Воскресенье , 26 Январь 2025
Домой / Античное Средиземноморье / Загадка пророчества Аввакума

Загадка пророчества Аввакума

15 декабря — день памяти святого пророка Аввакума.
В письменных источниках не сохранились достоверные сведения о жизни восьмого из двенадцати малых библейских пророков, Аввакума, предсказавшего разрушение Иерусалимского храма и самого Иерусалима халдеями, Вавилонское пленение иудеев, возвращение пленных на родину и приход Мессии.

Согласно иудейской традиции, матерью Аввакума была сонамитянка (уроженка города Сонам), которой пророк Елисей предсказал, что через год она будет обнимать сына. В дошедших до нас жизнеописании пророка,  говорится, что Аввакум был сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена.

Примерное время жизни пророка Аввакума VII век до Р. X. В самой книге пророка Аввакума есть данные, позволяющие относить её написание к половине VII века до Р. X., около 650 года. Местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно — Иерусалим, в период «крайнего обострения международной обстановки» и социального разложения в самой Иудее.

Библия много говорит о пророках и пророчествах. Библейское пророчество — это взгляд Вечности на современность, и поэтому оно всегда остаётся современным. Этот пророческий дух, воспринятый новозаветной Церковью, не давал ей выродиться в самодостаточное духовное ведомство с неизменным распорядком и раз и навсегда данными ответами на все вопросы. Каждый раз, когда такая опасность становилась реальностью, повторялась старая история: появлялся пророк, «и было слово Господне к нему, и встал он, и пошёл, и начал проповедовать…».

Когда прозвучало пророчество Аввакума?

В то время Вавилон лишь недавно заявил о себе как мировая держава. Но когда халдеи подняли мятеж против завоевательницы-Ассирии, для Иудеи наступила краткая передышка, во время которой царь Иосия успел возобновить забытый было Завет своего народа с Богом — ведь все свои силы ассирийцам пришлось сосредоточить на подавлении вавилонского мятежа.

Сокрушив Ассирийскую империю, халдеи нанесли поражение и некогда могучим египтянам — едва родившись, новая могущественная империя халдеев стала завоевывать мир, скоро настал черед Иудеи. Тогда-то, в канун надвигавшейся гибели Иудеи, во времена неопределенности и страха, и прозвучало пророчество Аввакума.

Положение Иудеи становилось всё тревожней. Но едва ли не большую тревогу вызывало то, что творилось внутри страны на фоне нараставших беспорядков и волнений. Царствование Иосии было угодным Богу, но недолговечным — он погиб, и на престол сел его сын Иоахаз. А через три месяца в Иудею вторглась армия фараона Нехао, который низложил Иоахаза, а посадил на трон его брата Иоакима, человека злого, мятежного и нечестивого (4 Цар 23:36–24:7; 2 Пар 36:5–8).

Астарта

Влияние культов Ваала и Астарты оказалось настолько мощным, что  казалось, мораль была навсегда забыта избранным народом, а несправедливость стала нормой. Исследователи полагают, что вскоре после этого Аввакум и записал своё пророчество.

А когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк бежал из города, зная, что бедствие неотвратимо и сопротивление бесполезно. Он поселился на границе с Египтом, жил там добровольным изгнанником и не видел, как халдеи разрушили храм Соломона, перебили большинство жителей Иерусалима, а оставшихся угнали в рабство. До возвращения плененных из Вавилона Аввакум не дожил.

Где справедливость?!

Книга пророка Аввакума начинается с его разговора с Богом, поразительно созвучным тому, что во множестве ведут сегодня наши современники. Вся первая глава книги пророка Аввакума полна недоумения жалоб и сетований пророка о непостижимом долготерпении Божием в отношении угнетателей народа Божия (с. 9–16).
Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный (Авв 1:2–4).

Этот вопль стар, как мир, и вопросы вечны. Аввакуму, как порой и всем нам, казалось, что Господь не спешит откликнуться на людские беды и боль. Как было бы хорошо, чтобы добродетель увенчивалась благоденствием, а зло немедленно каралось! Но зло торжествует, а правда и праведники гонимы. Как совместить это с Божией справедливостью? Аввакум почти «обвиняет» Бога:

зачем Ты делаешь меня, слабого и грешного, свидетелем бедствий — ведь мне от этого плохо?! А ещё хуже от мысли, что и Ты Сам терпишь всё это зло.

В ответ на все эти скорбные вопросы он слышит страшную весть о новой беде, наступающей на Иудею.

