Любор Нидерле. Славянские древности.
Книга вторая. Жизнь древних славян.
Глава II. Жизнь славян.
Физический тип.
Только о смерти и связанном с нею погребении у нас имеются подробные и достоверные сведения. О жизни славян нам известно очень мало, так как никаких археологических данных нет, а исторических известий о ней крайне недостаточно. Поэтому мы вынуждены пользоваться лишь данными славянского фольклора. Однако собранный здесь материал и его сравнительное изучение не дают ещё возможности утверждать, что именно из основных явлений и обычаев, сохранившихся в народной традиции по сегодняшний день, имеет свои корни в языческом периоде, а что перешло в славянский фольклор в результате общения с соседними народами уже в исторический период.
Физический тип славян.
В древних источниках славяне описываются как физически здоровые, сильные и крепкие люди, хорошо закаленные, не боящиеся лишений, жары и холода. Однако особого значения этой оценке придавать не следует, так как все это были особенности, которые изнеженные и чувствительные к лишениям высшие слои римского и греческого населения отмечали у всех варваров, прибывавших с севера на юг Европы. Ведь сюда всегда приходили дети природы, были ли это галлы, германцы или славяне, и они, естественно, были закалены и не боялись непогоды и холода, а это, по-видимому, больше всего импонировало культурным людям юга. Поэтому как в глазах греков и римлян, так и в глазах восточных путешественников, бывших родом главным образом из Месопотамии и Персии, славяне не являлись исключением.
Об их закаленности, большой физической силе, о том, как они выносливы, как переносят жару, мороз, болезни и как встречают смерть, свидетельствуют древние греческие источники VI–VIII веков, а из восточных авторов – Гардизи, Ибн Русте и Димешки1. Видукинд описывает их в следующих словах:
«genus hominum durum et laboris patiens, victu levissimo assuetum et quod nostris gravi oneri esse solet, Slavi pro quadam voluptate ducunt»2. Общие признаки европеоидной расы
С этим согласуется и похвальный отзыв об их большой физической силе, об их телах, стройных и высоких, так как опять-таки к ним относятся эти выражения: «εύμήκεις, άλκιμοι, μέγεθος των σωμάτον, μεγαλοφυείς»3, что, наконец, частично подтверждается также и скелетами славян, измеренными в могилах in situ. Обычно рост мужчин от 160 до 170 см4. Красоту славянских рабынь, привезенных с Балканского полуострова, воспевает в XI веке персидский поэт Насир-и-Хосров5.
Что касается отдельных соматологических типов, то для славян, так же как и германцев, галлов и других северян, характерен светлый цвет лица, глаз и волос, отличавший их от тёмных южноевропейцев. И если древние славяне и не были столь светлы, как германцы Скандинавии, то все же в целом их принадлежность к светлой расе не вызывает сомнений. Об этом физическом признаке славян ведется спор, которого я уже коснулся в первой книге, когда говорил о различных теориях, с помощью которых пытались истолковать происхождение славян и их этническую связь с другими народами, и объяснял, какие изменения в облике большей части славян произошли за минувшее тысячелетие.
Сейчас мы уже не можем сказать, что славяне характеризуются светлыми глазами и светлыми волосами, и если древние известия характеризуют их иным образом, то, очевидно, славяне и выглядели по-иному, и только в исторический период, в результате смешения с другими, уже тёмными, расами Центральной и Восточной Европы, они потеряли свою светлую окраску, которая, видимо, как и у соседних германцев и литовцев, была связана с их общим северным происхождением.
Светлый тип славян отмечает Прокопий, говоря: «ύπέρυθροί είσιν απαντες»6, подразумевая, по-видимому, цвет, для обозначения которого в славянском языке имеется название «русый»; неизвестный автор «Стратегика» VI века также перечисляет славян и антов среди ζάνθα εθνη7, что подтверждается и арабскими известиями VII века. Поэт ал-Ахталь называет их русыми («ashab»), Якут называет их народом с румяным цветом лица и русыми волосами. Так же описывает их и Масуди, а Казвини о них говорит:
«Славяне – русоволосые, с румяным цветом лица и обладают большой силой».
Абд-ар-Рахмана ибн Хабиба за стройную фигуру, светлые волосы и голубые глаза называли славянином, а согласно Якуту и словарю, называвшемуся Камус, люди со светлой кожей вообще назывались Сиклаб или Саклаб8. Гардизи (XI век) объясняет светлую окраску, которая временами отмечалась среди киргизов, смешением их со славянами9. Исключение из этих согласующихся между собой известий составляет только сообщение Ибрагима Ибн-Якуба относительно чехов, которые в отличие от других славян, смуглы и темноволосы10. Чехи, очевидно, уже в X веке в значительно большей степени, чем остальные славяне, смешались с темноволосым населением Европы. Очевидно, этому населению и принадлежат остатки тёмных волос, которые временами находят археологи как в древних чешских, так и в древних русских могилах.
Впрочем, славяне вообще никогда не были чистой расой (?) и с самого начала их существования часть из них являлась темноволосыми – одно племя в большей, другое в меньшей степени. А эта темноволосая раса, обладавшая большими жизненными силами, в ходе исторического развития все больше и больше поглощала первоначально более многочисленный светлый элемент. Поэтому славяне теперь и выглядят по-иному, чем во времена Прокопия, когда добросовестный наблюдатель писал о них: «все они русые».
Фенотипы европеоидной расы Европы
Примечания
1. Procop., B.G., 111.22; Maur., Strat., XI.2; Leon, Tactika, с. XVIII; Theo phylactos, VI.8 (ed. Boor, 236); Kardra, ed. Bartold, 123; Dimeski (Charmoy, Relation, 353). Подробности см. в книге «Źivot st. Slov.», I, 53–54.
2. Widukind, 11.20.
3. Procop., B. G., 111.14; Theophyl., VI.2; Theoph., ed. Boor, 268.
4. Подробности см в «Źivot st. Slov.», I, 54. В полоцкой земле были обнаружены скелеты даже свыше 180 см. Общий обзор славянских антропологических данных представил только Ю.Д. Талько Гринцевич, «Опыт физической характеристики древних славян», Пг., 1909.
5. Jacob, Welche Handelsartikel bezogen die Araber des Mittelalters, Berlin, 1891, 11.
6. Procop., 111.14: «τά δέ σώματα και τάς κομας οΰτε Λευκοί ές αγαν ή ξανθοί εισιν, οΰτε πη ες τό μέλαν αύτοΐς παντελώς τέτραπται, άλλ* ύπέρυθροι είσιν απαντες».
7. Ed. Muller, 125.
8. «Slov. star.», I, 98 и в «Źiv. st. Slov.», I, 56.
9. Ed. Bartold, 109.
10. Ed. Westberg, 54.
Далее…Глава II. Жизнь славян. Рождение и детство славян