Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.
«КРЕЩЕНИЕ» ДРУИДОВ И ЗАПРЕТЫ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ И ПРОРОЧЕСТВО. Запрет.
Не зависели ли гейсы (geasa), или «запреты», в первую очередь от обстоятельств рождения или наречения имени? Если принять этот довольно слабый перевод, поскольку речь очень часто шла о сложном комплексе запретов и обязательств, которые друиды накладывали и изменяли по своему усмотрению. Это вполне можно предположить. Так, Кухулин всю свою жизнь соблюдает «табу» пса, и «табу» двух знаков, по которым он узнает, что близка его смерть, станут вкушение собачьего мяса [261 — «Livre de Leinster», 120а, 20-24.] или убийство им выдры, «водяной собаки» (Doborchu).[262 — Версия В «Смерти Кухулина», ed. Van Hamel, p. 110–111.]
Кормак, сын короля Конхобара, не должен слышать арфы Крайфтины, арфистки бога-друида Дагды, а также не имеет права ни охотиться на птиц, Маг Да Хео, не путешествовать на повозке с ярмом из ясеня, не переходить посуху Шаннон, не останавливаться на постоялом дворе Да Хока. И повествование о его смерти представляет собой не что иное, как рассказ о последовательных нарушениях этих гейсов.[263 — «Rev. celt.», 21, 149, 312, 388.]
Запреты, наложенные на короля Конайра, более строги и кажутся ещё более странными в «Разрушении Дома да Дерга» перечисляются следующие запреты: возвращаясь домой, он никогда не должен обращать правый бок своей повозки в сторону Тары, а левый — в сторону Бреги; он не может охотиться на зверей Керны; он не имеет права покидать пределы Тары каждую девятую ночь; также, он не должен проводить ночи в доме, где огонь после захода солнца светит наружу и виден снаружи; он не должен идти вслед за «тремя красными людьми», когда направляется в дом человека, «одетого в красное»; в его королевстве не должно совершиться никакой кражи; после захода солнца к нему не должны приходить с визитом в одиночку ни женщина, ни мужчина, и он не имеет права вмешиваться в ссору между двумя своими слугами. [264 — «Version du «Livre Jaune de Lecan», ed. Eleanor Knott, 6, § 16.] Все это было трудно в точности соблюсти, а иногда даже совместить одно с другим.
Следует, вероятно, отнести эти гейсы к числу средств, которыми друиды пользовались дабы подчинить жизнь воинского сословия определенным правилам, которые выражались в целом ряде религиозных символов и носили характер строгого предписания. В действительности гейс (geis) имел силу закона, как светского, так и религиозного: стоило только пренебречь им, и это сразу влекло за собой целую череду осложнений.
Король Конхобар, взяв на себя королевское обязательство соблюдать, а следовательно и исполнять право первой брачной ночи (jus primae noctis), вынужден был прибегнуть к помощи официального решения, не желая реально подвергать жену Кухулина Эмер этой «формальной процедуре», грозящей ужасным гневом её мужа: «Тогда принялись решать улады, как поступить им. И вот на чём согласились они: Эмер должна провести первую ночь с Конхобаром, но дабы защитить честь Кухулина, будут с ними Фергус и Катбад».[265 — «La Courtise d’Emer», ed. Van Hamel, 65, § 90.]