Пятница , 14 Ноябрь 2025
Домой / Античное Средиземноморье / Золотой клад у берегов древней Кесарии Палестинской

Золотой клад у берегов древней Кесарии Палестинской

Невероятный клад золотых монет найден в Средиземном море у берегов древней Кесарии Палестинской.

В феврале 2015 года группа израильских дайверов занималась любительским погружением у побережья древней Кесарии Палестинской. Один из ныряльщиков заметил на дне блестящую золотую монету с арабскими надписями. Мужчина знаками привлёк внимание своих коллег и уже через несколько минут они держали в руках десятки золотых монет.

Понимая, что находка может иметь историческую ценность, они поступили разумно и не стали собирать со дна всё подряд, а сообщили о находке в Израильское управление древностей. Уже через сутки на место прибыли археологи, которые провели подводное обследование района. Выяснилось, что на морском дне, недалеко от древней гавани Кесарии, раскинулся настоящий золотой ковер из около двух тысяч золотых монет, рассыпанных на площади в несколько десятков квадратных метров.

Вес золотого клада составил примерно девять килограммов чистого золота. Монеты были удивительно хорошо сохранившимися, ведь золото, в отличие от серебра или меди, почти не подвержено воздействию солёной воды, поэтому каждая монета выглядела почти так же, как тысячу лет назад. Интересно, что на некоторых археологи заметили следы прикуса — характерные отметины, которые оставляли люди, проверяя подлинность золота.

В лаборатории выяснилось, что все монеты были фатимидскими золотыми динарами, чеканившимися в эпоху Фатимидского халифата (с 909 по 1171 год), могущественного исламского государства, существовавшего с Х по ХII век  и простиравшегося от Северной Африки до Сирии.

Среди найденных экземпляров были динарии времён правления халифов аль-Хакима и аль-Захира, отчеканенные в городах Каире и Палермо. Это позволило датировать клад примерно ХI веком нашей эры.

Кесария, где был найден золотой клад, в ту эпоху была важным городом — портом на восточном побережье Средиземного моря,  между Дорой и Яффой, и ещё в 1 веке до нашей эры и служил ключевым узлом между Востоком и Западом. 

Город Кесария Палестинская (Деян. IX, 30 и др.) был построен Иродом Великим и назван Кесарией в честь римского императора Кесаря Августа. Прежде сего означенное место было занято городом под названием Башня Страттона (Turris Stratonis), но Ирод Великий расширил город, соорудил в нём большие каменные дворцы, великолепную гавань, построил величественный и громадный амфитеатр и назвал новый город Кесарией (Иосиф Флавий. Древн. XV, 9, 6). В Кесарии умер Ирод Агриппа, в страшных муках, съеденный заживо червями (Деян.XII, 19–23).

Название Кесария использовалось часто с названием «Палестина», «Палестинская», «Маритима» — «у моря» (греч. Παράλιος Parálios), «Себаста» (sebastos – греч. август) и «Стратонис».

«Палестина»самый распространённый термин, используемый в древних источниках, но после создания Израиля в 1948 году западные историки стали использовать его реже.

Древнее название города Кесария Палестинская надолго удержалось в церковной истории, и упоминалось в Библии, а  развалины города доселе ещё известны под названием Кесарийских.

На протяжении своей истории Кесария не однажды переходила из рук в руки — ею владели иудеи, римляне, арабы, мамлюки.

При правителях из династии Фатимидов Кесария оставалась оживлённым торговым центром, куда прибывали суда с грузами пряностей, тканей, металлов и драгоценных изделий.

Вероятнее всего, золотые монеты составляли часть груза одного из таких торговых кораблей. Судно могло затонуть во время шторма, а может, стало жертвой пиратского нападения — оба сценария для того времени вполне реалистичны.

Однако археологи не исключают и другой версии. Возможно, золото принадлежало казне халифата и перевозилось для выплаты солдатам или уплаты налогов. Потеря такого количества денег могла быть чувствительным ударом для властей, но через тысячу лет эта трагедия обернулась настоящим подарком для науки.

Обнаружение золотого клада в Кесарии Палестинской стало сенсацией. Израильские СМИ сообщали о нём на первых полосах, а Управление древностей назвало находку «бесценной» и «уникальной». Никогда прежде в водах Средиземного моря не находили такого количества золота, да ещё и столь раннего периода. Для историков и нумизматов этот золотой клад оказался настоящим сокровищем информации, ведь по монетам можно проследить торговые пути, экономические связи и даже политические колебания внутри халифата.

византийская мозаика VIII века, обнаружена в 1986 году на руинах церкви Святого Стефана в Умм-ар-Расасе, Иордания.

Кесарю кесарево, а Божие Богу, церковносл. «Воздатите кесарева кесареви и божия богови», (греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ, лат. Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo)новозаветная фраза, цитируемая обычно по Евангелию от  апостола Матфея (Матф. 22:21).

Поговорка Кесарю кесарево, а Божие Богу употребляется в значении «каждому своё, каждому — по заслугам».

В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть.

«Динарий кесаря» (итал. Cristo della moneta) — картина итальянского художника Тициана, около 1516 года.

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трёх книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

Набирающего популярность в Иерусалиме молодого проповедника Иисуса Христа попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили: «Нужно ли платить налоги цезарю (кесарю)?» — болезненный вопрос для покорённой римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили)

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (От Марка; Мк. 12:13-17)

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. (От Луки, 20:20-26))

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что̀ искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится по̀дать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. (От Матфея; Мф. 22:15-22)

Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что моё, дайте это мне! (Апокрифическое От Фомы; Фома, 104)

В Кесарии впервые отверзлась дверь веры для язычников посредством евангельской проповеди апостола Петра, обращенной к Корнилию Сотнику (Деян. X:1, 24, XI:17);

В истории святого апостола Павла Кесария имеет особенно выдающееся значение: отсюда он отплыл в Тарс, вынужденный оставить Иерусалим (Деян.IX, 30); здесь после того он пребывал несколько дней в доме диакона Филиппа (Деян.XXI, 8) и из Иерусалима снова был отправлен в Кесарию, но уже под воинской стражей (Деян.XXIII, 23–33). В Кесарии святой апостол Павел стоял на суде перед правителем Феликсом, заключившим его в темницу, в которой он и пробыл два года, и затем снова после того был привлечен к суду перед лицо Феста и Агриппы, которые после суда отослали его в Рим (главы XXV, XXVI, XXVII).

По разрушении Иерусалима Кесария сделалась митрополией Палестины. В 198 году по Р. X., при епископе Феофиле, в Кесарии состоялся поместный собор.

В IV веке по Р. X. в Кесарии долгое время жительствовал известный церковный историк Евсевий, написавший здесь большую часть своих ученых творений.

Во времена крестоносцев Кесария считалась одной из сильнейших береговых крепостей и потому часто подвергалась осадам.

Древний город Кесария Палестинская пришёл в упадок в 1265 году.

Римский акведук — Кесария

В XIII или XIV столетии Кесария пришла в крайний упадок и долгое время представляла и представляет доселе разнообразные груды развалин, покрытых дикими растениями. Дикие кабаны, шакалы, волки, скорпионы, змеи давно сделали развалины Кесарии своим жилищем и местом убежища.

Наполеон I стоял здесь лагерем в начале осады г. Акры – и, по его свидетельству, он лично осматривал большие глыбы и обломки мрамора, равно как гранитных колонн различных зданий, окружавших древнюю Кесарию и разбросанных теперь всюду вокруг неё в беспорядке.

Древняя Палестина.
Что римляне позаимствовали у этрусков?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*