которое греки называют «ele»370, и потому и именовалось элурами.

{118} Племя это очень подвижно371 и — ещё более — необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов 372. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твёрдости и размеренности готов 373: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов 374 Германариху.

{119} После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племён, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов 375. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха 376.

готское государство Германариха

{120} Умом своим и доблестью он (Германарих) подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью 377.

Комментарии (349 — 377)

349   12 миль, т. е. 12 тысяч римских шагов (passus). (Ср. прим. 3, 4, 31, 101, 433.)

350 Император Максимиан Геркулий был соправителем Диоклетиана с 286 г. по год отречения их обоих от престола (305).

351 Максимин — правильнее Галерий Валерий Максимиан — был цезарем при императорах (августах) Диоклетиане и Максимиане Геркулии с 293 по 305 г. и августом в 305-311 гг. (Ср. прим. 303.)

352 Нарсей, Нарсес (Narseus) — персидский царь (293-302г.) из династии Сасанидов, сын (а не внук, как пишет Иордан) Шапура I (241-272). В 296 г. Нарсес напал на Армению, защищать которую Диоклетиан поручил цезарю Галерию (по Иордану, «Максимину»). Сначала война была тяжела для римского войска, и Нарсес выиграл одно серьезное сражение, но в 298 г. Галерий разбил войска Нарсеса, захватил его жен, детей и царские сокровища. Большая часть южной Армении была закреплена за Римом.

353 Диоклетиан в начале своего правления (284-305 г.г.) боролся с узурпатором Ахиллом, который был провозглашен императором в Александрии под именем Люция Домиция Домициана в 296 г. Диоклетиан взял Александрию в 297 г. и уничтожил Ахилла.

354 Квинквегентанеями (Quinquegentanei или Quinquegentanae nationes) назывались племена, входившие в объединение пяти (quinque) северно-африканских («мавретанских») племен (gentes). Иначе их же называли Pentapolitani, т. е. жители области Пентаполя, Пятиградия. Эти племена, обитавшие в римской провинции Киренаике или в Ливии Пентаполитанской (Libya Pentapolis), к западу от пределов Египта, вокруг пяти городов: Береники, Арсинои, Птолемаиды, Кирены и Аполлонии-Созусы, неоднократно поднимали восстания против римского владычества. Одним из таких восстаний было движение местных племён в Нумидии в 260 г. Иордан упоминает о значительном восстании квинквегентанеев в 297-298 гг., которое усмирил император Максимиан, переправивший войска в Северную Африку из Испании. Следует отметить, что источник Иордана — Орозий (VII, 25) сообщает как об опасностях, грозивших империи со всех сторон в конце III в. (в Александрии — от узурпатора Ахилла, в Африке — от восстания квинквегентанеев, на Востоке — от персидского царя Нарсеса), так и о ликвидации этих опасностей Диоклетианом, Галерием и Максимианом.

355 Лициний (император Licinianus Licinius) — соправитель сначала Галерия (с 308 по 311 г.), затем Константина (с 311 по 324 г.). С последним Лициний был в родстве: сестра Константина была женой Лициния. Вражда между августами Лицинием и Константином длилась многие годы и имела острый характер. Иордан коснулся лишь последнего её эпизода, связанного с ролью готов в римском войске. После того как Лициний был разбит Константином под Адрианополем, он отступил сначала в Византий, затем, перейдя Босфор, — в Халкедон; снова был разбит при Хризополе и бежал в Никомидию. После осады города Никомидии Константин взял в плен Лициния, сохранил ему жизнь по просьбе своей сестры и отослал его в Фессалонику. Иордан, говоря, что в борьбе с Лицинием Константину помогали отряды готов, сообщает, что они (готы) «победили» Лициния и «заперли» его в Фессалонике, а затем убили. По другим источникам, Лициний вошёл в переговоры с готами, чтобы, опираясь на их силы, снова получить власть, но замысел его был открыт, и Лициний был казнен в Фессалонике в 325 г.

356 Готские предводители (reges) Ариарих (Ariaricus) и Аорих (Aoricus) называемые только Иорданом — вместе со своими отрядами служили федератами в войсках императора Константина; имеется предположение, что имя одного из упомянутых королей восстанавливается в надписи 320 г., возвещающей о победе Константина над готами на Дунае: «[cum rege Aria] rico victis superatisque Gothis».

