Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Братья Зевса — Аид и Посейдон
Как видим, семья Зевса на Олимпе велика и разнородна, но она свидетельствует о попытке классической мифологии сделать всех главнейших богов зависимыми от Зевса и по их функциям и по их крови.
Однако у Зевса, как известно, есть два брата, Посейдон и Аид, разделяющие с ним власть над миром. Аид с Персефоной не имеют потомства, как и положено богам царства мёртвых. Смерть никого не порождает, но только берёт, уносит, и бог Аид принимает их в своё царство.
Находясь среди мёртвых в мрачном и туманном подземном царстве, Аид даже свою собственную супругу должен был похитить на земле. Он похитил свою племянницу, дочь Зевса и Деметры, прекрасную Персефону и умчал на золотой колеснице в разверзшуюся землю.
Аид («А-вид», греч. aides —«невидимый») носил медный шлем, делающий его невидимым.
Персефона (др.греч.Περσεφόνη, микен.*Preswa — Пересева — богиня плодородия и подземного царства), Пересефонья (Περσεφονεία), Персефасса (Περσεφάσσα), Персефатта (Περσεφάττα), Ферсефаса (Φερσέφασσα). Существование такого количества различных форм имени показывает, как трудно было грекам произносить это имя на своём родном языке, и предполагает, что имя имеет догреческое происхождение. В санскрите pravapaNa — «посев, разбрасывание«; pravApin — «разбрасывание, посев в…»
Персефона будучи дочерью плодоносной Деметры (др.греч.Δημήτηρ, Δηώ, «мать-земля«) и став супругой мрачного бога, осуществляет единство двух миров — жизни и смерти, что подтверждается её появлением на земле в обусловленное время. Персефона и в царстве мёртвых помнит землю, помогает героям, приведенным по воле судьбы к вратам смерти, но зернышко граната, которое дал ей насильно вкусить Аид, заставляет её ежегодно возвращаться к нему и не пытаться простирать свою власть за пределы мира мёртвых.
Итак, на историю Олимпа Аид и Персефона почти не оказывают влияния.
Посейдон (др.греч. Ποσειδῶν; микен. po-se-da-o; Po-se-da-wo-ne ПосеДавон (Ποσειδάων), ПосейДаванос (Ποσειδάϝονος); на дорическом ПотейДан (Ποτειδάν), ПотейДаон (Ποτειδάων), ПотейДас (Ποτειδᾶς). На Крите в Кносской гавани существовал праздник ежегодного рождения в пещере Амнисос (Amnisos) божественного сына Энесидона (Enesidon — «сотрясатель земли», имя хтонического Посейдона), связанный с культом богини родов Илифии (Элифии; др.греч. Εἰλείθυια — «повитуха»)
Посейдон (др.греч. Ποσειδῶν), «владыка вод, колебатель земли, земледержец» (если судить по индоевропейскому корню его имени, еще и «супруг Земли»), как именует его Гомер, с древнейших времён славится анархической силой буйной морской стихии.
Однако в законном супружестве с Амфитритой (др.греч.Ἀμφιτρίτη), дочерью Нерея и океаниды Дориды (др.греч. Δωρίς — Дорис) , у него только один сын Тритон (др.греч. Τρίτων), божество морских глубин.
Нерей (др.греч. Νηρεύς, «ныряющий») старший сын Геи-Земли и Понтуса-Моря, добрый, мудрый, справедливый старец, олицетворение спокойной морской глубины, обещающий морякам счастливое плавание.
Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовётся он старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.
— Гесиод. Теогония (перевод В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко)Дорида (др.греч. Δωρίς — Дорис; Δωρίδος — «Дарящая», мать 50 нереид) богиня плодородия океана, богатых рыболовных угодий, найденных в устьях рек, где пресная вода смешивалась с солёной морской водой. Океанида Дорида была сестрой речных богов.
Зато бесчисленны дети от возлюбленных Посейдона, смертных женщин и богинь. Сыновья, так же как их отец, отличаются диким нравом и полным беззаконием (великан Антей, чудовище Минотавр, братья-великаны Алоады, людоед Полифем, разбойники Скирон и Керкион и многие другие).
Все дети Посейдона гибнут от рук героев или терпят тяжёлое наказание, поэтому потомство Посейдона не может рассчитывать на право наследования и на власть в олимпийском мире. Лишь один из сыновей Посейдона — афинский царь Тезей — достоин великих подвигов, но и его крайне своеобразная биография имеет неизгладимые черты божественного отца. Однако судьбе Тезея, как и других героев, у нас отведено особое место.
Итак, выясняется, что подлинная власть на Олимпе и на земле принадлежит только Зевсу и его потомкам. Олимпийский Зевс по праву носит имя отца богов и людей.
Далее… Двенадцать Олимпийских богов и их окружение