Сакральные идеи таинства вечной жизни, воскресения из мёртвых и продолжения рода воплотились в создании традиционной русской матрешки.
Первая матрёшка была изготовлена в 1890 году Василием Петровичем Звёздочкиным, художественную роспись в русском стиле выполнил художник Сергей Васильевич Малютина. Это была восьмиместная кукла по имени «Матрёна», в виде круглолицей крестьянской девушки в вышитой рубашке, сарафане и переднике, с головой, покрытой цветастым платком, в руках у неё был чёрный петух. За открывавшейся фигуркой девушкой с чёрным петухом, следовал мальчик, затем опять девочка меньшего размера. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая кукла, изображала спелёнатого младенца — Новорождённого.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В большую Матрёшку вкладывались от трёх до семи кукол меньшего размера.
Обычно матрёшки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней.
Технология изготовления расписной деревянной игрушки из нескольких предметов, вложенных друг в друга, была известна на Руси давно.
В качестве примера можно привести традиционную роспись пасхальных яиц, являющихся символом воскрешения из мёртвых.
Разъёмные двух ярусные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае.
Японская куколка, в которую вкладывались ещё несколько куколок, символизировала местных богов счастья.
В русской матрешке скрыта сакральная тайна Жизни — продолжения рода, рождения, смерти и будущего Воскресения.
Зерно пшеницы — прообраз матрёшки.
В семи, или восьмислойной традиционной русской матрешке, где похожие куклы вкладываются друг в друга, скрыта идея возрождения «уснувшего» зерна из его маленького зародыша, скрытого за семью покровами.
Если рассмотреть под микроскопом зерно пшеницы или ржи в разрезе, то можно увидеть восемь тонких слоёв, оболочек, покрывающих зародыш зерна, из которого весной пробивается к жизни зелёный росток.
Восемь покровов зародыша зерна обеспечивают ему долгую сохранность в покое всю зиму. Зерно пшеницы, ржи, ячменя может даже пролежать не один год, в ожидании благоприятных условий для пробуждения к новой жизни.
Во многих культурах Древнего мира зерно считалось символом вечной жизни, продолжения рода, символом богатства и процветания.
Зёрна пшеницы или ржи использовались во многих сакральных ритуалах, связанных с магическими обрядами, обеспечивающими богатый урожай зерновых культур.
В Древнем Египте фараонов хоронили в семи саркофагах, покрытых сверху восьмым покровом — пирамидой.
Таким ритуалом захоронения Древние египтяне намеревались обеспечить переход умершего человека в Вечную Жизнь к Богам, считает исследователь-египтолог Андерс Беттум.
Мы находим подтверждение того, что первоначальной идеей Воскрешения человека после смерти, его пробуждение к новой жизни служило, именно зерно пшеницы, ржи или ячменя. Подтверждение тому может служить обрядовое захоронении зерна в миниатюрном саркофаге, найденном в Египте.
Ячменное Зерно – символ жизни, благополучия и достатка изображалось на монетах Боспорского царства, на ранних монетах Эллады и на монетах до-римского периода.
В столице Боспорского царства — Пантикопее (в Крыму) уже в третьей четверти VI века до н.э., началась чеканка монеты с ячменным зерном. Боспорское царство разбогатело на торговле зерном со странами Средиземноморья.
Боспорский царь Левкон I (389/8—349/8 гг. до н. э.) ежегодно отправлял в Афины 400 000 медимнов, т. е. около 16 700 тонн хлеба.
Если принять во внимание цену медимна пшеницы в Афинах в IV веке до н. э. обычно была 5—6 драхм, а иногда поднималась значительно выше этой суммы, то окажется, что стоимость боспорского хлеба, ежегодно отправляемого Левконом I, была не менее 333—400 талантов.
Кроме крупных номиналов — тетроболов, драхм и прочих, был и тетартеморий — очень маленький номинал монеты в Пантикапее, весом менее полграмма серебра.
На лицевой стороне серебряных монет был изображен муравей, а на оборотной — «квадратум инкузум» — квадрат с точкой в центре, означающий засеянное зерном поле.
Специалисты считают, что серебряные монеты с муравьём и засеянным зёрнами полем, чеканили в Пантикопее, хотя ранее считалось, что монеты принадлежат чеканке небольшого боспорского города Мирмекий (др.-греч. Μυρμήκιον — «муравей»), расположенного на берегу Керченского пролива (Киммерийский пролив).
На самой дорогой монете, найденной в Пантикапее (Крым, Керчь) мы видим крылатого грифона со стрелой, охранявшего главное богатство Боспорского царства — пшеничный колос.
