Человеку всегда было присуще чувство прекрасного. С древнейших времен люди старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства — одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью и скульптурой, но в отличие от чистого искусства имеет практическое применение. Изделия из керамики, металла, дерева, текстиля, украшенные резьбой, росписью, шитьём, делали одежду, обувь, головные уборы, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.
Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники — литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных изделий — подлинных шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Эти сокровища особенно берегли и в случае опасности прятали.
Исконно русской одеждой была шуба. Сильные морозы заставляли надевать шубу и богатых и бедных. Крестьяне шили дешевые овчинные, а знать предпочитала шубы собольи, лисьи, беличьи, писцовые, горностаевые. Причём средневековые шубы обычно шили мехом вовнутрь, а снаружи отделывали дорогим сукном, парчой, бархатом.
Основным тёплым головным убором была шапка. Женские шапки отличались по высоте, также они имели разные меховые опушки, по-особому украшались, что делало весь наряд величественным и помпезным. https://www.pompa.ru/catalog/outerwear/zhenskie-palto/ Верх шапки делали круглым или конусообразным, используя при этом шёлковую или золотную ткань.
Шапка была оторочена меховой опушкой, или околом. Внизу шапки пришивался мех, чтобы скрыть волосы. Спереди, в налобной части, для красоты оставляли небольшой меховой мысок. Тульи женских шапок первого наряда цариц украшали разнообразными шитыми узорами, жемчугом и драгоценными камнями.
Также зимой носили треух и каптур. Треух — это зимняя шапка с тремя «ушами», защищавшими уши и затылок. Её шили мехом внутрь, сверху отделывая тканью, но в описях имущества цариц такой покрой встречается очень редко.
Каптур — меховая шапка с круглым верхом — был самым распространенным зимним убором замужних женщин и особенно вдов.
По головному убору женщины можно было судить о её семейном положении. Девушки носили венец, богато украшенный вышивкой, жемчугом, самоцветами. Подобно диадеме, он оставлял волосы открытыми. По сторонам венец украшали драгоценные подвески — колты и рясны.
Замужние женщины носили кику — небольшую шапочку, полностью скрывающую волосы. Считалось позором «опростоволоситься», т. е. показать кому-либо из посторонних свои волосы. Даже в церкви женщины не снимали головной убор.
Замужние женщины прятали волосы под убрус — это тонкий полотняный или шёлковый платок.
Убрусы могли быть цветными, часто любимого царицами красного цвета, их закалывали булавками, или «занозками».
В XVI-XVII веках венец был главным головным убором царевны. Сохранилось описание венца, изготовленного для маленькой царевны Ирины Михайловны:
«…Венец теремчат, о десяти верхах делан, по золотой цке (то есть «доске») травы прорезные с финифты с розными, а в венце, в нижних теремах, в золотых гнездех три яхонта червчаты гранены да три яхонта лазоревы да четыре изумруда гранены; да в верхних теремах, в золотых же гнездех, четыре яхонта червчаты да три яхонта лазоревы да три изумруда четвероугольны; около верхних и нижних теремов и на низу обнизано жемчугом; поверх теремов на спнях десять зерен гурмыцких…»
Царский венец носили и царицы. «… Царь со всем своим поездом ходит к царице, а царица в то время бывает во всем своем одеянии и в венце царском», — так в XVII веке описывал свадебный чин подъячий Посольского приказа Григорий Котошихин.
Царица в убрусе и в венце. Деталь иконы «Поклонение кресту». Москва, 1677-1678 гг. Мастер Салтанов Иван.
К кике и венцу с обеих сторон подвешивались рясы, или рясны, — длинные нити жемчуга и драгоценных камней. Они были частью парадного головного убора.
Золотая рясна. Деталь. Россия, начало XVII века.
В XVI-XVII веках рясны плели из жемчуга в две, три и даже четыре нити. Наиболее парадные рясны имели драгоценные камни и золотые подвески.
Обычай украшения головных уборов ряснами восходит к византийской традиции. Они являлись частью парадного облачения императора и его жены — императрицы.
