Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Бородатая Сардиния доримской эпохи.

Бородатая Сардиния доримской эпохи.

Итальянский остров Сардиния связывают с именем народа Сарды. Профессор Массимо Питтау (Pittau) идентифицирует Сардский язык с тем языком, на котором говорили живущие в Лидии финикийцы. Письменная форма сардинского языка появилась на Сардинии только в средние века.

Упоминание о народе Сардана (Shardana) есть в египетских надписях 9-8 веков до н.э., в которых Сардана относят к «народам моря», пришедшим с берегов Восточного Средиземноморья — Лидии, г. Сарды.

Археологические и религиозные обычаи связывают Сардов (Shardana) с центральными районами Анатолии, другие аналогии видны в странном сходстве архаичных костюмов и обрядов в Сардинии с национальными костюмами некоторых районах Балканского полуострова.

Работа Массимо Питтау (Pittau) интересна тем, что в 1984 г. он утверждает, что нашёл в этрусском языке этимологию многих других латинских слов, после сравнения с нургалическим (Nuragic ) языком острова Сардиния. Можно заключить, что это свидетельство глубокого влияния этрусской культуры в Сардинию.

Язык народа, жившего на о. Сардиния имел больше сходства с этрусским языком, в котором многие пытаются найти латинские корни, стараясь доказать его латинское происхождение. Массимо Питтау указывает, что оба языка — этрусский и нурагик (от Nur — Nuragic (родственные слова: нур, нора, ныр), на котором говорили Сарды, происходят от языка лидийского и лидийцев, выходцев из Фракии (Балканы). Следовательно, оба языка принадлежат к индо-европейской группе языков. Этруски (Расены, Туски, или Tirrenii), по свидетельству Геродота, происходят из земли этрусков, где была тоже столица Сарды — Цере – Caere (Царев). Массимо Питтау также предполагает, что этруски (тирении –Tirrenii) высадились на Сардинии и в современной Тоскане, на Апеннинском полуострове, в Италии.

Финикийцы, вероятно, прибывшие с острова Кипр (по мнению Borsig-Lilliu-Fischer, Barreca, Вагнера) обосновались на острове Сардиния в 9 веке до нашей эры, основав города Нора. В это время на острове происходит строительство религиозных фетишей — Нурегов. Позже Сардинию захватил Карфаген, финикийский город-государство северной Африки, существовавшее в 7-2 вв. до н.э. 

Римское господство на о. Сардиния начинается с 238 г. до н.э., Рим принёс на Сардинию латинский язык, который мог бы полностью вытеснить сардинский (Sardinan) язык. Но на Сардинии заговорили на «вульгарной» латыни с неизменными местными корнями, такие, как слово «нур» — нора, оно до сих пор есть в названиях Нураг —Nuraghe, а также нугаро — Nugoro и многих других топонимов. Ниррити — бог разрушения в др. инд. мифологии (др.рус. яз.: НЫРИЩА — развалина, логово, яма, буерак).

Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, и соотносятся с плодоносящим образом матери-земли, индоевропейское Ner-/Nor-, представлено как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia, италийск. сабинск. Neria, Neriena, др.-герм. Nerthus — Нертус, определяемая Тацитом как terra mater — «земля-мать», греч. Νηρηϊδες — Нереиды, дочери морского царя Нерея; хетт. dinnara), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr — Ньорд — морской бог, греч. Νηρεύς — Нерей — морской царь; хетт. Нар — «бог ручья», «бог потоков», «бог-судья» при ордалиях.

Вокруг корня Ner-/Nor-, обозначавшим нижний мир и его плодоносящие свойства, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka — нарака — «дыра», «подземное царство», Нураги на о. Сардиния, тохар. Anare — «преисподняя», греч. νέρτερος, слав. «нора»).

Латинская культура стремилась доминировать на Сардинии, но они столкнулись с яростным сопротивлением со стороны мятежного населения внутренней части острова Сардиния, которую называли Барбаджа (Barbagia = бородатые). Внутренняя часть Сардинии получила свое название Barbagia , так как сардинцы носили бороды. Название Barbagia было и в других областях римской империя, по тем же причинам – ношение бород. Слово «борода» происходит от корня слова Ведического санскрита bhR, bharadhyai (барадая), bharate (барате) — «расти, подниматься, возвышать голос, быть услышанным».

Бритьё было римской привычкой, и долгое время не получало широкого распространения в римской империи.

