Суббота , 2 Ноябрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Зерно пшеницы — прообраз матрёшки.

Зерно пшеницы — прообраз матрёшки.

Сакральные идеи таинства вечной жизни, воскресения из мёртвых и продолжения рода воплотились в создании традиционной русской матрешки.

Первая матрёшка была изготовлена в 1890 году Василием Петровичем Звёздочкиным, художественную роспись в русском стиле выполнил художник Сергей Васильевич Малютина. Это была восьмиместная кукла по имени «Матрёна», в виде круглолицей крестьянской девушки в вышитой рубашке, сарафане и переднике, с головой, покрытой цветастым платком, в руках у неё был чёрный петух. За открывавшейся фигуркой девушкой с чёрным петухом, следовал мальчик, затем опять девочка меньшего размера. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая кукла, изображала спелёнатого младенца — Новорождённого.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В большую Матрёшку вкладывались от трёх до семи кукол меньшего размера.

Обычно матрёшки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней.

финикийское яйцо с воинами и крылатыми сфинксами — 625-600 до н.э. из этрусской гробницы

Этрусское яйцо из Vulci (середина VII века до н.э.)

Технология изготовления расписной деревянной игрушки из нескольких предметов, вложенных друг в друга, была известна на Руси давно.

В качестве примера можно привести традиционную роспись пасхальных яиц, являющихся символом воскрешения из мёртвых.

Разъёмные двух ярусные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае.
Японская куколка, в которую вкладывались ещё несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

В русской матрешке скрыта сакральная тайна Жизни — продолжения рода, рождения, смерти и будущего Воскресения.

Зерно пшеницы — прообраз матрёшки.

В семи, или восьмислойной традиционной русской матрешке, где похожие куклы вкладываются друг в друга, скрыта идея возрождения «уснувшего» зерна из его маленького зародыша, скрытого за семью покровами.

Если рассмотреть под микроскопом зерно пшеницы или ржи в разрезе, то можно  увидеть восемь тонких слоёв, оболочек, покрывающих зародыш зерна, из которого весной пробивается к жизни зелёный росток.

Восемь покровов зародыша зерна обеспечивают ему долгую сохранность в покое всю зиму. Зерно пшеницы, ржи, ячменя может даже пролежать не один год, в ожидании благоприятных условий для пробуждения к новой жизни.

Во многих культурах Древнего мира зерно считалось символом вечной жизни, продолжения рода, символом богатства и процветания.

Зёрна пшеницы или ржи использовались во многих сакральных ритуалах, связанных с магическими обрядами, обеспечивающими богатый урожай зерновых культур.

В Древнем Египте фараонов хоронили в семи саркофагах, покрытых сверху восьмым покровом — пирамидой.
Таким  ритуалом захоронения Древние египтяне намеревались обеспечить переход умершего человека в Вечную Жизнь к Богам, считает исследователь-египтолог Андерс Беттум.

Мы находим подтверждение того, что первоначальной идеей Воскрешения человека после смерти, его пробуждение к новой жизни служило, именно зерно пшеницы, ржи или ячменя. Подтверждение тому может служить обрядовое захоронении зерна в миниатюрном саркофаге, найденном в Египте.

 

     Ячменное Зерно – символ жизни, благополучия и достатка изображалось на монетах Боспорского царства, на ранних монетах Эллады и на монетах до-римского периода.

В столице Боспорского царства — Пантикопее (в Крыму) уже в третьей четверти VI века до н.э., началась чеканка монеты с ячменным зерном. Боспорское царство разбогатело на торговле зерном со странами Средиземноморья.

 

Боспорский царь Левкон I (389/8—349/8 гг. до н. э.) ежегодно отправлял в Афины 400 000 медимнов, т. е. около 16 700 тонн хлеба.

рис. 30. Пантикапейская серебряная монета Ш в. до н. э. с пшеничным колосом

Если принять во внимание цену медимна пшеницы в Афинах в IV веке до н. э. обычно была 5—6 драхм, а иногда поднималась значительно выше этой суммы, то окажется, что стоимость боспорского хлеба, ежегодно отправляемого Левконом I, была не менее 333—400 талантов.

Кроме крупных номиналов — тетроболов, драхм и прочих, был и тетартеморий — очень маленький номинал монеты в Пантикапее, весом менее полграмма серебра.

Диабол-413г. до н.э. — Грифон, стерегущий зерно+конь-ΣINΔΩN

На лицевой стороне серебряных монет был изображен муравей, а на оборотной —  «квадратум инкузум»квадрат с точкой в центре, означающий засеянное зерном поле.

Пантикапей -500 г.до н.э. Серебро. Муравей и засеянное зерном поле

Специалисты считают, что серебряные монеты с муравьём и засеянным зёрнами полем, чеканили в Пантикопее, хотя ранее считалось, что монеты принадлежат чеканке небольшого боспорского города Мирмекий (др.-греч. Μυρμήκιον — «муравей»), расположенного на берегу Керченского пролива (Киммерийский пролив).