Другой женский головной убор — волосник, — как правило, надевали под убрус. Это легкая сетчатая шапочка, плетеная или вязаная из серебряной или золотой нити. По венцу она обшивалась драгоценной тканью с жемчугом и камнями. Русский историк Н.И. Костомаров писал:
«Волосник играл большую роль в судьбе замужней женщины… был символом брачного состояния и составлял необходимую и главную принадлежность приданого».
Волосник царицы Марии Темрюковны. Москва, 1561-1569 гг. Высота — 15,0 см, длина по окружности — 59,0 см. (из книги Н.В. Рощиной «Царское платье»)
Волосник был важным атрибутом свадебного обряда. Во время церемонии с невесты снимали девичий венок, расчесывали ей волосы гребнем, смоченным в воде с мёдом, волосок к волоску, и убирали под волосник, чтобы больше никто, кроме мужа, их не видел. Такое правило было установлено для всех, включая цариц. По представлениям того времени, вся «колдовская женская сила» находится в волосах. В волоснике царицы ходили до самой смерти, он являлся и частью погребального облачения. В коллекции музея хранится двенадцать богатых волосников, принадлежавших русским царицам.
Волосник царицы Марии Долгорукой, первой супруги Михаила Федоровича. Москва, 1625 г. Высота — 16,0 см, длина окружности — 59,0 см.
Главным женским головным убором была кика. Так же, как волосник, она впервые надевалась на девушку, когда она выходила замуж. У царицы Евдокии Лукьяновны было пять кик. Особенно выделялась кика первого наряда, выполненная мастером Государева двора Давыдом Омельяновым к ее свадьбе с царем Михаилом Федоровичем:
«… Отлас червчат, на ней запоны золоты с каменьем, с алмазы, и с яхонты, и с изумруды; у поднизи зерна гурмыцкие на золотых спнях; назади бархат черный».
Кика с убрусом XVII века. Реконструкция О.Н. Поликарповой для образовательной музейной программы с элементами театрализации, 1999.
У царицы Марии Ильиничны, жены царя Алексея Михайловича, было четыре кики, а у царицы Агафьи Семеновны, жены царя Федора Алексеевича, — две. Ни один из этих головных уборов не дошёл до нашего времени.
Летом, когда царицы выезжали на богомолье, они могли надевать белые шляпы, которые обычно шили с круглой тульей и полями, украшали лентой из атласа или тафты. Она шла по верху шляпы, а концы спускались вниз. Ленты низали жемчугом, вышивали золотными нитями, прикрепляли к ним богатые шелковые кисти. У царицы Марии Ильиничны было шесть шляп. У царицы Евдокии Лукьяновны среди головных уборов числилось семь шляп:
«… шляпа валяная белая; вторая, полки (то есть поля шляпы) подложены атласом с серебром; третья — полки из атласа золотного…»
Разнообразие женских головных уборов в Русском государстве поражает своим разнообразием. Девочки и девушки могли ходить «простоволосыми», то есть с непокрытой головой. По обычаю, они носили девичью повязку или простую ленточку. Волосы заплетали в косу, которую украшали ленты, бахрома или рукодельный накосник с шитьем и жемчугом. Русский историк XVIII века И.Н. Болтин так описывал старинный накосник:
«Треугольник в два или три вершка шириной, сделан из картузной бумаги, обшит шёлковой тканью и унизан в узор жемчугом и каменьями; привязывался он к концу косы углом».
Девушки могли завивать волосы в кудри, распускать их по плечам, украшать венцом или венком, — так называли девичью повязку из ткани, расшитую жемчугом.
Такой венец делали и из тонкого листа металла, прорезая его узорами, верхнюю его часть выполняли в виде зубцов, которые назывались городками, или теремами.
Разнообразны были и женские украшения — серьги, браслеты, перстни, ожерелья, колты и рясны. Украшала себя слабая половина и с помощью косметики — белилами, румянами, причем часто не зная меры. Косметическими средствами служили свекла, сажа и мука. Привычка пользоваться косметикой была очень устойчива. В царствование Михаила Федоровича красавица княгиня Черкасская не считала нужным румяниться, за что подвергалась насмешкам при царском дворе.
Древнерусский костюм существовал по меньшей мере семь столетий. Лишь в петровские, реформаторские времена он был заменен на европейское платье, хотя в деревнях и сёлах ещё долго носили, хранили и передавали по наследству старинные древнерусские наряды.