Само название «roman — римлянин» происходит от слова из ведического санскрита «ломан», «роман» — loman, roman — «короткие волосы,  или короткая шерсть животных», этим словом называли себя римляне, так как брились и не носили длинных волос и бороды.

Цицерон называл сардинцев «latrones matrucati» — «воры в грубой одежде из овечьей шерсти», чтобы подчеркнуть превосходство бритых римлян. Barbagia (бородатая) до сих пор является одним из наименее населенных районов Европы. Это позволило внутренней части Сардинии — Barbagia сохранить свои культурные и природные сокровища и Сардский Язык — Sardo logudorese, который был не понятен римлянам.

Людей говоривших на других языках римляне и греки называли — Barbaria = варвары. Это слово происходит из ведического санскрита — barbara, varvara — «заикание, бормотание», непонятное римлянам; санскрит: barbaratA — курчавый, варварский, не арийский. 

Одним из наиболее важных городов Barbagia является Гавои (Gavoi). Возможно, название города Гавои, происходит из прото-индоевропейского языка, ведического санскрита. Говед, говядо – govjado — «ГОвядина» — то, что произведено коровой. В ведической традиции корова является священным животным, обладающим даром священной речи: Го — go – речь духовная, (родственные слова в рус. яз.: ГОвор, ГОвори…), и имеет прямую связь с богиней Слова Вак – речью, упоминается во многих гимнах Риг-веды, как говорящее животное. Гава – gava – говор, говорит, говорить. Почитание коровы, быка, вола было очень распространено среди народов, занимающихся землепашеством, земледелием. Изображения священных воловьих рогов мы находим и на монетах и в древних мегалитических святилищах Сардинии.

Римская монета 241- 235 г.г. до н.э.. На аверсе — ракушка и два зерна, на реверсе- Кадуцей, имеет форму шара, увенчанного рогами Быка — это финикийский и хиттский знак Солнца. Кадуцей носят финикийский бог Ваал (бык), Изида, в Египте- Анубис; в Греции и Риме- Меркурий (Гермес).

Другие варвары (Barbagia — бородатые) жили в северной части о. Сардинии, территория северного Галлура (Gallura (Sassari). Римлянам пришлось организовать несколько военных экспедиций, чтобы победить непокорное бородатое население (Balari, Ilienses, Galillenses и Giddilotani). Важную роль в завоевании Сардинии римлянами, сыграло строительство римских дорог на острове.

Сардиния была окончательно завоевана римлянами в 100 году до н.э., римляне построили здесь свои города и поселились сами. Следы миграций римлян были найдены в интересных этнологических исследованиях, проведённых в 1920-х годах Университетом Болоньи.

Лучше тысячи слов выражает менталитет сардинцев по отношению к чужакам, иностранцам народная пословица:

«Furat chie benit dae su mare » = «Тот, кто приходит от моря, приходит сюда, чтобы украсть.»

Учёные обнаружили некоторые этнические особенности расы коренных жителей Сардинии, отличающейся от римлян.

У этнических Сардинцев рыжие волосы, голубые глаза, розовая кожа и сильная шея. Они живут в некоторых небольших деревнях в районе Битти на Сардинии.

Длительное время было заметно взаимное влияние между Корсикой и территории северного Галлура, на Сардинии.

Южная сторона Сардинии контактировала с семитскими племенами, а позднее испытало влияние византийского языка. В 1 веке н.э., некоторые группы евреев были депортированы с Сардинии, в результате   христианизации острова. Возможно, это был способ сохранить на Сардинии этническую принадлежность и христианскую веру, которая всё ещё присутствует в районе города Гавои (Gavoi), Нуоро.

К 3 веку нашей эры, на Сардинии разговаривали на вульгарной латыни.

В сардинском романском языке лучше сохранились архаичные формы нео-латинского языка, без примеси заимствований из греческого языка. В сардинском языке виден архаичный тип фонетических и морфо-синтаксических особенностей латыни. В сардинском языке преобладает сельский характер лексики, от земледельцев-пахарей Сардов, выходцев из Лидии, попавших туда с Балкан из славянской Фракии.

