Освоение Сибири русскими землепроходцами началось в 16 веке. Легендарный казачий атаман Ермак Тимофеевич , достиг Иртыша, и положил начало освоению Сибири — «страны суровой и угрюмой». На пустующие бескрайние земли этого дикого края впервые пришли казаки, чтобы ружейным огнём и саблями отвоевать эту территорию у разрозненных тюркоязычных племён. Следом за ними потянулись и христианские монахи, чтобы отвратить дикие народы от почитания “идолищ поганых, на реке Ангаре в обилии находящихся”.
В глухих лесах сибирской тайги в нижнем Приангарье, в устье реки Тасей и сейчас можно встретить “идолищ поганых», и составить общее представление о религиозных представлениях людей, проживавших на этой территории в далёком прошлом.
Каменное изваяние нашли в сибирской тайге местные жители, о нём в этих краях ходило множество разных слухов. По рассказам местных жителей археологи нашли и обследовали этот языческий ритуальный комплекс.
С 1975 года в бассейне нижнего течения Ангары начались широкомасштабные работы Северо-Енисейской археологической экспедиции Красноярского педагогического института, под руководством Н. И. Дроздова. Археологи выявили и обследовали десятки памятников в Кежемском, Богучанском и Мотыгинском районах.
Усть-Тасеевский идол — это самое северное каменное изваяние в Азии известное на сегодняшний момент. Относится этот объект к эпохе раннего железного века, скифской эпохе. По археологическим находкам комплекс датируется 4 веком до н.э — 1 веком н.э.
В 1976 году исследователями Северо-Енисейской археологической экспедиции совместным отрядом КГПИ и ИГУ было обследовано каменное изваяние и петроглиф на реке Тасее. В последующие годы тасеевский каменный идол неоднократно осматривался отрядами КГПИ.
Сопка, на которой находится Тасеевский идол, находится на левом берегу реки Тасей, в 4 км от её впадения в Ангару и в 10 км от села Первомайск, которое находится в 300 км к северу от Красноярска.
На самом деле здесь, на небольшой площадке с выходами песчаника находится не один, а четыре идола.
Сама фигура идола, как и другие камни этого комплекса не рукотворная. Благодаря внешним воздействиям погодных условий на мягкие породы известкового песчаника появились эти причудливо стоящие антропоморфные каменные фигуры, на которых древний художник вырубил глаза, нос и рот, обтесал лоб и оформил усы и бороду, превратив их языческих идолов — объект для поклонения.
Скалы, образующие гряду, имеют более 20 естественных ниш, в которых некогда были обнаружены фрагменты жертвоприношений. В 80-90-х годах прошлого века красноярские археологи проводили здесь археологические раскопки.
На территории Тасеевского комплекса археологами найдены более тысячи предметов — оружие, наконечники стрел, копий, бронзовые украшения сибирского шамана.
Каменные изваяния встречаются по всей территории России.
Збруческий идол верховного бога Святовита.
Збручский идол как модель славянской Вселенной
Найдены предметы скифской культуры — художественное литье, бронза. Это свидетельствует о том, что в прошлом место было культовым и очень посещаемым.
Каменный идол был измерен и изучен вдоль и поперёк. Общие данные : Каменный комплекс расположен у вершины 300-метровой сопки, поросшей лесом, на левом берегу реки Тасее. В центре скального массива, в глубине естественного коридора, из вертикально стоящей глыбы песчаника вырублено изображение человеческого лица с чётко выраженными монголоидными чертами. Закрытые глаза и третий глаз на лбу свидетельствуют об особом экстрасенсорном видении Хозяина места. Высота изваяния — 152 см, наибольшая ширина в районе глаз — 35 см, у основания — 45 см. Идол ориентирован на юго-восток. Рядом с изваянием расположена скала с выбитым на ней петроглифом.
Утром Идол выглядит достаточно мирно и пребывает в благодушном настроении до обеда, но во второй половине дня солнце освещает идола с другой стороны, его лик становится всё более грозным и недовольным присутствием людей, он гневно прогоняет от себя всех, кто оказались на его территории.
