Воскресенье , 25 Февраль 2024
Домой / Русский след в мире / Жизнь и подвиг легендарного лётчика Петра Нестерова

Жизнь и подвиг легендарного лётчика Петра Нестерова

27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года, родился легендарный русский военный летчик Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914), первый в мире пилот, выполнивший «мёртвую петлю» и совершивший первый воздушный таран.
Отечественные авиаторы и авиаконструкторы – это ярчайшая плеяда первооткрывателей и первопроходцев мировой авиации. В этом созвездии особенно ярко сверкает имя летчика, авиаконструктора и теоретика Петра Нестерова, навсегда вошедшее в историю русской и мировой авиации.

Пётр Николаевич Нестеров родился в Нижнем Новгороде, в семье русского офицера Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890), служившего воспитателем в кадетском корпусе имени Аракчеева. У Николая Нестерова и его супруги Маргариты Викторовны было четверо детей. Отец будущего легендарного летчика рано умер в 27 лет, в том же возрасте погиб его сын Пётр. Мать, Маргарита Нестерова, осталась одна с дочерью и тремя сыновьями, старшему сыну было семь лет, а младшему едва исполнилось несколько месяцев. Из-за резкого ухудшения материального положения семьи, Маргарита Нестерова с четырьмя детьми перебралась во Вдовий дом — специальное учреждение для призрения неимущих, увечных и престарелых отставников, вдов офицеров и чиновников военного и гражданских ведомств, состоявших на государственной службе. Военная карьера для Нестерова была вполне естественным и едва ли не единственным возможным жизненным выбором потомственного офицера.

В 1897 году, десятилетний Пётр, вслед за старшим братом Николаем, поступил в Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева, где в своё время преподавал его отец. За семь лет учебы он показал себя одним из лучших выпускников и в 1904 году, после окончания корпуса, в числе шестерых отличников был направлен в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге — одно из лучших военно-учебных заведений Российской империи. Там очень обстоятельно изучались не только военные науки, но и математику, и инженерные дисциплины. Выпускники училища становились специалистами высокого класса и распределялись по артиллерийским частям российской армии. Юный Пётр Нестеров и в училище был одним из лучших.

В 1906 году, в возрасте 19 лет, Пётр Нестеров успешно окончил учебный курс артиллерийского училища и получил воинское звание подпоручика и распределение для дальнейшего прохождения службы в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, дислоцировавшуюся на на Дальнем Востоке Российской империи. Служба на Дальнем Востоке освобождала офицера-выпускника от необходимости внесения «реверса» за учёбу в размере пяти тысяч рублей. У Нестерова таких денег не было, к тому же Петр женился.

Артиллерии поручик Петр Нестеров с женой Надеждой и дочерью Маргаритой, 1910 год

Ещё во время службы на Дальнем Востоке Пётр Нестеров заинтересовался воздухоплаванием и даже разработал правила корректировки артиллерийского огня с аэростата. Началось это увлечение с того, что молодой артиллерийский офицер обратил внимание на аэростат, который состоял при Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Нестеров сразу сообразил, что аэростат можно использовать для корректировки артиллерийского огня с воздуха, после чего смог добиться у командования временного прикомандирования к наблюдательной станции при воздухоплавательном парке. Так Нестеров стал наблюдателем — корректировщиком и смог подниматься в воздух на аэростате. Правда, торжество офицера длилось недолго — воздухоплавательная рота была расформирована. Пётр Нестеров вновь заступил на службу в артиллерийской бригаде. На Дальнем Востоке Пётр Нестеров нёс службу до 1909 года.

В 1910 году по состоянию здоровья Пётр Нестеров был переведён на один год в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Там состоялось его знакомство с изобретателем и пилотом Артемием Кацаном, сконструировавшим и построившим планер. Нестерова очень заинтересовали эксперименты Кацана. Как вспоминал впоследствии сам летчик, он также задался целью соорудить летательный аппарат, который зависел бы от пилота, а не от внешней среды.

В июле—августе 1911 года молодой офицер отправился в отпуск в родной Нижний Новгород, где произошла встреча с Петром Петровичем Соколовым, определившая дальнейшую судьбу Нестерова. Соколов был одним из учеников и последователей известнейшего русского учёного Николая Егоровича Жуковского. На Нестерова, с детства увлекавшегося техникой, а во время службы познакомившегося с аэростатами, а на Кавказе — с планером, эта встреча произвела большое впечатление.

Молодой офицер Пётр Нестеров вступил в Нижегородское общество воздухоплавания. В сарае, принадлежавшем семье Петра Соколова, молодые люди построили планер, который решили испытать в поле. Планер запустили с помощью лошади. Когда лошадь разбежалась, планер вместе с Нестеровым поднялся на два — три метра в воздух. В принципе, это был первый полёт Нестерова как летчика. Вместе с Петром Соколовым и механиком Г.М. Нелидовым, Нестеров приступил к разработке второго самолёта, проект которого был готов к 31 августа (13 сентября) 1911 года.