В 5 веке Сардиния перешла под контроль Восточной Римской империи (Византия), которая оказала на культуру Сардинии более сильное влияние. Византийцы ориентировались на греческий язык, однако, его элементы не вошли в структуру сардинского, говоривших ещё на Neo-latin языке вульгарной латыни, за исключением некоторых ритуалов и формулировок, которые используются в латинском языке из греческого. Много доказательств этому можно найти в Кондагес (Condaghes — 13 век), первый письменный документ на Сардинии. Некоторые топонимы Сардинии доказывают греческое влияние, например, Jerzu, происходит от греческого «khérsos» (необработанной), и личными именами Mikhaleis — Микалай, Constantin — Константин, Basilis — Басилис (Василий).

Сардинский язык делятся на две группы: Sardo Logudorese = Сардо Логудорис (северной Сардинии, считается стандартным сардинским языком) и Sardo Campidanese (южной Сардинии).

Мегалитическое святилище — алтарь Монте д’Аккодди — Santuario di Monte d’Accoddi— одно из самых значительных в Средиземном море, памятников, построенных на Сардинии из камня и земли в форме усеченной пирамиды, строение восходит к культуре Filigosa (2700-2500 до н.э.). Архитектурные особенности святилища, уникальны в своём роде на западе Средиземного моря, аналогичны тем, которые из «зиккурат» Месопотамии.

Мегалитическое святилище — алтарь Монте д’Аккодди Santuario di Monte d’Accoddi

Рядом со святилищем находится большой каменный жертвенный алтарь из известняка, для жертвоприношений и ритуалов, в жертвоприношениях участвовали все жители.

камень-алтарь Монте д’Аккодди — Santuario di Monte d’Accoddi

Святилище Монте д’Аккодди было посвящено богу Солнца, рядом со святилищем находится большой камень эллипсоидной формы, символизирующий первородное яйцо, из которого зародилась жизнь на земле. Исследователь святилища Эрколе Конту называет его, по-гречески, «священный омфал» — «пуп земли».

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой — красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

алтарь Монте д’Аккодди — Santuario di Monte d’Accoddi — «священный омфал» — «пуп земли».

Все вокруг были обнаружены многочисленные хижины, где жили хранители святилища Монте д’Аккодди, жрецы-священники и паломники.

На острове Сардиния, в провинции Сассари (лат. Sassari) итальянские археологи обнаружили святилище и алтарь у горы Аккорди (Santuario di Monte d’Accoddi – святилище у горы Ассорди). Исследователь алтаря Эрколе Конту (Ercole Contu) датирует эту находку 3200-2900 г.г. до н.э.

Святилище и алтарь у горы Аккорди совершенно таинственное сооружение, аналогов ему больше нет ни на Сардинии, ни во всём Средиземноморье. До сих пор неизвестно, какой народ его создал, каким богам посвятил, какие жертвы приносили на алтаре. Неведомые строители создали лишь нижнюю часть святилища, а на приподнятой террасе соорудили небольшое здание, стены которого были оштукатурены и выкрашены красной охрой, очень характерный обычай в скифских захоронениях в курганах и ранних ямных захоронениях.

Древнее святилище у горы Аккорди называют «Красный храм» (иллюстрации – из книги Ercole Contu). Учёные продолжают спорить и выдвигать гипотезы о первоначальной форме храма, многие предполагают, что святилище было ступенчатым, в форме пирамиды.

Известно, что первая пирамида Джосера в Египте, датируется примерно 2650 г. до н.э., а алтарь у горы Аккорди на острове Сардиния — 3200-2900 г.г. до н.э. — намного старше Египетских пирамид!

Древнее святилище у горы Аккорди – это центр силы, который производит сильное энергетическое воздействие даже на современных туристов, которые чувствуют изменение своего эмоционального состояния. Побывав в древнем святилище, многие словно очищаются эмоционально и чувствуют живую радость жизни.

Каменный алтарь Монте д’Аккодди — Santuario di Monte d’Accoddi

У горы Аккорди сохранился каменный алтарь, на котором привязывали жертву, продевая верёвку в каменные отверстия. Жители Сардинии использовали каменный алтарь святилища у горы Аккорди до средних веков.

менгиры — вокруг алтаря — центра силы.

Вокруг древнего святилища были найдены несколько поваленных менгиров, их сейчас подняли и поставили вертикально.

Неподалёку от каменного алтаря у горы Аккорди находится довольно много скальных некрополей, их называют «нур» или нураг.

менгиры — вокруг алтаря — центра силы.

Святилище и Алтарь Монте д’Аккодди было построено намного раньше нурагов и не относится к этой культуре.