золотой статер — 9.12 гр., монета из античного Пантикапея (350-300 до н.э.), столицы Боспорского царства.

На самой дорогой монете, найденной в Пантикапее (Крым, Керчь) мы видим крылатого грифона со стрелой, охранявшего главное богатство Боспорского царства — пшеничный колос.

Идей воскрешения после смерти к новой жизни возникла во многих религиях мира.

«Каменные гробницы и саркофаги появились в различных культурах мира одновременно и существовали долгое время. Всем известна древнеегипетский обычай мумифицировать умерших, а обряд захоронения мумии в нескольких саркофагах  – менее известный факт», – говорит египтолог отделения культуры и восточных языков в Университете Осло Андерс Беттум.

В канопе древние египтяне хранили забальзамированные внутренние органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. Для бальзамирования использовался бальзамом из древнеегипетского города Каноба — (греч. Κάνωβος, лат. Canopus) располагавшегося в западной части дельты Нила. Для воскрешения в будущей жизни в каждой мумии полагалось сохранить в четырёх канопах 4 важных органа человеческого тела. Крышки ритуального канопа были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора.

Гор-сокол-покровитель фараона

   Гор, Хор (ḥr — «высота», «небо»)  Гор — бог неба и солнца, сын Исиды и Осириса. Супруга Гора— Хатхор. Согласно легенде, Исида в виде сокола опустилась на умершего Осириса и, чудесным образом зачала от него сына Гора. В санскрите слово «гарба» — Garbha – чрево, зачать.

Главный противник Гора — Сет. Победив Сета Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око, но Осирис не возвращается на землю, а остаётся правителем Царства мёртвых (Аменти — подземный мир на западе, за нисходящим солнцем), предоставив Гору править Царством живых.
Гора называют Ра-Хорахти. (на санскрите: Ph — «Солнце»; агРа — agRa – главный, первый, в начале; Харша —  harSa – радость).

   Четырёх сыновей Гора изображали на канопах для хранения забальзамированных внутренних органов мумифицированного человека. Сыновей Гора звали Хапи, Амсет, Дуамутеф, Квебехсенуф — они считались   богами-покровителями мёртвых и их помощниками в восхождении на Небеса.

Хапи — защитник трона Осириса в Царстве мёртвых. Хапи изображался в виде головы обезьяны-павиана или гамадрила, на ритуальном канопе  (сосуд), в котором лежали забальзамированные лёгкие умершего.

Сам Хапи был под защитой Нефтиды (греч. Νέφθυς) или Небет-хет (Nebet-Het; егип. Nb.t ḥw.t «Госпожа обители»), богини рождения и смерти, родившейся в последний день года. В древнеегипетской мифологии Нефтида носила титул «Богини творения, которая живёт во всем». Нефтиду называли «кормящей матерью» Гора и изображали в виде крылатой женщины — соколицы, сидящей у ног и изголовья ложа с телом умершего.

Amset.-Канопа с крышкой в виде головы Амсета.   Амсет или Имсети, Сети, Мести и Места – один из 4-х сыновей бога «Гора Старшего» (Haroeris) и богиня Исиды. Амсета изображали с человеческой головой на крышке ритуального канопа.

Главной  задачей божества Амсет была  сохранение печени умершего, он был хранителем Души человека, и охраной бога Осириса. Амсет назван богом-покровителем мёртвых и их помощником в восхождении на Небеса. 

Амсет  (егип. jms.tj) до периода Среднего Царства изображали в женском облике.

Дуамутеф, сын Гора

   Дуа-мутеф (егип. Dw-mwtf) — один из сыновей Гора, изображался с головой шакала на крышке ритуальной канопы, где хранился забальзамированный желудок умершего.

Имя Дуа-мутеф означает «Тот, кто обожает свою мать». На войне самой частой причиной смерти были ранения в живот. Божество, защищающее живот, ассоциировалось со смертью от войны и получило имя Дуа-мутеф, что означает «поклоняющийся своей родине-матери».

Дуамутеф выражал сущность одной из душ человека — его Ба («душа», «жизненная сила», сознание человека, психика; на санскрите: bala — бала — сила ).

  Квебехсенуф изображался на крышке ритуального канопа в виде божества с головой сокола. Он защищает от нападения сзади, со спины, с запада.

Квебехсенуф или Кабекснуф — «Тот, кто омолаживает своих братьев». Известно, что именно Сокол приносит в клюве божественный напиток, нектар — сому, дающую Вечную Жизнь богам.

1925 г. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

На исходе Раннего царства в Древнем Египте отказались от захоронения в канопах. По новому ритуалу захоронения египтян, забальзамированные внутренние органы умершего возвращали в мумию, а саму мумию  помещали в 7 саркофагов.

Египетские многослойные саркофаги создавались на том же сакральном принципе таинства возрождения из мёртвых к новой жизни, как и таинство пробуждения брошенного в землю зерна, имеющего 7 покровов.

Царский пурпурный цвет
В Новый год - только сладкие подарки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*