Первые столетия нашей эры стали в духовном плане непростым временем. С одной стороны – намечавшийся кризис языческих культов, с другой – зарождение совершенно новой христианской религии, с третьей – активное развитие различных философских школ, стоявших особняком от любых религий.
В этот период жил духовный лидер, философ-неопифагореец Аполлоний Тианский (греч. Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς, 1 год н. э. — 98 год н. э.). Его влияние было так велико, а личность столь незаурядна, что последователи Тианского просто обожествляли его, а предания о творимых им чудесах дошли и до наших дней.
Биографические сведения о жизни Аполлония Тианского неточны, но большинство современных учёных сходятся в том, что он был реальной исторической личностью. Главный источник информации о философе – книга «Жизнь Аполлония Тианского», созданная античным писателем Флавием Филостратом II (около 170 — 247 г. н.э.). Считается, что Филострат написал её по приказу императрицы Юлии Домны, жены римского императора Луция Септимия Севера (146 — 211), правившего в Риме в 193 — 211 г.г. «Жизнь Аполлония Тианского» состоит из восьми книг, и работа над ним заняла у Филострата много лет, растянувшись до 220-х годов н. э.
Первые 30 глав книги Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» были переведены на русский язык писателем Андреем Егуновым. Полный комментированный перевод был сделан историком античности, доктором исторических наук Еленой Георгиевной Рабинович.
Происхождение Аполлония.
Аполлоний родился в уважаемой и богатой греческой семье, в городе Тиана (греч.Τυανα) в Южной Каппадокии, на территории Малой Азии. Филострат указывает, что Аполлоний появился на свет около 3 года до н. э. Другие историки и писатели отмечают, что он родился в 40 году н. э. или ещё позже.
Согласно легенде, рассказывающей о его появлении на свет, к матери Аполлония, гулявшей на лугу, вышел бог Протей и сообщил, что явит себя через её будущего сына. Женщина тут же родила мальчика, а в это время вокруг неё собралась стая лебедей и пела ей песни.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, сын бога морей Посейдона и Геры. Протей считается покровителем морей, рек и других водоёмов. Отличительные черты Протея — старость, обилие детей, способность принимать облик различных существ и многознание, пророческий дар. В сказаниях орфиков Протей считался первородным богом; ему они приписывали первоначальное устройство мира, благодаря его удивительной способности принимать разные образы.
Орфики — последователи мистического учения орфизм в Древней Греции и Фракии, название связано с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло ориентировочно в VI веке до н. э.
Некоторые идеи, которые проповедовали орфики:
Человеческие души бессмертны, но вынуждены постоянно перерождаться в новом теле (метемпсихоз).
Освобождение от этого «тяжкого круга» возможно, если вести аскетический образ жизни и пройти обряд посвящения в орфики. В таком случае человек освобождал свою бессмертную душу.
Орфики проповедовали идею монотеизма, считали, что бог един в трёх лицах — это творец людей Зевс, его мать-жена Персефона и сын Дионис Загрей (Zagreus — «ловец дичи»).
Смысл жизни человека, согласно орфизму, состоит в том, чтобы полностью вернуться в божественное состояние, а для этого человек должен нравственно очиститься.
Философские взгляды Аполлония.
Рано увлёкшись философией и аскезой, Аполлоний провёл свою юность при храме Асклепия в городе Эги, прошёл пятилетний искус молчания и всю свою дальнейшую жизнь до глубокой старости провёл в странствиях. Везде он выступал как духовный проповедник высоких истин морали и нравственности. Он помогал бедным, утешал заключённых, давал советы царям исправить законы, творил чудеса, поддерживал древнее благочестие, предсказывал будущее и т. п.
По своим философским взглядам Аполлоний Тианский был неопифагорейцем — это учение, соединившее пифагореизм с платонизмом, идеями стоиков и перипатетиков – последователей философа Аристотеля.