Всего лишь около трёх лет продолжалась летная деятельность замечательного русского летчика Петра Николаевича Нестерова. Началась она летом 1911 г., когда он построил собственными силами балансирный планер и совершал на нем небольшие буксирные полёты в окрестностях Нижнего Новгорода (ныне город Горький).

Пётр Нестеров и Г.М. Нелидов

В начале осени 1911 года Нестеров  был принят на учёбу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Санкт-Петербурге — старейшее военно-учебное заведение, готовившее специалистов по воздухоплаванию. Во время учебы в школе, 18 августа 1912 года, молодой офицер совершил 13-часовой перелёт на аэростате, пролетев 750 верст на высоте 3400 метров. Для воздухоплавания того времени это был очень неплохой результат. Нестеров обучался управлению на учебном самолете-биплане «Фарман-4». 28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров сдал экзамен на самолете «Фарман-7» и получил квалификацию пилота-авиатора.

Затем Нестеров был направлен в Варшавскую авиационную школу, где проходит тренировку на самолетах-монопланах «Ньюпор-4», которые были приняты на вооружение в русской военной авиации. На этом самолёте ему приходится больше всего летать, на нём он овладевает глубокими виражами, совершил первую в мире петлю в вертикальной плоскости, разрабатал вопросы военного применения авиации, совершил ряд перелётов, в том числе групповых. Известен его замечательный перелёт из Киева в Гатчину (близ Санкт-Петребурга) за один день почти без подготовки. На этом же самолете П. Н. Нестеров испытывал свою новую систему управления без вертикального оперения, которая была предназначена для самолёта его собственной конструкции.

Поручика Нестерова распределили в авиационный отряд, который формировался при 7-й воздухоплавательной роте. В июне 1913 г. он был переведен в 3-ю воздухоплавательную роту, при которой также был сформирован авиационный отряд. Несмотря на небольшой стаж пилота, Нестеров был назначен командиром отряда. Сыграли свою роль и неординарность самого офицера, его личные качества, и общая нехватка в то время способных авиаторов. На «Ньюпоре» Нестеров начал выполнять боевые полеты в июле — августе 1914 г.

Пётр Нестеров был не только способным пилотом-авиатором, но и сам занимался конструкторскими разработками и уделял большое внимание  изучению техники пилотирования. Нестеров вошёл в историю авиации, как основоположник высшего пилотажа — и это не случайно. Как известно, именно Нестеров впервые в мире совершил знаменитую «мёртвую петлю», названную «петлёй Нестерова».

Это произошло 27 августа 1913 года в Киеве, на Сырецком поле, где размещался военный аэродром. На самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» поручик Петр Нестеров впервые выполнил полёт по замкнутой кривой в вертикальной плоскости, которая навсегда вошла в историю военной авиации. Известно, что идея совершить «мёртвую петлю» у Петра Нестерова родилась задолго до полета на Сырецком поле. Летчик долго изучал возможность совершения такой фигуры высшего пилотажа, производил необходимые математические расчёты. Незадолго до своего полёта он узнал, что подобную петлю готовится совершить и знаменитый французский лётчик Адольф Пегу. Здесь уже взыграло самолюбие Поручика Нестерова.

Петр Нестеров очень хотел, чтобы первым в истории мировой авиации «мёртвую петлю» в небе совершил русский летчик. Отбросив все теоретические расчёты, Нестеров решился на полёт, и как оказалось был прав.

Спустя шесть дней после успешного полёта Петра Нестерова, выполнившего «мёртвую петлю», эту же фигуру высшего пилотажа повторил французский лётчик Адольф Пегу. Что интересно, в мировой прессе тогда получила огласку именно «мёртвая петля» Адольфа Пегу.  Адольф Пегу прибыл в Россию, он лично встретился с Петром Нестеровым и признал его первенство в совершении опасного маневра.

Через несколько дней после легендарного полёта, 31 августа 1913 года, Пётр Нестеров получил очередное воинское звание — штабс-капитан. Будучи превосходным летчиком, Нестеров не забывал и о своих теоретических разработках. Пётр Нестеров предложил военному ведомству проект самолёта без вертикального оперения. Хотя первоначально чиновники ведомства не заинтересовались проектом, Нестеров продолжал работать над своей машиной. В 1913 году проект Нестерова всё же получил согласование, но без финансирования.

Нестеров продолжил разработки, и модернизировал самолёт «Ньюпор-4», французского конструктора Э. Нью-пора, созданого в 1911 г., сделав более коротким фюзеляж, убрав вертикальное оперение и увеличив размах рулей высоты. В этом Нестерову помогал старший механик его авиационного отряда унтер-офицер Г.М. Нелидов. Вместе с ним Нестеров и совершил несколько пробных полётов на модернизированном самолёте. Однако, во время полётов были выявлены недостатки.