357 Так как непосредственно перед этим Иордан говорит о федератах, которыми в основном были везеготы, то их вожди и являлись древнейшими представителями рода Балтов, правившего везеготами: сначала — Ариарих и Аорих, а затем исторически более отчетливые лица — от Нидады до его правнука Гебериха. В данном месте автор не упоминает Балтов, которых он называл в  {42 }, говоря об Амалах и Балтах как вождях остроготов и везеготов, и в 146, говоря о втором по доблести и блеску месте Балтов после Амалов и о значении слова «балт» — дерзкий, отважный (audax); здесь же он перечисляет имена первых Балтов III-IV вв.: Нидаду, Овиду (не есть ли это король Книва, противник императора Деция, описанный Иорданом в {101 — 103 }?), Гильдерита (или Гильдериха) и Гебериха. Последний был представителем уже прославившего себя рода, так как Иордан пишет, что его, Гебериха, подвиги соответствовали «славе его рода».

358 Король вандалов Визимар, упоминаемый только Иорданом, погиб в битве с готами на реке Маризии (нын. Марош) незадолго до смерти Константина I, т. е. до мая 337 г. Визимар принадлежал к роду Асдингов, из которого происходили все вандальские короли, вплоть до последнего из них, Гелимера, свергнутого с престола в сентябре 533 г. Имя Визимара — первое определенное имя короля династии Асдингов. Подробно рассматриваются сведения о всех представителях Асдингов в приложении к книге Хр. Куртуа (Chr. Courtois, Les Vandales et lAfrique, Paris, 1955, p. 390-404).

359 Дексипп (Deuxippus storicus) — писатель III века, патриот Афин, организовавший в 267 г. защиту своего города от нападения на него варваров (герулов). Его сочинения дошли до нас только в выписках Фотия (IX в.) и Константина Порфирородного (X в.) Для истории Восточной Европы интересны отрывки из трудов Дексиппа, объединенные названием ???????; они содержат в себе сведения о варварах, о войнах и союзах с ними. Иордан включил сообщения Дексиппа о вандалах в свой текст, но в выписках Фотия упомянуто лишь о заключении союза между императором Аврелианом (270-275г.г.) и вандалами, по которому вандалы предоставили Аврелиану двухтысячную конницу — вспомогательное войско , а весь «остальной народ» (букв. «полчище», «толпа«) отправился в свои земли за Истр. Сведения о короле вандалов Визимаре и о продвижении вандалов в течение одного года с берегов «Океана» (от Балтийского моря) к границам империи имеются (возможно, и заимствованные у Дексиппа) только в передаче Иордана.

360 Этот ряд рек дунайского бассейна или бассейна Тиссы может быть отождествлен лишь отчасти, а именно: названия Милиаре (Miliare) и Гильпиль (Gilpil) неясны и встречаются по одному разу только у Иордана; Маризия соответствует реке Марошу (левый приток Тиссы), а Гризия — реке Керешу (также левый приток Тиссы). В записи Константина Порфирородного (De adm. imp., 40) относительно рек Туркии, т. е. Венгрии, также названы реки: «первая река (Семеш), вторая — ?????? (?), третья — Marisia, Марош, четвертая — Crisia, Кереш, и ещё одна река — Тисса».

361 Иордан неоднократно, с подробными указаниями границ, останавливается на области, где в его время жили гепиды («ubi nunc Gepidas sedent»). В данном случае {114}  он упоминает эту область, чтобы определить, где именно остановились вандалы, дойдя в своём продвижении с севера на юг до обычного предела варваров — Дуная: с востока от них был «гот», с запада — «маркоманн», с севера — «гермундол», с юга — река Данубий (Дунай). Эту территорию, как отметил автор, орошали четыре реки, из которых ясны Марош и Кереш.