До нас дошёл фрагмент труда Аполлония, где он пишет, что на бога, прекраснейшего из существ, нельзя пытаться влиять молитвами или принесением жертв. Бог, согласно Аполлонию, не хочет, чтобы люди ему поклонялись. Достичь Бога можно с помощью духовных практик, используя разумное начало в человеке и мире — Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), одну из основных категорий античной философии.
Аполлоний выступал против жертвоприношений, придерживался аскезы, сам он старался всегда обходиться малым, был строгим вегетарианцем и отказывался носить одежды из шерсти животных. Он считал, что аскетизм позволяет обострить чувства для общения с высшими силами. Наследство, оставшееся после смерти родителей, он отдал своим братьям.
Странствия и чудеса Аполлония
Всю свою долгую жизнь до глубокой старости ученый муж провёл в странствиях. Отправившись путешествовать, он прошёл всю Малую Азию и попробовал проникнуть даже в Индию, чтобы познакомиться с учением браминов. Аполлоний побывал в Сирии, Вавилоне, Индии, Греции, Испании, Риме, Египте и Эфиопии и был знаком со многими правителями.
Во время пребывания в Вавилоне Аполлоний познакомился с неким Дамидом, который стал его главным последователем и спутником. Именно на дневники Дамида опирался Филострат, когда писал биографию Аполлония Тианского.
Прослышав, что некий философ пришёл в его город, царь Вавилона гостеприимно принял Аполлония и был поражён глубиной познаний философа.
Согласно рассказа Дамида, спустя сто лет переписанного Филостратом в книге «Жизнь Аполлония Тианского», в Вавилоне Аполлоний был посвящён халдеями и магами.
Однако вскоре Аполлоний оставил Вавилон и продолжил свой путь в Индию. Вавилон, в стенах которого жил разврат и гнездился великий сонм пороков, оказался противен чистой душе Аполлония, и он, не желая оскверняться пребыванием среди тёмных душ, посчитал выход из города, как своё освобождение.
Во время путешествий Аполлоний везде выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса. Нерон изгнал из Рима всех магов и волшебников, Аполлоний направился в вечный город, где выступал с речами против деспотической власти императоров Нерона и Домициана, но за мятежные речи он был изгнан из Рима.
Посетив Испанию, после смерти римского императора Нерона (37 — 68 г.г.) Аполлоний направился через Италию в Грецию и оттуда в Римский Египет и посетил ещё и Эфиопию. Основатель династии Флавиев Веспасиан (9- 79 г.г.), готовившийся захватить власть, воспользовался влиянием и известностью Аполлони и стал римским императором в 69–79 годах.
Вернувшись из Египта, он нашёл милостивый приём в Риме у императора Тита Флавия Веспасиана (лат. Titus Flavius Vespasianus; 39 — 81 г. н.э.) . При воцарении Домициана (лат. Titus Flavius Domitianus, 51 — 96 г. н.э.) Аполлония обвинили в возбуждении в Египте мятежа в пользу римского императора, основателя династии Антонинов и первого из «пяти хороших императоров» Марка Кокцея Нерва (30 — 98 г. н.э.), философа арестовали и заключили в тюрьму, но суд его оправдала.
Объехав ещё раз Грецию, Аполлоний поселился в Эфесе, где основал Пифагорейскую школу, и умер в возрасте почти 100 лет от роду, отказавшись от приглашения императора Марка Кокцея Нерва ехать в Рим. Жены и детей у Аполлония Тианского не было, всё своё время он посвящал философии и духовным практикам.
Куда бы ни отправился Аполлоний, за ним тянулся длинный след из всевозможных преданий и легенд; тысячи людей, слушавших его проповеди, становились его последователями.
