Практически все великие державы имели свои военные сословия, особые войска. В Османской империи военным сословием были янычары, в Российской империи — казаки. В основу организации корпуса янычар (от «ени чери» — «новое войско») легли две основные идеи: государство брало на себя всё содержание янычар, чтобы они могли всё время посвящать боевой подготовке, не снижая боевых качеств в обычное время; создать профессионального воина, объединенного в военно-религиозное братство, вроде рыцарских орденов Запада. Султанская власть нуждалась в военной опоре, преданной только верховной власти и никому более.
Создание корпуса янычар стало возможным благодаря успешным захватническим войнам, которые вели османы, что привело к накоплению у султанов больших богатств.
Появление янычар связано с именем Мурада I (1359—1389), который первым принял титул султана и совершил ряд крупных завоеваний в Малой Азии и на Балканском полуострове, оформив создание Османской империи. При султане Мураде начали формировать «новое войско», которое впоследствии стало личной гвардией османских султанов, и ударной силой турецкой армии. Янычары подчинялись лично султану, получали жалованье из казны и с самого начала янычары стали привилегированной частью турецкой армии. Подчинение «новых воинов» лично султану символизировал своеобразный головной убор — «бёрк» (он же «юскюф»), выполненный в виде рукава султанского халата, — мол, янычары находятся под рукой султана. Командир янычарского корпуса входил в число высших сановников империи.
Во всей организации янычар видна снабженческая идея. Низшей ячейкой в организации янычар было отделение — 10 человек, объединенных общим котлом и общей вьючной лошадью. 8-12 отделений формировали оду (роту), имевшую большой ротный котёл. В XIV столетии насчитывалось 66 од янычар — 5 тысяч человек, а затем число «од» возросло до 200.
Командир оды (роты) именовался чорбаджи-баши, т. е. раздатчиком супа; другие офицеры имели звание «главный повар» (ашдши-баши) и «водонос» (сака-баши). Название роты — ода — обозначала общую казарму — спальню; ещё подразделение называли «орта», т. е. стадо. По пятницам ротный котёл приносили на кухню султана, где для воинов Аллаха приготовлялся пилав (плов), блюдо, в основе которого рис и мясо.
Стамбул был штаб-квартирой знаменитого привилегированного корпуса янычар (ени чери — «новое войско»), являвшихся основой регулярного пехотного войска империи. Корпус состоял из трёх соединений: ага бёлюклери («главные бёлюки») в числе 61 роты (орты), джемаат («община») из 101 роты и секбан бёлюклери («бёлюки ловчих, псарей») из 34 рот («белюк» — воинское подразделение). В начале XVII веке общее число янычар вместе с аджеми огланами (мальчиками, обучавшимися военному делу) составляло более 48 тысяч человек, и из них 10—15 тысяч человек, т.е. от четверти до трети, постоянно находились в столице. Часть янычар размещалась в крепостях Босфора.
Вместо кокарды, янычары втыкали спереди в свою белую войлочную шапку деревянную ложку. В позднейший период, когда корпус янычар уже разложился, митинги происходили вокруг войсковой святыни — ротного котла, и отказ янычар вкусить пилав, привезённый из дворца султана, считался опаснейшей мятежом — демонстрацией.
Забота о воспитании духа была вверена суфийскому ордену дервишей «бекташи». Его основал Хаджи Бекташ в XIII веке. Все янычары Османской империи состояли в религиозном суфийском ордене дервишей «бекташи». В 94-ю орту (стадо) символически зачисляли шейхов (баба) братства, поэтому в турецких документах янычар часто называли «товарищество Бекташи», а янычарских командиров «ага бекташи».
Суфийский орден дервишей допускал некоторые вольности, вроде употребления вина и содержал элементы не мусульманских практик. Учение в религиозном суфийском ордене дервишей «бекташи» упрощало основные постулаты и требования ислама. К примеру, делало необязательной пятиразовую ежедневную молитву. Что было вполне разумно — для армии в походе, да ещё во время военных действий, когда от скорости маневра и движения зависел успех, такие задержки могли стать фатальными.
Казарма становилась своего рода монастырем. Суфийский орден дервишей был единственным просветителем и учителем янычар. Суфийские монахи-дервиши в янычарских частях играли роль войсковых капелланов, а также несли обязанность по увеселению воинов пением и шутовством. Янычары не имели родных, для них султан был единственным отцом и его приказ был священен. Они были обязаны заниматься только военным ремеслом, в жизни довольствоваться военной добычей, а после смерти надеяться на рай, вход в который открывала «священная война».