362 Здесь имеется в виду Константин Великий (306-337 г.г.). Переселение вандалов в Паннонию якобы по разрешению этого императора (так у одного только Иордана) подвергается сомнению рядом учёных (см. об этом: Chr. Courtois, Les Vandales et lAfrique, p. 34-35). Однако нельзя не обратить внимания на то, что в связи с переходом вандалов в Паннонию Иордан говорит лишь об очень небольшом их количестве («perpauci Vandali»), а не о целом переселившемся на новую территорию племени. О пребывании вандалов между Тиссой и Дунаем в IV веке свидетельствуют определенные археологические данные: о пребывании же вандалов в Паннонии археологических данных нет. Это подчеркнул в своём крупном исследовании Куртуа (Ibid., р. 35), причём на приложенной им карте («Les Vandales en Europe jusqu’en 406», — Ibid., p. 30) он не провёл линию пути вандалов, — когда они вместе с аланами двинулись вверх по левому берегу Дуная к Рейну через Паннонию, — считая, что в Паннонии вандалы не оседали и что свидетельство Иордана (GETICA, {115}) ошибочно.

Провинции Римской империи: НОРИК, РЕЦИЯ, ИЛЛИРИЯ и др.

363 Магистр армии (magister militum; в данном случае употребляется в отношении Стилихона, о котором см. прим. 449) — высшая военная должность в поздней римской империи. По реформе императора Константина (306-337 г.г.) произведено было разделение гражданских и военных должностей. Соответственно четырем частям империи во главе гражданского управления стали четыре префекта претория («praefectus praetorio»), а военное дело было сосредоточено в ведении магистров армии: магистра конницы («magister equitum») и магистра пехоты («magister peditum»). Иногда командование обоими родами войск объединялось в руках одного лица — магистра обеих милиций («magister utriusque militiae»). Сохраняя принцип сосредоточения военных полномочий в руках крупнейших военных чинов империи, не касавшихся никаких гражданских функций, император Феодосий I (379-395 г.г.) установил одно общее звание: «магистр армии» («magister militum»). Магистры армии — их в империи могло быть несколько — ведали войсками и охраной границ крупных территорий. Таковы были магистр армии «по Востоку» («per Orientem»; им был во время персидских войн Юстиниана его лучший полководец Велисарий; см. 171), магистр армии «по Фракиям» («per Thracias»), магистр армии «по Иллирику» («per Illyricum», — например, Савиниан; см. 300). В поздней империи, когда преобладающую часть войск составляли варвары, входившие либо в императорскую армию («milites romani»), либо во вспомогательные отряды («auxiliarii, auxilium ferentes») «федератов», магистрами армии часто бывали лица варварского происхождения. Таковы Гайна, Аларих, Стилихон, Рикимер, Аспар, Теодерих, сын Триария, Теодерих Амал и др. Из лиц не варварского происхождения, имевших звание магистра армии, Иордан называет Аэция, Ореста и, конечно, Велисария. Особо упомянут (266) как магистр армии Гунтигис (племянник Кандака по матери, Амал по отцу), при котором Иордан состоял нотарием.

364 Иордан кратко упоминает (здесь, в {115 }, и ниже, в {162}) о крупном событии в истории так называемого переселения народов, а именно: о переходе через Рейн и вторжении в Галлию ряда племён, из которых многочисленны и заметны были отмечаемые разными источниками вандалы, аланы и свавы (или свевы). Эти три названия племён приводятся в сочинениях Проспера Аквитанского, Зосима, Созомена, Кассиодора, Прокопия, Исидора Севильского и др. Орозий засвидетельствовал, что вместе с этими племенами шли «и многие другие» (Oros., VII, 40, 3; VII, 38, 3, — упомянуты ещё бургундионы). Замечательно, что дата (вернее, начальная дата, первый день) перехода через Рейн устанавливается по современным событию источникам. Переправа через Рейн произошла (или началась) 31 декабря 406 г. Если один из известнейших авторов начала V века, Орозий, вообще не очень точный в хронологии, не даёт этого числа, а говорит, что варвары пересекли Рейн года за два до взятия Рима Аларихом, то у Проспера Аквитанского (ум. в 60-х годах V века) и у его «Копенгагенского» продолжателя («Prosperi continuator Havniensis», названного так по месту хранения единственной рукописи) сведения гораздо полнее. У них отчетливо указан канун январских календ или II январские календы, т. е. 31 декабря, и, кроме того, названо консульство императора Аркадия (его шестое консульство) совместно с Аницием Петронием Пробом, падающее на 406 год (Prosp. Aquit. Chron., р. 465; Prosp. Havn. cont, p. 299). В «Новой истории» Зосима (Zos., VI, 3, 1) равным образом упоминаются эти консулы, т. е. фиксируется 406 год. Кассиодор (Cass. Chron., р. 154) отмечает год и консулов, а Исидор Севильский в «Истории готов, вандалов, свевов» (Isid. Hist., р. 295) дословно приводит данные Орозия.

