Воскресенье , 26 Январь 2025
Домой / Язык – душа народа / Художник, создавший образ Санта-Клауса, был родом из Российской империи

Художник, создавший образ Санта-Клауса, был родом из Российской империи

Хэддон Хаббард (Санни) Сандблом (англ. Haddon Hubbard «Sunny» Sundblom) (1899 — 1976) — американский художник, создавший образ Санта-Клауса для компании «Кока-Кола».

Сандблом родился в городке Маскигон (штат Мичиган), в семье, говорящей по-шведски. Его отец, Карл Вильгельм Сандблом (англ. Karl Wilhelm Sundblom), до приезда в США жил на хуторе Норргордс (швед. Norrgårds) сельского поселения Сонбонда общины Фёглё, в шведскоговорящей части Аландских (Оландских) островов. В то время это было Великое княжество Финляндское, входившее в состав Российской империи (теперь Финляндия). Мать художника, Карин Андерссон, была родом из Швеции. Сандблом учился в Американской академии искусств (Иллинойс, Чикаго).

Таких людей, как Хэддон Сандблом, в Америке называют «selfmademan», то есть, дословно, «человек, который создал себя сам». История его жизни и творчества — наглядная иллюстрация сбывшейся «американской мечты». Огромное трудолюбие и целеустремлённость в сочетании с ярким изобразительным талантом стали тем ключом, который смог открыть перед художником сначала двери журнальной иллюстрации, а затем и рекламы для крупнейших американских компаний.

Ребёнок из многодетной семьи.

Хэддон Хаббард Сандблом родился в 1899 году в семье шведских иммигрантов и Санни стал самым младшим из десятерых детей. Когда мальчику было тринадцать лет, не стало его матери Карин. Отцу, Карлу Вильгельму Сандблому, пришлось нелегко. Дети, понимая это, всячески старались ему помочь: старшие работали, приглядывали за младшими и управлялись по хозяйству.

Хэддон старался не отставать от остальных. Санни бросил школу, чтобы иметь возможность приносить домой хотя бы несколько центов. И быстро понял, что случайными подработками сыт не будешь — нужна профессия, которая сможет прокормить в будущем.

Санни поступил на курсы иллюстраторов, и его педагоги разглядели в талантливом юноше большой потенциал. Позже Сандблом закончил Чикагский художественный институт, а затем Американскую академию искусств. Когда Сандблом стал писать свои картины, он стремился к тому, чтобы у каждой из них был добрый, человечный и жизнеутверждающий сюжет. Его героями становились обычные люди, которые с оптимизмом смотрели в будущее.

Одна из работ начинающего художника

В 1920 году Хэддону улыбнулась удача — он был принят на должность ассистента в одну из самых известных иллюстраторских фирм. На первый взгляд, в его работе в Charles Everett Johnson Studio не было ничего примечательного — обычный мальчик на побегушках, который выполнял мелкие поручения сотрудников, готовил им кофе, отмывал от масла кисти, подготавливал к работе бумагу и холсты. Вот только в этом месте собрались настоящие звёзды — лучшие художники-иллюстраторы и пытливый Санни использовал возможность перенять у них бесценный опыт.

Санни учился «вприглядку», наблюдая за тем, как художники работают с клиентами, выполняют и согласовывают заказы. Для юного художника это была прекрасная возможность обрасти связями в художественном мире, и он не упустил этот шанс. Он задавал интересующие его вопросы, а все ответы тут же мотал на ус, понимая, что дельные советы и секреты мастерства, которыми с ним щедро делились, непременно лягут в основу его собственного творчества и помогут ему добиться успеха.

«В студии работало много звёзд, целая галактика. Я выполнял поручения Мака Барклая, Уилла Фостера, Фрэнка Снаппа, Гарри Тимминса, Мориса Логана и других. В такой компании невозможно ничему не научиться».— вспоминал впоследствии Хэддон Сандблом.

С помощью опытных коллег Хэддон Сандблом освоил технику алла прима, позволяющую создавать картины, что называется, за один присест. Для художника-иллюстратора умение работать быстро, плодотворно и при этом укладываться в сроки было одним из важнейших показателей профессионализма. Хэддон Сандблом никогда не упускал возможности освоить что-то новое. Помимо художественных дисциплин он изучал на курсах архитектуру и бизнес.

Проработав в иллюстраторской фирме несколько лет, набравшись опыта и необходимых знаний, Сандблом решил пуститься в собственное плавание.

В 1925 году вместе со своими друзьями он основал фирму Steven’s, Sundblom & Henry.

«Это была необычная студия. Мы вдохновляли друг друга на создание отличных картин без особых усилий или мыслей о прибыли. Мы просто рисовали и наслаждались обществом друг друга. Самые интересные работы появлялись, когда мы все вкладывались в них, используя свои лучшие качества»— вспоминал Хэддон Сандблом.

В своём творчестве Хэддон Сандблом вдохновлялся работами Джона Сарджента, Говарда Пайла, Пруэтта Картера, Хоакина Сорольи, стараясь освоить изобразительные приёмы, с помощью которых можно было добиться в картинах не только живописности и реалистичности, но и ощущения свечения, а также мягкого и тёплого, почти солнечного сияния.

«Персонажи и обстановка картин дышат утончённостью. Они романтичны, идеалистичны, мелодичны, целостны, здоровы и приятны. Они хорошо выглядят. Мужчины у художника — это действительно мужчины, его женщины желанны, а дети очаровательны. Сандблом даёт человечеству повод для самоуважения. В его композициях никогда не было ничего грязного или удручающего — ни в цветовом решении, ни в сюжете. В них есть то, что нравится людям» — написал Фредерик Уитакер в журнале «American Artist» в 1956 году.