Сначала корпус янычар формировался из пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Агенты султана покупали на рынках молодых рабов. Позже корпус янычар пополнялся за счёт «налога кровью» по системе девширме, то есть «набора детей подданных», которым облагали христианское население Османской империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый мальчик 13-14 лет. Фактически османы просто заимствовали опыт Византийской империи. Греческие власти Византии, испытывая большую потребность в солдатах, периодически проводили принудительную мобилизацию в районах, населенных славянами и албанцами, забирая каждого пятого юношу.
Первоначально это был очень тяжёлый и позорный налог для христиан империи. Родители-христиане знали их дети, насильно призванные в янычары, принимали мусульманство, и в будущем превращали в карателей, становились страшными врагами христианского мира. Хорошо обученные воины-янычары фанатично преданные турецкому сультану, как родному отцу, были по происхождению, в основном, славянами и христианами. Янычары — «рабы султана» не имели ничего общего с обычными рабами. Это не были невольники в цепях, которые выполняли тяжёлые и грязные работы. Янычары могли достичь самых высоких постов в администрации, в военных или полицейских формированиях Османской империи.
Несколько лет детей, насильно оторванные от родительского дома, воспитывали в турецких семьях, что бы заставить их забыть дом, семью, родину, изучить основы ислама. Затем юноша поступал в институт «неопытных мальчиков», где занимались физической подготовкой и воспитывались духовно в течении 7-8 лет. Это была подобие военной казармы, кадетского корпуса, и монастыря или духовного мусульманского училища, главной целью воспитания воинов-янычар была преданность исламу и султану. Будущие воины султана изучали богословие, каллиграфию, право, литературу, языки, разные науки и, конечно же, военное дело. В свободное от учебы время учеников использовали на строительных работах — главным образом на возведении и ремонте многочисленных крепостей и укреплений. Янычары не имел права жениться, этот запрет сохранился до 1566 года. Янычары были обязаны жить в казарме, молча исполнять все распоряжения старшего в отряде, а в случае наложения на него дисциплинарного взыскания, должен был, в знак покорности, поцеловать руку наложившего взыскание.
Система девширме — «набора детей подданных» возникла уже после формирования самого янычарского корпуса в Османской империи. Её развитие остановилось во время смуты, наступившей после вторжения Тамерлана. В 1402 г. в битве при Анкаре янычарские и другие подразделения турецкого султана были практически полностью уничтожены. Мурад II Завоеватель в 1438 г. возродил систему девширме и увеличил число янычар, повысил им жалованье, и улучшил содержание воинов. Янычары стали ядром османской армии.
В более позднее время, к концу XVII века, корпус янычар формировался уже преимущественно по наследственному, сословному принципу. Богатые турецкие семьи сами отдавали своих детей и даже платили большие деньги, чтобы их детей приняли в корпус янычар, так как там юноши могли получить хорошее образование и сделать карьеру.
Долгое время главным оружием янычар был лук и стрелы, можно сказать, что они были профессиональными лучниками, достигшими большого совершенства в искусстве стрельбы. Янычары были пешими лучниками, меткими стрелками, легкой пехотой, почти не имеющей тяжёлого вооружения и доспехов.
Со временем янычары получили и новое вооружении сабли и ятаганы, другое холодное оружие. Позднее янычары были вооружены огнестрельным оружием. С серьёзным противником янычары предпочитали вести оборонительный бой на укрепленных позициях, защищенных рвом и препятствиями, наподобие типично славянского оборонительного укрепления «гуляй-город», в виде поставленных в круг обозных телег или «табора».
В начальный период формирования отрядов янычар, они отличались строгой дисциплиной, организованностью и высоким боевым духом. На хорошо укреплённых позициях янычары, как и все славяне, были готовы противостоять самому серьёзному врагу. Янычары были грозной силой во время Русско-турецкой войн, они оставались в бою, даже когда вся турецкая армия отступала.
Например летом 1770 года, когда 1-я русская армия Румянцева разгромила войска турецкого визиря в сражении на реке Кагул, и обратила в бегство всю вражескую орду, только янычары (от ‘yeniceri’ — «новое войско») доблестно контратаковали дивизию генерала Племянникова, и чуть было не переломили исход битвы. Румянцев спас положение, лично бросившись в бой и с криком: «Стой, ребята!». Разгромом храбрых янычар завершилось это решительное сражение.
Халкондил, греческий историк начала XV века, был свидетелем действий янычар, и приписывал военные успехи турок строгой дисциплине и воинской выучке янычар, прекрасному снабжению, заботе о поддержании путей сообщения. Он отмечал хорошую организацию военных лагерей и вспомогательных служб, а также большое количество вьючных животных.