Переход через Рейн вандалов, аланов и свавов совершился на определенном отрезке реки. Источники называют два пункта: Майнц и Вормс. Вероятнее же, что люди переправлялись во многих местах и, вступив на левый берег, подвергли разорению оба города, от которых двинулись далее на запад к Триру, Метцу и Реймсу, на юг к Страсбургу. О разрушении Майнца и Вормса упомянул Иероним (Hieron. Epist., 123, 15, 3), Майнца и Трира — Сальвиан (Salv. De gub. Dei. VI, 39). Естественно предположить, что толпы двигались по льду, хотя об этом обстоятельстве не говорит ни один из источников. С подробной аргументацией вопрос о переходе вандалов и сопровождавших их племён через Рейн рассмотрен в книге Куртуа (цит. выше, в прим. 358).

Иордан повторяет вслед за многими предшественниками: Иеронимом (Hieron. Epist., 123, 16, 2), Орозием (Oros., VII, 38, 1-4), Рутилием Наматианским (Rutil., 11, 41-42), Марцеллином Комитом (Marcell. Comit., а. 408), что вандалы, аланы и свавы появились в Галлии, поддавшись уговорам Стилихона, магистра армии императора Гонория (Get., 115; Rom., 322). Слух об измене Стилихона пронесся, по-видимому, повсюду; Орозий пишет, что, «как передают многие» («sicut а plerisque traditur»), всемогущий полководец не ценил громадной власти, которой пользовался, замышлял посадить на престол своего сына Евхерия, поддерживал связь с Аларихом и готами, чтобы в нужный момент «истоптать и повергнуть в ужас империю» («ad terendam terrendamque rempublicam»), и, наконец, «возбудил» («suscitavit») к походу в Галлию варварские племена, «нестерпимые своей массой и силой» («copiis viribusque intolerabiles»). Эти подозрения, перешедшие в обвинение и объяснявшие многим причину казни Стилихона 23 августа 408 г. , подкреплялись ещё тем, что он был по происхождению вандалом (может быть, наполовину, так как Иероним называет его полуварваром, semibarbarus; см. Hieron. Epist., 123, 16, 2). Все же, по-видимому, Стилихон не призывал вандалов на территорию империи, как не призывал их впоследствии в Африку правитель её Бонифаций (см. прим. 491).

Рейн и Дунай

Перешедшие Рейн племена рассеялись по Галлии, двинувшись в различных направлениях: к югу по Соне и Роне до Арля, к западу на Реймс и оттуда частично в сторону Амьена, Арраса и Турнэ, а главным образом — через Луару к Гаронне и к предгорьям Пиренеев. Иероним пишет, что, собственно, вся Галлия была разорена пришельцами: «Aquitaniae, Novemque populorum, Lugdunensis et Narbonnensis provinciae praeter paucas urbes cuncta populata sunt» (Epist., 123, 15, 3). Орозий констатирует распространение вандалов и их спутников по всем окружающим галльским провинциям, причем эти «gentes quae per Gallias vagabantur», «безумствовали», «неистовствовали» в населенной и достаточно богатой стране: «his per Gallias bacchantibus» (Oros., VII, 40, 3-4, 9). Современник событий, поэт Ориенций, выразил свое впечатление от нашествия такими словами: «одним костром дымилась вся Галлия» («Uno fumavit Gallia tota rogo», — Orient, Common., II, 184). Как известно, бедствия Галлии продолжались 33 месяца, после чего вандалы, аланы и свевы, хотя и не полностью, прошли осенью 409 г. через Пиренеи и вторглись в Испанию. Карта с ясным начертанием основных направлений движения вандалов, аланов и свевов по Галлии дана в книге Куртуа (Chr. Courtois, Les Vandales et lAfrique, p. 46). Ср. прим. 362.