Гробницы, высеченные в скалах, называют на Сардиниии «домами фей» — (domus de janas) — эти искусственные гроты («нур»- норы) для захоронения. Многие народы Средиземноморья в эпоху позднего неолита выдалбливали скальные гробницы. Искусственные гроты для захоронения существовали на Сардинии в период культуры Озиери (3400-2700 г.г. до н.э.), а некоторые из них датируются 4000 г. до н.э.

В скале, нависающей над дорогой, выбиты два искусственных грота (гробницы), относящиеся к середине 3 тысячелетия до н.э.

domus de janas — это искусственные гроты («нуры») для захоронения.

На западной стороне, выдолбленного в скале грота, можно рассмотреть рельеф с изображением рогов быка.

Бог Баал (Ваал, Балу) – имеет эпитет «бог, владыка», Силач и Бык, на Сардинии был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).

Бог Баал изображался в облике могучего быка (вол) или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом, и ведийским божеством Ваалом, с которым сражался Индра (Риг-Веда).

Fonnii -Tomba dei Giganti- могила гигантов

На Сардинии существуют сооружения, которые называют «могилы гигантов» (Tomba dei Giganti). Сначала, это были одиночные дольмены, которых немало в Европе (3600-2700 лет до н.э.), накрытые большими плоскими камнями.

Позднее, этруски стали вырубать в скале галереи, соединяющиеся коридорами, как бы удлинённый дольмен (могила) в скале (1800-1600 лет до н.э.), и хоронили умерших в скальных галереях.

Места захоронений ограждали в форме полукруга, поставленными вертикально, гигантскими каменными плитами — менгирами (1500-500 гг. до н.э.) Здесь, перед могилами, проводились ритуалы, посвящённые культу мёртвых. На Сардинии эти некрополи называют «могилами гигантов» из-за их гигантских размеров. На острове их найдено несколько сотен, от 300 до 500 «могил гигантов».

Культ камней у этрусков не ограничивался одним священным камнем Мундус. Из этрусской эпиграфики известно, что на границе священной земли и на могилах этруски устанавливали своеобразный алтарь в виде священного камня — tuiari. На этом камне проводились жертвенные возлияния, посвященные богам и духам предков.
Сам алтарь в храмах у этрусков, зачастую, представлял собой священный камень.

Одна из самых впечатляющей воображение «могил гигантов», общей высотой 4,4 метра, она состоит из двух поставленных друг на друга каменных плит. Полукруглая стена по форме напоминает рог быка и может иметь отношение к культу быка, несущего на рогах Солнце.

Внутри каменного изгиба, проводились ритуальные церемонии, посвящённые культу мёртвых. Аристотель упоминание о том, что на Сардинии существовал обычай проводить несколько дней у могил усопших, дабы получить совет у своих пращуров, люди оставались спать в некрополе, во сне им приходил ответ, на вопросы или они излечивались от болезни, принося на алтарь свои жертвы. Подобный обычай был и у этрусков. Остатки пожертвований, найдены во внешних дворах, они свидетельствуют о том, что культ предков играл большую роль у доисторических жителей Сардинии.

Если посмотреть на сооружение сзади, можно увидеть гигантские каменные блоки, положенные сверху, и перекрывающие коридор крышей. Размеры внушают трепет: длина галереи 10 метров, бывают галереи до 27 метров. Пол галереи выложен каменными плитами, а попасть внутрь можно было только через небольшое арочное отверстие (нур, или нору) в нижней части центральной стелы.

скальные некрополи, нураги Сардинии напоминают «пещерные города» Крыма

Гробница Coddu Vecchiu, как и другие «могилы гигантов», была построена в 2300 года до н.э. Площадь Coddu Vecchiu около 12,4 метров (41 футов) в ширину и состоит из 11 вертикально поставленных плит; подземная часть почти 10 метров (33 футов) в длину. Коридорная часть Coddu Vecchiu – в 18-16 веках до н.э. , а вогнутая стена с центральной стелой была добавлена в 1600 -1200 г.г. до н.э.

Подобные могильники использовались не для захоронения вождей или героев, а как коллективные погребения, как и погребения этрусков, и курганные погребения скифов. В некоторых могильниках было найдено более 200 скелетов. Недалеко от Coddu Vecchiu находятся два нурага, от них остались незначительные руины.

Барумини- нураги

Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — мегалитическая башня конца II тыс. до н. э. Мегалитическая башня — Нураг была распространена на Сардинии в до-латинский период, до захвата острова римлянами.