В жизнеописании Аполлония включено множество сообщений о совершённых им чудесах — исцеление больных, воскрешение девушки, умершей в день свадьбы, усмирение бурь, укрощение диких животных, ясновидение…
Другие легенды гласят, что на праздниках Аполлоний мог умножить дары, лежащее на столах для угощения, оживлял статуи, заставлял вещи исчезать и появляться заново, свободно покидал оковы, которыми его сковали во время тюремного заключения, и так же свободно в них возвращался. Аполлоний владел экстрасенсорным восприятием, даром прорицателя. Находясь в Эфесе, он якобы мысленным взором отчётливо видел убийство императора Домициана в Риме 96 г.
Согласно Филострату, Аполлоний скончался в 97 году н. э., будучи глубоким старцем, но обладая ясным и чистым разумом. Перед смертью он распустил всех учеников, а затем просто исчез сам. Последователи утверждали, что его душа улетела из ставшего ненужным тела.
Сопоставление Аполлония с Иисусом Христом
В их жизнеописании можно заметить поразительно много общего. Оба родились в одно и то же время в Малой Азии (на Ближнем Востоке), оба провели жизнь в странствиях и имели множество учеников и последователей.
Оба духовных лидера прошли искушения — пятилетняя аскеза молчания Аполлония Тианского и 40-дневное пребывание Христа в пустыне, оба избрали бедность и воздержание. Содержание их учений было схожим — Аполлоний тоже выступал против тирании, деспотизма, проповедовал человеколюбия, гуманизм, терпимость, но главное, что чудеса, творимые Аполлонием, часто сопоставляли с чудесами Иисуса из Назарета, включая воскрешения мёртвых и дар предвидения.
Известность Аполлония Тианского была на руку преследователям христиан в первых веках нашей эры. Например, один из позднеримских писателей, философ Гиерокл-стоик, представитель поздних стоиков, автор трактата «Философумены», живший при императоре Диоклетиане (244 — 311 г.г.) в конце III века н. э., писал, что Аполлоний по количеству чудес превосходил Иисуса, но при этом не почитается богом.
Гиерокл-стоик отмечал также, что образованные и культурные биографы Аполлония Тианского заслуживают большего доверя, чем необразованные апостолы Иисуса Христа. Эти попытки превратить Аполлония в героя антихристианского движения встретили непримиримый отпор со стороны христианских епископов. Они заявили, что Тианский был колдуном и ему помогали демоны.
Гиерокл-стоик в своём сочинении противопоставил Аполлония Иисусу и всей евангельской истории, что привело к ответному трактату Евсевия Кесарийского (ок. 270 — 340 г.г. н.э.) — греческий церковный историк, богослов, «отец церковной истории», друг императора Константина, с 314 года Евсевий Кесарийский епископ Кесарии Палестинской.
Самый известный труд Евсевия Кесарийского посвящён истории христианства до 324 года, это самый древний сохранившийся труд по истории церкви, для его написания использовались как церковные, так и государственные архивы. Опираясь на учение о промысле Божием, Евсевий предпринял попытку создания универсальной хронологии истории различных народов, в центре которой — воплощение Христа.
Сравнения Иисуса и Аполлония вспыхнули с новой силой в эпоху позднего Возрождения и Нового времени, когда Средневековье и инквизиция остались в прошлом, а люди Нового времени получили больше доступа к информации благодаря книгопечатанию.
В 1680 году английский деист Чарльз Блаунт опубликовал перевод двух первых томов «Жизни Аполлония Тианского» Филострата и снабдил его антихристианским вступлением.
А в 1909 году вышла книга «Христос» Джона Ремсбурга, утверждавшего, что религия Аполлония исчезла, так как не было подходящих условий для её развития, в отличие от буддизма, христианства и ислама.
Аполлоний Тианский фигурирует и в художественных произведениях: Александр Дюма-отца «Исаак Лакедем» неоконченный роман (1852—1853)
Гюстав Флобер «Искушение святого Антония» (1874)
Муратов, Павел Павлович «Магические рассказы» (1922) рассказ «Менипп»
Денис Гербер. «Ангел, стоящий на солнце»
Стивен Сэйлор «Империя. Роман об имперском Риме» (2010)
Виктор Пелевин «Т» (2009)