готское государство Германариха

365 Германарих (ум. в 375 или в 376 г.) — король остроготов из рода Амалов, возглавивший значительный союз племён, который условно иногда называют «готской державой», «державой Германариха». В двух местах «Getica» ( 28, 82) Иордан ссылается на сведения, полученные им от Аблавия, историка готского племени («Ablavius, descriptor Gothorum gentis»), который записал, что готы прошли с севера на юг в крайние пределы Скифии, соседящие с Понтом, и осели в причерноморских областях («super limbum Ponti»). Здесь во второй половине IV века выросло недолговечное государство Германариха. Оно, несомненно, охватывало обширные территории в Причерноморье и включало в свой состав разные этнические элементы, причём подчинение их Германариху было далеко не одинаковым и едва ли прочным. Гoтов было не много по сравнению с многочисленными племенами, обитавшими на припонтийских землях, и «готской» держава Германариха называется лишь по признаку правивших ею готских вождей. В своём стремлении подчеркнуть могущество Германариха Иордан, сведя воедино различные отрывочные сведения, приписал остроготскому королю покорение ряда племён, которые ввиду своей отдаленности никак не могли быть завоеваны Германарихом. Это — а) северные племена, такие, как чудь, весь, меря, мордва, б) многочисленные венеты, оказавшие сильное сопротивление (что отметил и Иордан), в) эстии, населявшие берега «Океана» (т. е. Балтийского моря). Некритическое отношение к тексту Иордана вызвало неправильное утверждение, что Германарих властвовал над областями между Чёрным и Балтийским морями и между Меотидой и Карпатами.

366 У Иордана «majores» относится не к «предкам», а вообще к старшим, предшествующим писателям.

367 Иордан явно стремился подчеркнуть могущество Германариха, которого он выделяет как «благороднейшего из Амалов». Однако, чтобы точно и убедительно сообщить о его завоеваниях, Иордану не хватало сведений. Слишком краток и поверхностен его рассказ о Германарихе, который покорил ряд «северных племён» и этим якобы заставил сравнивать себя с Александром Македонским. Подозрительным кажется вклинившееся в латинский текст греческое слово «arctoi»; Иордан употребил его как прилагательное: arctoi gentes, хотя на самом деле здесь это — существительное жен. р. множ. ч. — «северные медведи«, переносно — «север»; оно указывает, что данное место откуда-то списано, но едва ли заимствовано у Кассиодора, отличавшегося своим отделанным стилем. Дальнейшее подкрепляет это предположение: Иордан приводит длинный список этнических названий, несомненно чуждых как его читателю, так и ему самому. Он, действительно, не делает ни малейшей попытки разъяснить их, а просто выписывает тринадцать слов в винительном падеже (часть из них, по-видимому, не склоняется): «Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas«. Среди названий: Thiudos «чудь», Vas «весь», Merens «меря», Mordens «мордва». Слово Inaunxis, будучи разделено (in Aunxis), свидетельствует о пребывании чуди на территории между Ладожским и Онежским озерами, на что указал Ф. А. Браун («Разыскания в области гото-славянских отношений«, стр. 255, со ссылкой на Ю. Коскинена, К. Мюлленгоффа, В. Томашка и др.) Быть может, подобным же образом следовало бы разделить и другие непонятные слова в данном списке, начинающиеся на «in», а именно: Vas in Abroncas, Mordens in Niscaris, хотя объяснить такое местонахождение веси и мордвы затруднительно. Остальные названия в списке Иордана остаются неясными. Однако и четырех названий финских племён (относящихся к бассейнам Оки и Волги) достаточно, чтобы наметить линию торгового пути от Балтийского моря на восток — одного из «янтарных» путей, отходивших в разных направлениях от юго-восточных балтийских берегов. Вообще ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозначались названиями населявших их племён.

Так, например, разгадывая приводимые Иорданом названия племён Скандзы, исследователи высказали догадку, что они перечислены соответственно двум торговым путям: восточному — по Висле, на Готланд и в Скандинавию по её юго-восточным районам, и западному — по Рейну через Каттегат и в Скандинавию, вдоль её западного побережья к северу (см.: L. Weibull, Skandza und ihre Vцlker in der Darstellung des Iordanes, S. 232-233, со Ссылкой на статью О. Фризена в сборнике в честь П. Перссона. Strena philologica upsaliensis…, Uppsala, 1922). То же можно предположить в отношении племен, указанных Иорданом в сообщении о завоеваниях Германариха.