Идей воскрешения после смерти к новой жизни возникла во многих религиях мира.
«Каменные гробницы и саркофаги появились в различных культурах мира одновременно и существовали долгое время. Всем известна древнеегипетский обычай мумифицировать умерших, а обряд захоронения мумии в нескольких саркофагах – менее известный факт», – говорит египтолог отделения культуры и восточных языков в Университете Осло Андерс Беттум.
В канопе древние египтяне хранили забальзамированные внутренние органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. Для бальзамирования использовался бальзамом из древнеегипетского города Каноба — (греч. Κάνωβος, лат. Canopus) располагавшегося в западной части дельты Нила. Для воскрешения в будущей жизни в каждой мумии полагалось сохранить в четырёх канопах 4 важных органа человеческого тела. Крышки ритуального канопа были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора.
Гор, Хор (ḥr — «высота», «небо») Гор — бог неба и солнца, сын Исиды и Осириса. Супруга Гора— Хатхор. Согласно легенде, Исида в виде сокола опустилась на умершего Осириса и, чудесным образом зачала от него сына Гора. В санскрите слово «гарба» — Garbha – чрево, зачать.
Главный противник Гора — Сет. Победив Сета Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око, но Осирис не возвращается на землю, а остаётся правителем Царства мёртвых (Аменти — подземный мир на западе, за нисходящим солнцем), предоставив Гору править Царством живых.
Гора называют Ра-Хорахти. (на санскрите: Ph — «Солнце»; агРа — agRa – главный, первый, в начале; Харша — harSa – радость).
Четырёх сыновей Гора изображали на канопах для хранения забальзамированных внутренних органов мумифицированного человека. Сыновей Гора звали Хапи, Амсет, Дуамутеф, Квебехсенуф — они считались богами-покровителями мёртвых и их помощниками в восхождении на Небеса.
Хапи — защитник трона Осириса в Царстве мёртвых. Хапи изображался в виде головы обезьяны-павиана или гамадрила, на ритуальном канопе (сосуд), в котором лежали забальзамированные лёгкие умершего.
Сам Хапи был под защитой Нефтиды (греч. Νέφθυς) или Небет-хет (Nebet-Het; егип. Nb.t ḥw.t «Госпожа обители»), богини рождения и смерти, родившейся в последний день года. В древнеегипетской мифологии Нефтида носила титул «Богини творения, которая живёт во всем». Нефтиду называли «кормящей матерью» Гора и изображали в виде крылатой женщины — соколицы, сидящей у ног и изголовья ложа с телом умершего.
Амсет или Имсети, Сети, Мести и Места – один из 4-х сыновей бога «Гора Старшего» (Haroeris) и богиня Исиды. Амсета изображали с человеческой головой на крышке ритуального канопа.
Главной задачей божества Амсет была сохранение печени умершего, он был хранителем Души человека, и охраной бога Осириса. Амсет назван богом-покровителем мёртвых и их помощником в восхождении на Небеса.
Амсет (егип. jms.tj) до периода Среднего Царства изображали в женском облике.
Дуа-мутеф (егип. Dw-mwtf) — один из сыновей Гора, изображался с головой шакала на крышке ритуальной канопы, где хранился забальзамированный желудок умершего.
Имя Дуа-мутеф означает «Тот, кто обожает свою мать». На войне самой частой причиной смерти были ранения в живот. Божество, защищающее живот, ассоциировалось со смертью от войны и получило имя Дуа-мутеф, что означает «поклоняющийся своей родине-матери».
Дуамутеф выражал сущность одной из душ человека — его Ба («душа», «жизненная сила», сознание человека, психика; на санскрите: bala — бала — сила ).
Квебехсенуф изображался на крышке ритуального канопа в виде божества с головой сокола. Он защищает от нападения сзади, со спины, с запада.
Квебехсенуф или Кабекснуф — «Тот, кто омолаживает своих братьев». Известно, что именно Сокол приносит в клюве божественный напиток, нектар — сому, дающую Вечную Жизнь богам.
На исходе Раннего царства в Древнем Египте отказались от захоронения в канопах. По новому ритуалу захоронения египтян, забальзамированные внутренние органы умершего возвращали в мумию, а саму мумию помещали в 7 саркофагов.
Египетские многослойные саркофаги создавались на том же сакральном принципе таинства возрождения из мёртвых к новой жизни, как и таинство пробуждения брошенного в землю зерна, имеющего 7 покровов.