Археологи обнаружили на Сардинии около 7000—8000 нурагов, когда-то на острове насчитывалось до 20—30 тысяч нурагов.

Барумини- нураги и деревня

О датировке нурагов учёные до сих пор спорят, самые древние нураги датируют 3500 годом до н. э., в период среднего бронзового века (XVIII—XV века до н. э. ). Спорность датировки нурагов не позволяет выстроить хронологию древней истории Сардинии.

По мнению исследователя культуры этрусков Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была самой прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для периода среднего бронзового века, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии. Из 8 тысяч нурагов, существующих на Сардинии, лишь в некоторых из них проводились археологические раскопки. Итальянская историческая наука не проявляла большого интереса к археологии Сардинии, если не считать интерес «чёрных археологов» к бронзовым статуэткам нурагической культуры.

Эпох строительства Нурагов (курганов) не оставила письменных источников, период строительства Нурагов определяется исследователями по-разному — от 1800 до 1500 г.г. до н.э. Кто эти люди, высекавшие в скалах монументальные гробницы и строившие мегалитические каменные могильники из нескольких галерей?

Что такое нураг (nuraghe)?

Местное сардинское название Nuoro (нура – нора). Слово «nur» — полый каменный курган (нор-а), этот термин сохранился до сих пор.Нур – это укрепительное сооружение, сложенное сухим методом из огромных каменных глыб, «циклопическая кладка» из грубо обработанных камней.

На САРДинии в до римскую эпоху САРДЫ говорили на прото-сардинском наречии.

Плиний Старший упоминал о скифах-сардах, живущих на побережье Северо-Западного Причерноморья:

«Назад по берегу — Ахейская гавань, затем Ахиллов остров, знаменитый могилой этого мужа, а на расстоянии 125 миль от острова — полуостров, протянутый в форме меча в поперечном направлении и по причине упражнений Ахилла названный Ахилловым Дромом; длина его, как сообщает Агриппа, 80 миль. Всё это пространство занимают скифы-сарды и сираки. Затем лесная область, которая дала название Гилейское примыкающему к ней морю; её жители называются энэкадии» (IV, 82—83).

Барумини- нураги — циклопическая кладка

На заре нурагической цивилизации Сарды строились одиночные башни конической (курганной) формы, сначала одноэтажные, приземистые каменные курганы, с единственным помещением внутри, позже в комнатах устраивали ниши, а башни строили всё выше — до 20 метров. На плоской крыше нурага устраивалась терраса, а на 2-этаже по периметру дома деревянный проход.

башня нурага изнутри

Свод помещений выкладывали, выдвигая верхний слой камней над нижними камнями, пока не оставалось небольшое отверстие, которое закрывали одной плитой. Устойчивость стен обеспечивалась весом камней. Щели и отверстия между плохо подогнанными друг к другу валунами порой заполнялись мелкими камнями, гравием или даже глиной или грязью, а иногда щели оставляли специально – для освещения или, возможно, ради лучшей вентиляции. Блоки наружных стен и сводов комнат отёсывались более тщательно. Двери, закрывавшие входы, могли быть каменными или из дерева. Этажи соединялись деревянными или каменными лестницами.

лестница между этажами нурага

Позже, к одиночным башням стали пристраивать новые башни и соединять 4-5 башен стенами. Четырёх башенные строения образовывали единый мощный бастион с галереями и внутренним двором, в котором строили глубокий колодец.

Позднее, сооружались новые стены с башнями, общее количество которых могло достигать 17 (Arrubiu nuraghe, Orroli). Настоящие доисторические крепости! Под защитой «крепости» вокруг строили жилища простые сельские жители, землепашцы, их дома представляли собой круглые башни с каменными стенами и деревянной или соломенной крышей. Ставились круглые жилища беспорядочно, без особого плана, не оставляя места для общей площади. Водных колодцев в маленьких нурагах не было. В больших домах-башнях найдены деревянные скамьи, расположенные по периметру комнаты и чаша для воды, археологи назвали их «хижинами для совещаний». Нураги построены на равнинной местности, и хорошо видны издалека.

нураг деревенский с камышовой крышей

В странах Средиземноморья есть схожие сооружения – это микенские tholoi, корсиканские torre, talajots на Балеарских островах, sesi на острове Пантеллерия. Исследователи утверждают, что их конструкции намного проще строений нурагов, и построены гораздо позже. Нураги Сардинии — уникальные строения.