Нагромождая этнические названия (по изданию Моммсена их 13, при топографическом толковании некоторых из них — их 10), автор, возможно, пользовался каким-нибудь дорожником, где отмечались как целые области, занятые разными племенами, так и отдельные станции и перекрестки, указывались остановки и перевалочные пункты, которые встречались на пути странствующих купцов или целых торговых караванов. Конечно, пользуясь краткими данными итинерария, Иордан не мог ничего сказать ни об одном из названных в нём племён. Механически приведенный перечень племенных наименований свидетельствует о направлении торгового пути и о том, что в VI веке, когда могли пользоваться тем дорожником, который служил источником Иордану, упоминаемые им чудь, весь, меря, мордва уже представляли собой определенные этнические группы.

368 Аларих (Halaricus) — предводитель герулов («gens Herulorum, quibus praeerat Halaricus»), или элуров, обитателей земель близ Меотиды (Азовского моря), покоренных, по Иордану, остроготским королем Германарихом в IV веке. Неясно, почему Иордан приписывает предводителю этого племени широко известное германское имя Аларих. Возможно, что оно возникло в памяти писателя (если не появилось по ошибке переписчика) по ассоциации с названием герулов, которые участвовали в походах короля везеготов Алариха, взявшего в Рим в 410 г. В труде Иордана говорится о четырёх разных Аларихах, которых не следует смешивать: 1) Аларих, вождь элуров, современник Германариха ( 117); 2) Аларих, вождь свавов в середине V века. ( 277); 3) Аларих, король везеготов, умерший в 410 г. после взятия им Рима ( 147, 156, 157, 173), и 4) Аларих II, король везеготов в южной Галлии, погибший в бою с франками в 507 г. ( 297). О первых двух из перечисленных выше Аларихов сведения даёт только Иордан.

369 Об Аблавии см. прим. 72.

370 «ele» — болото, пойменные луга (лат. palus). От этого слова Иордан производит название племени, которое он несколькими строками выше определяет как «племя герулов» («gens Herulorum»), а затем, разъяснив слово «ele» как «местность стоячих вод», «заболоченные пространства» («loca stagnantia»), именует уже «элурами» («Eluri»). Кратко об элурах упоминается в этническом и географическом словаре Стефана Византийского (со ссылкой на XII книгу Дексиппа — III века н. э.), писавшего, по-видимому, в V веке: «элуры скифский народ». В связи с этой краткой справкой примечательно свидетельство Аблавия. Иордан сообщает, что, по данным Аблавия, элуры жили близ Меотиды, т. е. к востоку от остроготов. В другом месте {23} , уже не обращаясь к данным Аблавия, Иордан причисляет герулов (не элуров) к племенам, явившимся из Скандии, т. е. к готским племенамHeruli… inter omnes Scandiae nationes»). Сведения Аблавия, знакомого с событиями и жизнью в Восточной Европе, наводят на мысль, что герулы-элуры не могли быть, как говорит Иордан, германским племенем, вышедшим из Скандии. Герулов-элуров Иордан противопоставляет готам Германариха; их быстрота и подвижность («velocitas eorum») — качества степняков-конников — должны были «уступить твёрдости и размерности готов« («Gothorum tamen stabilitate subiacuit et tarditati»). Из слов Иордана следует, что Германариху было нелегко покорить герулов-элуров: словами «Herulorum cedes» («побоище, поражение герулов») Иордан как бы показывает значительность победы. Нельзя не отметить здесь же, что к V веку относится ряд сведений о герулах, которые не имеют никакой связи с упомянутыми выше примеотийскими элурами и являются германским племенем. О герулах-германцах Иордан сообщает, что они: а) выступали в войсках Алариха; б) в войсках Одоакра (вместе со скирами и торкилингами); в) участвовали в междоусобных войнах после смерти Аттилы, сражаясь наряду с готами, ругами, свавами, гуннами, аланами.

371 Не совсем понятно, в чём выражалась «подвижность», «быстрота» элуров. Быть может, автор хотел отметить легкость передвижения кочевников с места на место или же подвижность каждого из них в отдельности (например, в бою) и всего племени в целом (например, при уходе, ускользании от врага).

372 При описании битвы, в которой племена выступали против гуннов после смерти Аттилы (Get., 261), Иордан сообщает о «геруле с легким оружием». Трудно сказать, имел ли автор в виду представителя элуров или же германского племени герулов. Скорее — последнее.

