Клад из Бройтера (Broighter Hoard) — это клад золотых артефактов железного века I века до н. э., найденный в 1896 году в поле близ городка Бройтер (Broighter), недалеко от залива Лох-Фойл (Lough Foyle) в 2 км к северо-западу от Лимавади ( Limavady) в Лондондерри , в Северной Ирландии.
Весной 1896 года недалеко от маленькой деревушки Бройтер (ирландское: Brú Íochtair — «нижний форт») в графстве Дерри, в Северной Ирландии, двое местных жителей, сельскохозяйственные рабочие Том Николл (Tom Nicholl ) и Джеймс Морроу( James Morrow), подрядились на работу к фермеру Джозефу Л. Гибсону(Joseph L. Gibson), чтобы вспахать его поле. Расположенное недалеко от берега озера Лох-Фойл, поле давно не подвергалось глубокой вспашке, поэтому рабочие применили технику двойной вспашки, когда один плуг следовал за другим и таким образом вспахивал землю на глубину около 40 см.
В какой-то момент плуг вывернул на поверхность земли что-то необычное. Немного очистив находку работники к своему удивлению обнаружили, что это некое сильно смятое золотое изделие. Порывшись в земле они обнаружили ещё несколько золотых изделий, в том числе потрясающую шейную гривну, сломанную пополам, небольшую золотую чашу, выкованную из цельного листа золота, широкую золотую цепочку плотного плетения, а также целую витую шейную гривну и ещё половину торка.
Находку отвезли на ферму, где Мэгги (впоследствии миссис Николл (Nicholl ) промыла находки в раковине. В то время работники ещё не осознавали, что найденные предметы сделаны из золота.
Клад из Бройтера
Вскоре артефакты клада были осмотрены экспертами, которые датировали их I веком до нашей эры. Весь золотой клад из семи золотых предметов был продан Британскому музею за шестьсот фунтов.
Наиболее ценные предметы — золотая лодка, золотая шейная гривна, два ожерелья и золотая чаша. Некоторые археологи предполагают, что найденные артефакты, возможно, носят вотивный характер жертвоприношения в дар кельтским богам по обету (по обещанию), предположительно в первом веке до нашей эры.
Центральным предметом клада был тот самый смятый кусок золота, который оказался уникальной миниатюрной лодкой с восемью парами вёсел по обеим сторонам, с мачтой, рулевым веслом и скамьями.
По мнению историков эта гривна считается лучшим известным изделием, демонстрирующее мастерство древних ювелиров Латенской культуры.
Золотая лодка
Размеры золотой лодки составляют 18,4 см на 7,6 см, а вес — 85 г. У лодки есть мачта для паруса, скамейки для гребцов, уключины для девяти вёсел с двух сторон борта лодки и руль-гребок для управления. Также в комплект входили инструменты для захвата вражеского судна, три вилки, оружие и копье. Мелкие детали имеют гораздо более легкую конструкцию, чем корпус судна.
Одни учёные считают, что вотивный клад был жертвоприношением кельтскому богу моря Мананнану Мак Лиру (Manannán mac Lir). Однако другие ученые оспаривают это утверждение, отмечая, что все сохранившиеся истории, в которых появляется Мананнан, являются более поздними средневековыми композициями, и нет никаких указаний на то, что I века до н. э. ирландцы поклонялись ему.
Шейная гривна или Торк
Другим примечательным предметом клада был золотой торк или шейная гривна (воротник) диаметром 19 см с буферными клеммами, использующими крепление в виде паза и шипа. Кольцо из полой трубки диаметром 2,86 см. украшено стилизованным рельефным орнаментом, птицами и лошадьми и резными концентрическими дугами. Конь был животным морского бога.
Крепление шейной гривны состоит из детали «Т», которая вставляется в прорезь, когда гривна закрыта. Затем можно повернуть секцию, которая захватывает «Т» и не дает ей открываться. Шарнира больше нет, но он был бы необходим для надевания торка.
Ранее в Ирландии не было найдено полых шейных гривн в стиле культуры Ла Тен, хотя в этот же период в Британии известны несколько похожих примеров. Например, гривна из деревни Снеттишема (Snettisham, в английском графстве Норфолк). Возможно, гривны Снеттишема представляют собой простую британскую переделку, копирующую рейнландский торк (Rhineland torc). Рейнская область является одной из территорий, которые возможно были источником золота.
В экспозиции музея шейная гривна из Бройтера названа «лучшим примером ирландской обработки золота Латенской культуры (Ла Тен) непревзойдённым в Европе».
Золотая чаша, макет кельтского котла изобилия.
Необычная золотая чаша, сделанная из одного листа золота. Диаметр золотой чаши 8,9 см, а глубина — около 5,1 см, вес 28 грамм.
Вероятно, это миниатюрная модель большого кельтского ритуального котла, так как снаружи золотой чаши прикреплены четыре петли для подвешивания котла над огнём. Котёл был важным объектом в кельтской культуре.
Одним из важнейших атрибутов кельтского бога Дагды является принадлежащий ему неисчерпаемый котёл изобилия, от которого ещё никто не ушёл голодным.
Этимология имени Дагда хорошо согласуется с мифической ассоциацией Дагды с Солнцем и Землёй, и происходит из Протоиндоевропейского * даго-дейвос (ДИВО)- *Dhagho-deiwos — «сияющее божество» или «БОЖИЙ ДЕНЬ«, от Прото-ИЕ корня *agh- «день», произошло прото-кельтское: * даго-дейвос — *Dago-deiwos, *Dhago-deiwos; Прото-герм.: *dages-, гот.: dags — «день»; англ. «day».
Дагда имеет второе имя Эоху ОллАтир (Всех Отец, Все-Отец — Eochu Ollathir) Слово Оллатир можно перевести как «Всеотец», совпадает с именем Одина — Allfadur.