Во времена расцвета культуры Сардов количество нурагов на Сардинии было от 10 до 30 тысяч, осталось 6500 нурагов, если считать небольшие сторожевые башни и оставшиеся основания нурагов.

Во второй половине 6 века до н.э. Карфаген завоевал остров Сардинию, разрушив крепости нураги. Карфаген напал на финикийцев и заодно – на дружественных им сардов на острове Сардиния. Народы строившие нураги отступили в горные области Сардинии и продолжали жить там, особенно в Барбадже, вплоть до 500 года н.э.

В середине расцвета цивилизации нурагов, около 1 тысячелетия до н.э., народное творчество проявилось в создании бронзовых статуэток (по-итал. Bronzetti), изображающих людей, диких и домашних животных. Эти статуэтки можно увидеть в национальных музеях в Сассари и Кальяри.

Барумини-купель-святая-вода

Люди, строившие нураги, поклонялись божеству воды (Сарду). Корень слова Сар, роднит его с божеством Реки, Речи и мудрости Сарасвати (Риг-Веда). Поклоняясь божеству реки Сарду люди строили храмовые сооружения вокруг источников и священных колодцев, ограждая их скамьями, куда они выкладывали свои дары, в виде бронзовых фигурок.

Воин приносил в храм статуэтку с четырьмя глазами, четырьмя руками и двумя щитами, чтобы усилить себя перед битвой, уберечь от ранения и смерти.

Охотник приносил – фигурки оленя, кабана, птицы.

Святая вода – дар матери земли, была божественной судьёй и оберегом. По преданию, человек, солгавший над священной водой, мог ослепнуть.

Божество в виде священного быка изображали в храмах, изображения бычьих рогов был оберег для воина не только на Сардинии, но и на Крите в эпоху царя Миноса (Кносский дворец).

Комплекс Санта-Кристина (Santa Cristina), Паулилатино (Paulilatino) — самый разрушенный из всех. Две особенности этого комплекса, отличающие его от других — он широко разбросан по немаленькой территории.

Развалины нуралгической деревни Санта-Кристина находятся среди оливковой рощи. Сохранилась башня нурага, верхний этаж разрушен, и остался только нижний с единственной комнатой, и нишами. Вытянутый прямоугольный склеп длиной 15 метров и с «потолком», сложенным из огромных глыб. Вторая особенность комплекса нуралгической деревни Санта-Кристина – наличие священного колодца (сектор B на плане). Вход произвёл впечатление новодела, хотя никаких сведений о реконструкции нет. Можно спуститься по ступеням в колодец.

В Санта-Кристина храм-колодец создан в 1200-1100 годах до н.э. и посвящён богу Сарду. В куполе, прикрывающем жерло колодца, есть отверстие для освещения. Колодец был построен с применением точных расчётов, основанных на лунном календаре — зимой лунный свет проникает в отверстие в своде и отражается в воде. Глубина колодца 6,5 метров, вода поступает в колодец из подземного источника.

Санта-Кристина — вход в священный колодец

На Сардинии известны более 50 священных колодцев, все они построены по той же схеме, что и Санта-Кристина, храм-колодец считающийся архитектурным шедевром — стены его сложены из точно вырезанных прямоугольных блоков, каждый из которых выступает чуть больше нижнего, что и создаёт ощущение глубины.

Кроме видимой подземной части колодца существовали ещё и надземные сооружения. Вот рисунок предполагаемой реконструкции храма-колодца, правда, другого — Santa Vittoria di Serri.

Рядом с колодцем находятся незначительные остатки стен других сооружений, «хижина для совещаний» со скамьёй вдоль стен круглого дома — это второй слева круг. Крайняя левая неровная окружность — это загон для жертвенных животных.

Комплекс – Лоза (Nuraghe Losa) , Abbasanta — поразительный контраст между внешним видом нурагов и внутренним пространством, с куполами и сводами, колоннами из гигантских камней и острыми сводами галерей.

Лоза-Nuraghe-Losa-Abbasanta

Самая старая часть сооружения комплекса нурага Лоза (Nuraghe Losa)– это центральная башня, 15 — 13 века до н.э. Её высота 11,4 метров, предполагают, что её высота была 20 метров. В башне-нуреге Лоза, на первом этаже находится помещение с тремя нишами, соединёнными спиралевидной лестницей со вторым этажом. Спустя 2-3 века были пристроены ещё три башни, превратившие весь комплекс в мощный оборонительный бастион. Две башни с бойницами соединены стеной, они защищали заднюю часть бастиона. Башня-нураг Лоза построена для собрания племени перед основным входом в комплекс. Где-то в полу одного из помещений нурага есть углубление, для хранения воды – святого источника. Фотография с воздуха, из книги Vincenzo Santoni “The Losa nuraghe in Abbasanta». Посмотрите, насколько великолепны по красоте и совершенству внешние линии бастиона!