Янычары имели много общего с другими военными сословиями, в других странах. Общая цель военной и духовной подготовки подобных воинских формирований заключалась обеспечении защиты своей цивилизации, родины, своего государя. Эти воинские сословия имели определенную духовную религиозную основу. Янычары были духовно связаны с суфийским орденом дервишей.
Можно ли сравнивать янычар с казаками?
Многие сравнивают казаков и янычар, и находят в них общие черты, ведь и те и другие были славянами, боевыми побратимами, которые в походах ели из одного котла и храбро сражались.
Существенная разница состоит в том, что у казака, кроме воинского братства, были родители, своё село или хутор, и дом, где он вырос, были родственники, и своя семья, дети, свой дом, земля и богатое или бедное хозяйство на пограничных землях своей Родины. В Запорожской Сечи собирался беглый люд, пополняя воинское казачье братство, куда женщин не принимали, но переселившись на Кубань и в Причерноморье, казаки обзавелись семьями и своим хозяйством.
Казак был христианином, храбрым воином и хлеборобом, он пахал с оружием в руках, защищая себя, свою семью, дом, своё село и свою землю от врагов. Казак кормился сам, получая жалование из государевой казны, однако он должен был сам позаботиться о своей экипировке, оружии и боевом коне, так как казак — это конный воин. Делом чести казака была защита Родины и личная храбрость в бою.
У янычара была кровь славянских предков — русских, малороссов, балканских и кавказских славян, и полное забвение своего родного языка и всего прошлого, воспитание в чужой турецкой семье, принятие мусульманства и догм суфийского ордена дервишей, почитание и преданность султану, как отцу, ведь другого отца у янычар не было. У янычар не было ни своей семьи, ни детей, ни своего дома, ни земли, ни коня, ведь он был пехотинцем, но было воинское братство, так как янычары жили все вместе в больших монастырях-казармах, ходили в военные походы и почитали котёл святыней и символом военной части. Янычары жили на полном содержании султана Османской империи, который оплачивал их военное обучение, воинскую одежду и обувь, обеспечивал их современным оружием, и даже раз в неделю они получали еду (плов) из кухни султана.
Казачество Запорожской Сечи жило, в основном, грабежами соседних земель, совершая турецкие набеги и походы «за зипунами». Казаки долгое время сохраняли свою внутреннюю автономию и полюбили свою вольницу. Вольное казачье войско часто воевало против центральной власти в Российской империи, особенно во времена Смуты, были выступления и во время Петра I. Только во времена Екатерины Великой казаки стали безусловными слугами Отечества и «царицы-матушки», одарившей их землёй на Кубани. Казаки стали пограничным отрядом на дальних рубежах Родины, но они выступали и карательной силой внутри страны во время подавления крестьянских выступлений и восстаний.
Существенной особенностью янычар было полное и раболепное подчинение власти верховного правителя — султана, который был для них не только неоспоримым лидером, но и отцом родным. Если вначале янычары были самыми преданными слугами султана, но в Османской империи султаны часто сменялись, и янычарам приходилось служить временным правителям, не имеющим ничего общего с «родным отцом». Тогда янычары, как организованная воинская сила, стали диктовать новому султану свою волю, подобно римским гвардейцам-преторианцам, и вскоре янычары разделили и их судьбу. Византийский император Константин Великий совершенно уничтожил преторианскую гвардию, и разрушил преторианский военный лагерь как «постоянное гнездо мятежей и разврата».
Высшее военное командование янычар превратилась в касту «избранных», которая стала смещать султанов по своей воле. Янычары превратились в мощную военно-политическую силу, грозу турецкого престола, вечных и непременных участников дворцовых переворотов. Янычары утратили своё военное значение для турецкой армии, они стали заниматься торговлей и ремеслом, забыв о военном деле. Ранее могучий военный корпус янычар утратил реальную боеспособность, став плохо управляемым, но хорошо вооруженным «братским сообществом», которое отстаивало свои корпоративные интересы и угрожало верховной власти Османской империи.
В 1826 г. корпус янычар был уничтожен. Для преобразования армии по европейскому образцу султан Махмуд II начал военную реформу. В ответ на это столичные янычары подняли мятеж, их восстание было подавлено, а военные казармы были обстреляны артиллерией. Зачинщики бунта были казнены, всё имущество янычар конфисковано султаном, а молодые янычары изгнаны из страны или арестованы, часть опытных и преданных султану воинов-янычар поступила на службу в новую армию. Суфийский орден, как идейное ядро организации янычаров, был распущен, а многие его последователи казнены или изгнаны. Уцелевшие янычары занялись ремеслом и торговлей.