373 Характеризуя готов, Иордан отмечает два их основных качества: «stabilitas» — твёрдость (в смысле устойчивости) и «tarditas» — размеренность (в смысле медлительности движений). И то и другое проявилось в бою. Иордан противопоставляет твёрдость и размеренность готов быстроте элуров, обнаружившейся именно в связи с военными действиями.

374 Геты (Getae) и готы (Gothi) в данном случае понимаются как синонимы (если позднейший переписчик рукописи не спутал букв o и e). Однако следует помнить, что Иордан, составляя своё сочинение во славу рода Амалов и племени готов (остроготов), искусственно «увеличивал» древность истории готов, относя именно к ним древнейшие события из истории гетов. Не существенно, был ли это приём Кассиодора — источника Иордана, или источника Кассиодора (а, быть может, также и Иордана) — Аблавия, но ясно, что в период написания «Getica» Иорданом такая тенденция была весьма важна и нужна для политики ещё остававшихся в Италии остроготов.

Принимаясь за работу над историей готов, Иордан в предисловии — письме Касталию — уже называет их гетами. Опираясь, как он сам об этом сообщает {58}, на произведение (не дошедшее до нас) Диона Хризостома (конец I-начало II века н. э.), «давшего своему труду заглавие «Getica» («qui operi suo Getica titulum dedit»), Иордан употребляет — руководствуясь своей тенденцией название геты в значении готы и даёт этим понять, что оба имени относятся к одному племени. Он заявляет, что «доказал, что геты — это готы» («quos Getas… Gothos esse»). Доказательство же Иордана основывается на сообщении Диона Хризостома: бог войны Марс появился именно у гетов, и это засвидетельствовано Вергилием (Aen., III, 35), а готы, говорит Иордан, ублажали бога войны Марса человеческими жертвами и почитали его, как родителя {41}. Обращаясь к другому источнику, Орозию, Иордан находит у него поддержку: «недавно [считались] гетами те, которые теперь (считаются] готами» (Oros., I, 16, 2: «modo autem Getae illi qui et nunc Gothi»). В дальнейшем изложении Иордан вперемежку употребляет и то, и другое названия. Так, например (GETICA, {62}), когда геты с их царицей Томирой победили персов и захватили добычу, то готы впервые увидели шёлковые шатры. Или (GETICA, {94}) в сообщении о том, каким образом геты и гепиды родственны друг другу, говорится, что гепиды ещё при выходе со Скандзы были в составе готов, и отсюда несомненно, что они ведут своё происхождение от готов. Король Геберих (GETICA, {116}) был «Gothorum rex», а один из его преемников, Германарих, был «Getarum rex». Филимер, rex Gothorum (GETICA, {121}), правил гетами. То же самое в GETICA, {129} и в {132}. Наконец, в GETICA, {308} сказано, что Велисарий двинулся войной против готов (остроготов в Италии), но раньше, чем покорить народ гетов, он овладел Сицилией, где также сидели (в Сиракузах) готы. Юстиниан и его полководец Велисарий за победы над готами получили почетные прозвания Гетских (GETICA, {316}), а сам Иордан закончил своё сочинение указанием, что он рассмотрел «происхождение гетов» («origo getarum») и историю «благородных Амалов», виднейшего правящего рода готов — остроготов (GETICA, {315}). Интересно, что в «Повести временных лет» под 862 годом варьируют формы готы и геты: Лаврентьевский список XIV в. — «Гьте»; Троицкий список XIV — ?V вв. «Гъте»; списки Радзивиловский и Московской духовной академии (оба XV в.) «Иготе». (См. прим. 128 и 187.)

375 Чрезвычайно важное место в сочинении Иордана. Оно свидетельствует, что в его время имелись отчётливые сведения относительно венетов, антов и склавенов.

376 Общо и неубедительно утверждение Иордана, что Германариху подчинилось чуть ли не все население Восточной и Центральной Европы, «все племена Скифии и Германии». Ср. описание пределов Скифии у самого Иордана (GETICA, {30-33}) и прим. 84.

377 Слово «labores» в данном случае имеет значение «praedia» «имущество», «достояние», «собственность».

«Getica» Иордана.

 Далее… Иордан о войне остроготов Германариха с гуннами {121-125}

Иордан о войне остроготов Германариха с гуннами
Война готов-федератов с римлянами-стратиотами

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*