Местные жители считают эту сопку проклятым местом. Замечено, что во время грозы именно в эту сопку удивительно часто попадают молнии, о чём свидетельствуют расщепленные электрическими разрядами вершины высоких деревьев. Именно эта особенность сопки притягивать удары молний и привела к возникновению каменного языческого святилища и рукотворного одушевления камня, превратившего его идола-хозяина Ангарской тайги.
Самый крупный каменный Идол с личиной рассматривался как главное место, где археологи рассчитывали сделать основные находки. Однако случайная находка заставила поменять планы, а затем и пересмотреть мнение о том, кто в лесу «главный».
Во время подготовки к раскопкам и составления плана площадки была случайно сделана первая находка — бронзовый нож, который оказался под спиной заползшего в нишу между камнями археолога. В мягкой почве обнаружился не только нож, но и бляхи с изображением грифонов и прочие дорогие подарки идолам хозяевам тайги. Причем ниша располагалась не под главным Идолом, а слева от него, под самым большим камнем из расположенных на площадке.
Рядом с главным идолом расположена ещё одна антропоморфная фигура — камень с круглой «головой», на которой можно различить женские черты лица. Это «жена» главного самого высокого идола, расположенного посередине каменной гряды.
Кому-то этот идола напоминает лицо человека с бородой, а мне он показался похожим на льва. Он имеет один глаз, нос открытый рот и что-то вроде бороды.
Такая иерархия расположения главного языческого божества и его помощников распространена у хантов и манси, но они делали своих идолов из дерева.
В центре языческого святилища располагался главное божество, по левую руку от него — помощник с женой и отдельно стоит помощник-воин. Площадка, на которой проходили ритуальные действия, была около воина, за спиной главного божества. Здесь были найдены следы костров, косточки сожженные и сгоревшие элементы бронзовых изделий.
На ритуальном камне горели жертвенные костры, куда язычники приносились головы лося, головы медведя, лапы медведя, колчаны со наконечниками, топоры, ножи и боевые пояса, украшенные бронзовыми бляхами. На самой площадке находок было мало, потому что здесь постоянно шёл процесс языческих жертвоприношений, а потом всё, что не сгорало на костре, вместе с пеплом переносили в ниши между камнями, самую богатую нишу охранял воин.
Плоский камень, расположенный ниже комплекса с левой стороны, предназначен был для ритуальной разделки туш жертвенных животных — лося и медведя. Под камнем археологи нашли характерные осколки кости без воздействия огня. Когда делили тушу, отрубали лапы, отрубали черепа и у черепов отрубали челюсть и потом сжигали их на ритуальном костре, а остатки и пепел ссыпали в каменные ниши.
Тасеевский идол был европеоидом.
Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально предположительно в скифское время Тасеевский идол был европеоидом.
— От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, и, очевидно, рукой одного мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях, — считает М. Захарцов, учитель истории.
Но время скифов прошло, территорию заселили монголоидные племена, пришедшие на Ангару с юга. Их шаманы и нашли затерянного в сибирской тайге каменного идола в начале нашей эры. Именно в то время Тасеевский идол изменил свой антропологический облик, и на его лице появились следы более поздней доработки, превратившей его в монголоида.
— В первую очередь пострадали глаза, которые приобрели зауженный азиатский разрез с глубокими зрачками. Досталось также и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Так Идол стал монголоидным. Очевидно, была попытка «побрить» бороду Тасеевского идола, но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте каменная стела более массивна и тверда.
Последняя реставрация Тасеевского идола была уже совсем незначительной. Во рту идола было вырезано отверстие для крепления курительной трубки, а его зрачки подкрашены красноватой охрой.
Известно, что трубки в своих ритуалах использовали сибирские шаманы, так как табак, равно как и другие курительные травы, считается прекрасным средством подношения дыма духам, особенно в священных языческих местах, как это. Петроглиф в виде грубо процарапанных каракуль на ближайшей скале возник видимо в то же время и являет собой какой-то шаманский ритуал.