Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Кельты / Друид и похоронный обряд

Друид и похоронный обряд

kelty-idoly

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.

 КОЛДОВСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ. «Cetal» — песнь, заклятие; «Cantalon» — столб

Стертая и как бы механическая форма этих разнообразных приёмов не должна помешать нам распознать в них интеллектуальное и религиозное основание: судьи, которые в «Сенхус Мор» поставили филида в один ранг с королем или с епископом, не ошиблись в этом. Все такого рода формулы как правило пелись: «cetal, air-chetal, forchetal, dichetal» — так с усилительным префиксом или без оного обозначались заклинания. От этой же самой западной индоевропейской основы бретонский язык образует свое устаревшее название «урок»: Kentel, тогда как латынь сохранила глагол «cantabo» — «петь». «Иккавос, сын Оппианоса создал канталон для Бригиты» (Icavos oppianionos ienru Brigindonae can-taton),сообщает галльская надпись из Оксей. Как уже было показано слово «кантолон» не обозначает столб, как это полагал Вандри, но, скорее, оно по аналогии прилагалось к памятной стеле в честь совершения религиозной церемонии, во время которой исполнялся гимн. [358 — Ch.-J. Guyonvarc’h, Ogam, XI, 288-293.] Что касается наименований, то филид носит одно такое имя, которое можно сопоставить со словом, обозначающим песню: cainte, «Сатирик».[359 — См, например, Лейнстерскую Книгу, 120в, 45, несмотря на «Глоссарий Кормака» (Stokes, 31), который производит это слово от лат. canis — собака]

kurgan-brin-selli-anglsi-uels

Галльское «cantalon», возможно, связано также с погребальным плачем, который исполнял филид от лица всех на похоронах героя, и который, при твердо установленном культе, следовало повторять в каждую годовщину. Такой обычай существовал, по крайней мере, в Ирландии: в конце «Разрушения Дома Да Хока» (§ 65), филид Аморген берётся оплакать Кор-мака Коинлонгаса, погибшего в сражении, и то же самое происходит после смерти Конле, сына Кухулина: «Тогда совершили погребальный плач, сделали могилу и стелу, и до истечения срока в три дня к коровам в Ульстере не подпускали ни одного телёнка». [360 — Ogam, IX, 121.]

ogam-vysechennyj-na-kamne-rune-stone

Мемориальная осианическая поэма на смерть Кайрпре непременно содержит призыв к огаму — хранителю памяти погибшего героя: «Огам, высеченный на камне, вокруг него падали герои, раненые насмерть. Если жив Финн — воин, память огама будет жить долго». [361 — Windisch, Ir. Texte, I, 158.]

Друид лично наблюдал за погребальным обрядом: когда после злосчастной битвы хоронили короля Мунстера: «Друид Дергдамса сделал могилу для Мог Нейда; он похоронил его вместе с оружием; с его копьем, с его палицей и со шлемом».[362 — Cath Maighe Lena, изд. К. Jackson, с. 14.]

Один уникальный отрывок, относящийся к описанию торжественных похорон брата одного из верховных королей Ирландии, содержит даже формальное предписание, очень близкое к данным галльских текстов [363 — См. наст. изд. стр. 108-109.] : «Пусть будет вырыта ему могила, пусть совершает по нём погребальный плач, пусть забиты будут его стада». [364 — Windisch, op. cit, I, 122.]

kelty-irlandskie-zemledelcy-i-tys-do-n-e

Тело перед погребением омывали в реке, — это являлось ритуальной процедурой, поскольку обозначавшее ее слово «fothrucad», [365 — Sanas Chormaic, ed. Meyer, 49.] в той же мере относилось к целебной ванне, что и к омовению мертвого тела. Затем, по окончании погребения, следовало оплакивание и похвальное слово умершему, на месте слагавшиеся друидом.[366 — The Death of Muirchertach, Rev. celt, 23, 424-425.]

Самый значительный обряд похорон осуществлялся напоследок: он представлял собой «cluithi cainteach», или «погребальные игры»: «Похоронили сына короля Ульстера, вырыли ему могилу, положили камень, и герои Ульстера справили по нём погребальные игры». [367 — Cath Finntraga, ed. Meyer, 28.]

ogham_alphabet_by_studioogma-ogamicheskij-alfavit

За играми, по случаю, следовали и другие процедуры менее развлекательного характера: «Когда он достиг места, называемого Форрах, в Уи Мак Кнаисе в Миде, Фиахра умер от ран. Ему вырыли могилу, положили камень, справили по нём погребальные игры, и имя его было написано огамическим письмом. Заложников, которых он привел с Юга, живьём погребли вокруг его могилы, дабы люди Мунстера всегда несли на себе этот позор и были побеждены. И каждый человек произносил: осп, осп (?), когда его живым предавали земле. «Это для «uch (?) вырыли они эти могилы», — говорили они все. «Пусть же имя им будет «Форрах«, — сказал друид…». [368 — Rev. celt, 24, 184.]

Основания для таких жестоких экзекуций были просты; строго говоря, они не являлись исполнением приговора: предание человека земле не рассматривалось в качестве возмездия, — впрочем, само понятие возмездия чуждо религии кельтов, — но лишь как средство восстановления мистического равновесия: «Невозможно умилостивить бессмертных богов, считают они, не отдав человеческой жизни в обмен на жизнь человека…», — отмечает Цезарь.[369 — Cm. наст. изд. стр. 107.] Нам понятно, в силу какой космологической необходимости друид был вынужден принимать участие в подобных церемониях: будучи повелителем стихий и, в то же время, руководителем жертвоприношения, он являлся непременным посредником в отношениях между людьми и богами.

kelt-ogam-orakulВмешательство друида

Иногда, в наиболее тяжелых ситуациях, сообщество друидов осуществляло вмешательство в государственные дела ради соблюдения интересов, оказавшихся под угрозой интересов государства или даже своих собственных интересов: «Тогда они (Карман и её сыновья) отправились в Ирландию, с тем, чтобы навредить людям Туата де Даннан и уничтожить на острове (Ирландия) все хлеба. Это не понравилось Туата де Даннан. Ай, сын Оллама, из их поэтов, Криденбел из их сатириков, Луг Лаебах из их друидов и Бе Куилле («жена орешника») из их колдуний, собравшись вместе, вышли петь заклинанье против них; они не оставляли их до тех пор, пока не заставили троих сыновей уйти обратно в море. Те же оставили Карман, фею-богиню, свою мать, в заложницах и отдали все семь предметов, которыми обладали, в залог того, что не вернутся более в Ирландию, пока море пребудет вокруг неё». [370 — Rev. celt, 15, 311. См. наст. изд. стр. 195-196 о празднестве Карман, составляющем часть праздника Лугназад.]

Далее… Предсказание и сатира друида

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   

bronze_8-v-n-e

Предсказание и сатира друида
Ордалии кельтов - «Божий суд».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*