Еще одной интересной разработкой Петра Нестерова была конструкция семицилиндрового двигателя. Незадолго до начала Первой мировой войны Нестеров занялся конструированием одноместного скоростного военного самолета. В авиационном отряде, командиром которого был назначен Нестеров, ввели обучение полетам с глубокими виражами, а также посадке с отключенным двигателем.

Петр Нестеров в 1914 году

Сразу же после начала боевых действий Первой мировой войны авиационный отряд, в котором служил Нестеров, был направлен на Юго-Западный фронт, где участвовал в боях за Львов. Помимо традиционной для авиации того времени воздушной разведки, Петр Нестеров одним из первых осуществил бомбардировку противника артиллерийскими снарядами. Русский летчик бомбил расположение австро-венгерских войск, что заставило командование австро-венгерского соединения даже пообещать солидную премию солдату или офицеру, способному сбить русский аэроплан штабс-капитана Нестерова. Однако, отважный пилот продолжал совершать дерзкие военные вылеты на вражеские позиции. Всего за месяц Нестеров успел совершить 28 вылетов. Для авиации того времени — очень солидное количество.

8 сентября (26 августа) 1914 года в районе города Жолквы Пётр Нестеров вновь находился в воздухе. В это время самолёт «Альбатрос», пилотируемый австро-венгерским лётчиком Францем Малин и пилотом-наблюдателем бароном Фридрихом фон Розенталем, осуществлял воздушную разведку, наблюдая за передвижением русских войск. Нестеров, находившийся в расположении своей части в палатке, заметил, что австрийский самолёт следует на высоте, делающей его неуязвимым для выстрелов с земли. По словам очевидцев, он сразу же выскочил из палатки и побежал к своему самолету. Нестеров так спешил, что даже не стал привязывать себя ремнями к сиденью. Ему не терпелось проверить на практике свою давнюю идею — сбить аэроплан противника, пойдя на таран и ударив колесами собственного самолета по поддерживающим поверхностям машины противника.

Нестеров принял решение сбить самолёт противника и пошёл ему наперерез. В то время первые военные самолёты-разведчики ещё были лишены вооружения, поэтому летчики прибегали к тарану как наиболее действенному способу сбить вражеский самолёт. Так решил действовать и Нестеров. Он попытался ударить самолет Малина и фон Розенталя шасси своего самолёта по краю конструкции, однако, удар шасси пришёлся в середину австрийского самолета. Это было трагической ошибкой Нестерова. Колеса его аэроплана попали под верхнюю плоскость, винт и мотор ударили по ней сверху. Мотор оторвался от самолета и упал. Судя по всему, сам Петр Нестеров погиб, ударившись виском о ветровое стекло самолета, когда его машина стала не управляемой и планировала. Однако, таран самолёта Нестерова всё же настиг цель — «Альбатрос» австрийцев получил удар, потерял управление и стал падать. Австрийские лётчики Малин и фон Розенталь погибли. Совершая боевой таран, Пётр Нестеров не собирался  жертвовать собой ради уничтожения австрийцев ценой своей жизни. Гибель молодого штабс-капитана стала следствием ошибки пилота во время тарана и трагической случайностью.

Тело штабс-капитана Нестерова доставили в штаб соединения. Отслужили панихиду, проститься с бесстрашным летчиком собрались не только его сослуживцы, но и все высшие чины штаба, включая командующего генерала от инфантерии Николая Рузского. На следующий день сам генерал проводил гроб с телом летчика на вокзал г. Жолквы, откуда егоотправили в Россию.

О поступке штабс-капитана Нестерова сообщили русские газеты. Его имя вновь прозвучало на всю страну — на этот раз, как бесстрашного героя. Уже в том же 1914 году монумент памяти Петра Нестерова соорудили в Жолкве, на месте его гибели. В советское время в Жолкве Львовской области Украины был создан мемориал и музей легендарного авиатора, который в 90-е годы был заброшен, как и многие другие памятники, посвященные памяти русских и советских военных героев.

Трагическая судьба ждала и младшего брата Петра Нестерова Михаила Николаевича, также ставшего летчиком. Он погиб в 1914 году при испытании нового аэроплана. Старший брат Николай Нестеров после Октябрьской революции он вступил в РККА, в сталинское время дослужился до генерал-майора интендантской службы и скончался в 1950 году. У Петра Нестерова остались двое детей — Маргарита (1909-1995) и Петр (1911-1955). Штабс-капитану Петру Нестерову на момент гибели было всего 27 лет. За эту очень небольшую, особенно по современным меркам, жизнь он успел многое, но самым главным памятником Петру Нестерову стала, безусловно, его знаменитая «петля».

Изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников
Крым — образ русской мечты

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*