Лоза-Nuraghe-Losa-Abbasanta-

Слова «Losa» (лоза – ложе) использовалось только в местном  диалекте сардов, причём редко и лишь в поэзии и лирике. Тем не менее, слово Лоза сохранилось из языка сардов до сих пор, сейчас «Losa» (лаза/ ложе) означает «надгробие».

У входа в комплекс Nuraghe-Losa было найдено много погребальных урн с пеплом.

Археологические раскопки обнаружили вокруг нурага остатки хижин-домов большой деревни, которая существовала до средних веков. Весь комплекс был окружён стеной.

нураг-Санту-Антине-Torralba

Нураг Санту Антине (Torralba) порой называют Королевским домом — Sa Domo de su Re, или астрономической обсерваторией, или храм бога Солнца.

Нураг Санту Антине, или Santine – Святой Константин (Башня Константина). Как подтверждение стратегического значения комплекса, вокруг бастиона Санту Антине была построена деревня из домов -нурагов, была среди них и «хижина для совещаний».

Нураг — Санту Антине (Torralba) -храм бога Солнца

Простую сардскую хижину называли пиннетта (pinnetta). Пенаты и лари – боги охраняющие дом и очаг (родственные слова в рус. яз.: лари – ларь – ларец). Пенаты (лат. Penates) — в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем — и всего римского народа (Penates Publici Populi Romani). Каждая римская семья имела обычно двух Пенатов,  изготовленных из дерева, глины или камня, они хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи.
Считается, что слово penates происходит от penus (кладовая), где хранились съестные припасы, слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями».

Исследователь комплекса Эркюль Конту (Ercole Contu) убеждён, что Санту Антине — это крепость, а не дворец или гробница «короля», в те времена просто не могло быть короля.

нураг Санту-Антине -внутренние стены

Центральная башня Санту Антине построена в 16 веке до н.э., остальные башни Санту Антине достроены в 9-8 веках до н.э. Высота центральной башни 17,5 метров, а были -25м., угловые башни – 4,5 м., высота стен бастиона — 7,5 метров, а была – 10 м. Глубина колодца во дворе – до 20 метров.

нураг-Санту-Антине-галерея-с-нишами

Нураг Санту Антине — настоящая доисторическая крепость, со своим двором, колодцем, башнями, коридорами, каменными лестницами, центральными залами, дозорными галереями и бойницами, построенная из огромных каменных блоков. На сегодняшний день это самое значительное сооружение среди всех известных доисторических строений в Средиземноморье и совершеннейшее среди нурагов.

Самая большая гробница называется Coddu Vecchiu (кодду — шея; векъю — вековая, древняя) и датируется 2000 годом до нашей эры. Вход из камня, покрытого резьбой, отмечает трапециевидную погребальную камеру позади него. Входная скала имеет меньший полукруглый дверной проем, вырезанный в основании, который считается символическим проходом для духов мертвых. Мегалитические блоки известняка и гранита огромны, весят тонны и тщательно собраны с камнями, индивидуально вырезанными в изогнутые формы. Круглое отверстие в потолке позволяет солнечному и лунному свету проникать внутрь. Внутри святилища стены идеально гладкие, изогнутые, а в некоторых случаях используют взаимосвязанные формы.

Нурагическая религия, по-видимому, включала много символических представлений о плодородии и включала культ воды, который призывал различные женские аспекты божественного.

Древние каменные скульптуры в Монте Прама, созданные нурагической цивилизацией Сардинии VIII века до нашей эры удивляют современников своими размерами. Некоторые из каменных гигантов выше трёх метров и весом более 360 кг.

По времени создания монументальная каменная скульптура Сардинии предшествует скульптурам греческой цивилизации.

Невозможно объяснить как древние люди создавали эти святыни на Сардинии, используя огромные валуны. Эти древние памятники удивляют, мегалитические сооружения остаются загадкой, бросающей вызов современной науке.

Священный камень омфал и ковчег
«Шаттл» и римская колесница

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*