Особенную силу и остроту этим недоумениям придавало то, что Халдеи, избранные Богом для наказания Иудеев и других народов, были сами нечестивее иудеев, превозносили собственную силу, поставляя её вместо Бога, и совершали ничем и никем не обузданные злодейства (Авв 1.9–16).

«Праведный своею верою жив будет»

В главе второй книги пророка Аввакума даётся Божественный ответ на воздыхания пророка и народа; сущность этого ответа составляет мысль что «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4), откуда следует и неизбежность ожидающей Халдеев гибели по суду Божию (Авв. 2.8–17), чем вместе будет обеспечено последующее спасение Израиля (ср. Авв. 2:20).

Оказывается, Божие равнодушие к происходящему на земле только кажущееся, и Он готов совершить суд над недостойным поколением избранного Им народа. Совершится этот суд рукой халдеев-вавилонян. Непобедимые агрессоры, халдеи вряд ли понимали, что своими победами обязаны не своим воинским талантам, а всемогуществу Бога, избравшего их, как прежде ассирийцев, орудием Своей ярости — для вразумления народов. Бог не оставит грех безнаказанным — и не только в Израиле, но и среди его врагов. Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им:

«горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» <…> Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою. (Авв 2: 11–12, 15–16).

Пророк Аввакум от имени Божия угрожает, гл. I (Авв. 1.5–6), своим современникам, Иудеям, за их нечестие, (Авв.1.3–4), неожиданным и изумительным бедствием – нашествием невиданного ими дотоле народа Халдеев. Бедствие это ещё не наступило, пророк лишь предвидит его приближение (Авв.3.2,16); Иерусалим и храм ещё существуют (Авв. 2.20), и в храме надлежащим образом отправляется богослужение (Авв 3.1–19), хотя в общественной жизни царит бесправие и всякого рода нечестие (Авв.1.2–4); богопоставленная царская власть тоже существует (Авв.3.13).

Указанные здесь внешние и внутренние признаки одинаково подходят ко второй половине царствования Манассии, по возвращении его из пленения Вавилонского (2Пар.33.11). Предсказание пророка Аввакума о событии нашествия Халдеев необходимо отнести ранее самого нашествия их, имевшего место в четвёртый год царствования Иоакима (4Цар. 24.1–2), т. е. около 604–600 гг. до Р. X.

«пророчество Аввакума направлено против Вавилона и Навуходоносора, царя халдейского; Аввакум, имел пророчество против Ниневии и ассириян, которые победили десять колен, называвшихся Израилем, Аввакум получает пророчество против Вавилона и Навуходоносора, которыми подвергнуты погрому Иуда, Иерусалим и Храм» (блаж. Иероним, с. 132).

В ответ на второй вопрос Аввакума — почему для отмщения избран народ лукавый? — Господь велит записать: …душа надменная не успокоится, а праведный верою жив будет (Авв 2:2–4). Эти слова пророка Аввакума трижды цитирует апостол Павел, считая их основой новозаветной Церкви. Каждый ответит за свои дела:

Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы (Авв. 2:8).

Пророк свидетельствует, что властительству Иеговы подчинены и великие мировые языческие державы, что их Он выдвигает на суд над другими народами, а затем, когда они не признают его мироправящей силы и обожествят собственные силы (Авв 1.5–7, 2.16), они сами станут предметом суда и наказания Божия (Авв 2:5–8, 10–13 и др.), следовательно, никакая богоборная сила не может устоять.

Православная Церковь усматривает в книге пророка Аввакума особенно ясное пророчество о грядущем Христе Спасителе.

Завершает Книгу пророка Аввакума молитва-псалом, в которой говорится о грозном Богоявлении, очистительной буре, сметающей зло с лица земли. Надеждой на эту бурю, верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово, праведник спасается от отчаяния. И если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то для пророка Аввакума жизнь не в этих «знаках благоденчтвия», а в самом Боге, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают всё, преображая дух человека.

Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Вера Аввакума стала исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере во Христа. Пророк Аввакум предвещает Свет — это свет Воскресения Христова, «просвещающий всех». Именно вера в Спасителя человечества, Мессию, во времена Аввакума ещё только ожидаемого ,— то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. По мнению христианских богословов, это — самое важное в пророчестве Аввакума.

Могилу пророка во времена Евсевия показывали при Киле в Палестине, в Иудином колене, близ Елевферополя. Память Святого Пророка Аввакума в Православной Церкви празднуется 2 декабря по Юлианскому календарю (15 декабря по Григорианскому календарю).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета

Римская провинция Ретия (Реция)
Римская провинция Галлия Нарбонская

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*