В книге профессора Широковой «Культура кельтов и нордическая традиция античности« в III главе, § 4. Мифический период истории Ирландии, говорится, что неисчерпаемый котёл изобилия принадлежал к числу четырёх талисманов, которые Таута Де Дананн принесли с островов на Севере мира. В то же время котёл Дагды является атрибутом Другого Мира. Поскольку Другой Мир понимался как место вечного пира, то слово «бруиден» применялось в особенности для обозначения пиршественного зала в сиде («sídhe» — курган), в котором на пиру главенствовал бог Другого Мира. Владевший этим бесценным котлом изобилия Дагда является хозяином Потустороннего Пира — это «кельтская Валгалла», где идёт вечный пир. (Valhalla; др.скандю: Valhöll — Валхолл; др.рус. СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца). Другой Мир считался расположенным под морем.
Неисчерпаемый котёл Дагды является символом верховной власти, заменителем волшебного котла могла быть чаша, наполненная опьяняющим напитком, который доставляет опьянение властью. Дагда был причастен к королевской власти, и входил в число богов-королей Ирландии.
Подвесные котлы из кельтских регионов позже стали отличительной чертой после римского британского и ирландского искусства.
Золотые цепные ожерелья
Два золотых цепных ожерелья, выполненных в технике «петля в петлю» с застежками. Одно цепное ожерелье длиной 39,6 см с тройными цепями, другое с одной цепью, но более сложной конструкции. Цепная ювелирная техника распространилась с Ближнего Востока в римский мир, где они, вероятно, изготавливались; застежки соответствуют римским и этрусским образцам.
Тройное цепное ожерелье
Существуют две шейные гривны сделанные из отдельных скрученных витых золотых прутков в британском стиле. Одно целое, диаметром 18,6 см, от другого сохранился только полукруглый фрагмент. Несмотря на необычные застежки «петля в петле» и другие особенности, они, вероятно, импортированы из юго-восточной территории (ныне Англия).
Смешение разнородных стилей в изготовлении ожерелья, сравнима с артефактами в Кладе из округа Стерлинг (Stirling ), Шотландия. Шейные гривны из Стерлинга (Шотландия), найденные на глубине в 15 см под землей, представляют собой два скрученные «ленточные» шейные гривны (ожерелья), четыре торка — металлических ожерелья из крученной золотой проволоки. Историки утверждают, что это один из самых важных кладов, когда-либо найденных в Шотландии. Все «торки» были сделаны между 300 и 100 годами до н.э. Что любопытно, ожерелья были сделаны в нескольких разных стилях. Два торка были выполнены в местном шотландском стиле, один — во французском стиле и один — в средиземноморском стиле.
Историки считают, что это ожерелье было сделано местным кузнецом, который обучался в Средиземноморском регионе, а затем смешал тот стиль с местным шотландским. Эта находка показала, что шотландские племена были более связаны друг с другом и другими людьми железного века в Европе, чем считалось ранее. Национальный музей Шотландии приобрел золотые ожерелья за £ 462 000 ($ 570 061).
Юридический спор о праве собственности на клад.
Золотой клад был продан фермером Дж. Л. Гибсоном (J.L.Gibson,) ювелиру в Дерри (Derry), который продал его местному антиквару Роберту Дэю (Robert Day). Антиквар Роберт Дэй продал золотой клад Британскому музею за 600 фунтов стерлингов. Британский музей был неприкосновенным владельцем, но в 1897 году известный археолог Артур Эванс написал статью, описывающую эту находку. Рисунок дизайна шейного обруча взят из этой статьи.
Королевская ирландская академия оспорила мнение Британского музея о том, что это был древний дар богам, и начала долгое судебное разбирательство. Ирландская академия хотела, чтобы находки были объявлены сокровищем, то есть захороненными с намерением извлечения. Антиквар Роберт Дэй, был очень огорчен тем, что в суде была оспорена его посредническая продажа золотого клада Британскому музею.
Утверждалось, что модель лодки и «изображение морского конька» на гривне в сочетании с обнаружением близлежащих ракушек показали, что сокровище было намеренно помещено в воду в качестве подношения древним богам. Карта выше показывает, насколько близко находка находилась как к морю, так и к отвоеванным землям, где тогда проходила железная дорога.
Позиция Британского музея была изложена Артуром Эвансом, который описал находку как вотивную в своей статье 1897 года, что преемник Ирландской академии, Национальный музей Ирландии, теперь считает вероятным, что «Предметы могли быть захоронены в качестве подношения кельтскому богу, предположительно в первом веке до нашей эры».
Спор между Британским и ирландским музеем о золотом кладе был окончательно урегулирован судом в Лондоне в 1903 году на судебном заседании, где правительство представлял адвокат Эдвард Карсон (Edward Carson).
Королевская ирландская академия оспорила право собственности Британского музея, утверждая, что клад является частью культурного наследия Ирландии.
После длительной судебной тяжбы артефакты были возвращены из Британского музея в Ирландию и теперь хранятся в Национальном музее Ирландии в Дублине, где остаются предметом национальной гордости.
Хотя некоторые предлагали перевезти Сокровище ближе к месту его находки в нынешней Северной Ирландии, однако предметы золотого клада остаются в Дублине. А копии артефактов золотого клада хранятся в коллекции Национального музея Ирландии Ольстера в Белфасте.
На северо-ирландских британских однофунтовых монетах 1996 года изображена золотая лодка с вёслами, а также представлена в дизайне на последних ирландских памятных однофунтовых монетах.
Золотая шейная гривна из Бройтера и корабль также были изображены на стандартных почтовых марках Ирландии с 1990 по 1995 год.