Создание «того самого» Санта-Клауса.

Мало кто знает, что ещё в начале ХХ века Санта-Клаус весьма отличался от того образа, который сегодня прочно закрепился в массовом сознании.

До 1931 года Санта-Клауса изображали по-разному. Санта-Клауса был и высоким худощавым мужчиной, и эльфом. Был похож на скандинавского охотника со звериной шкурой на плечах, облачался в епископскую мантию, которую затем сменил на полушубок.

Санта-Клаус,1864, художник Томас Наст

В 1862 году карикатурист Томас Наст нарисовал Санта-Клауса для журнала «Harper’s Weekly» в образе пожилого эльфа.

Санта-Клаус, художник Томас Наст

Художник Томас Наст изображал Санта Клауса в течение тридцати последующих лет и изменил цвет его шубы с коричневого на красный.

Санта-Клаус-1930 год, Иллюстрированный журнал

В 20-х годах ХХ века компания Coca-Cola начала свою рождественскую рекламную кампанию в журналах. В первых объявлениях компания Coca-Cola Санта-Клауса изображали строгим, как у Томаса Наста, и он не имел ничего общего с тем образом милого добродушного старика, который сейчас знают абсолютно все.

Санта-Клаус — художник Фред Мизен

В 1930 года художник Фред Мизен изобразил пьющего кока-колу Санта-Клауса у самого большого в мире автомата по продаже газировки в универмаге Famous Barr Co в Сент-Луисе.

Рукламная картина художника Фреда Мизена использовалась в печатной рекламе в течение всего рождественского сезона и была опубликована в журнале «The Saturday Evening Post».

Санта Клаус, художник Норман Роквелл

Не прошёл мимо популярного образа Санта-Клауса и легендарный художник-иллюстратор Норман Роквелл.

Позже образ Санта Клауса, созданный художником Томасом Настом творчески переработал художник Джозеф Лейендекер, создавший иллюстрации к стихотворению Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством».

Санта-Клаус художника Джозефа Лейендекера

В 1822 году Клемент Кларк Мур, профессор восточной и греческой литературы из Нью-Йорка, написал стихотворение «Визит Святого Николая», которое сегодня известно как «Ночь перед Рождеством» или «Рождественская ночь». Художник Джозеф Лейендекер создал прекрасные иллюстрации к стихотворной поэме Кларка Мура.

В стихотворение «Визит Святого Николая» Санта Клаус уже не священник, а пухлый старичок- эльф с ямочками на щеках, блестящими глазами, румяными щеками и белой бородой. Он летел по небу в санях, запряжённых восемью крошечными оленями, и у каждого оленя в его упряжке было имя.

Арчи Ли, руководитель рекламного агентства D’Arcy, работавшего с Coca-Cola, решил, что настало время показать людям нового Санта-Клауса.

Разработку облика рождественского сказочного персонажа было решено поручить Хэддону Сандблому. Тогда никто не мог предположить, что выбор именно этого художника станет для компании настоящим рождественским чудом и золотым билетом, позволяющим попасть на шоколадную фабрику Вилли Вонки.

Вот уже без малого 100 лет Санта  Клаус во всём мире выглядит так, как нарисовал его Хэддон Сандблом

Хэддону Сандблому нравился образ, воплощённый Джозефом Лейендекером, однако заказчики хотели, чтобы новый Санта Клаус выглядел более человечным, добродушным, реалистичным и при этом олицетворял собой волшебный дух главного зимнего праздника.

В поисках вдохновения Хэддон Сандблом тоже обратился к стихотворению Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством», где приводился подробный словесный портрет сказочного персонажа.

За 190 лет рождественская поэма Клемента Кларка Мура переиздавалась много раз, в России стихотворная поэма была переиздана в 2013 году под названием «Рождественская ночь«, и переведена с английского на русский язык Ириной Токмаковой. Великолепные, динамичные стихи Ирины Токмаковой, прекрасно передают волшебную быстроту сказочных событий,  происходящих в рождественскую ночь.

Чудесные иллюстраций поэмы «Рождественская ночь» в 2013 году выполнил австралийский художник Роберт Ингпен, известный как иллюстратор детских книг, дизайнер, писатель, эколог и искусствовед.

Картинки сказочной рождественской истории создают удивительное настроение праздника, тепла и уюта. Сам Санта Клаус на некоторых рисунках изображён совсем маленьким гномиком, способным пробраться к вам в дом, не только через печную трубу, но даже, через открытую форточку.

Где ж сам Санта Клаус?
У окна? На крылечке?
А он раз и выскочил
Прямо из печки.

Вся в саже и копоти
Шуба из меха.
Измазался весь.
Ну, не глянешь без смеха.

Мешок за спиной,
В нём игрушки и сласти
Раздаст он их за ночь
Детишкам на счастье.

Смеются глаза его,
Щёки, как роза.
Как вишенка нос
Покраснел от мороза.

Старик улыбается
Ласково, нежно,
И тонет лицо
В бороде белоснежной.

Зубами он трубочку
Держит во рту.
Дымок от неё
Точно дух на лету.

А круглый животик его
так трясётся,
Когда Санта Клаус
Над чем-то смеётся.

Так, кто же он? Эльф?
Иль колдун, может статься?
Бояться его?
Иль не стоит бояться?

И тут же я понял,
Совсем он не страшный.
Он милый, он добрый,
Он тёплый, домашний.

Художник Хэддон Сандблум писал Санта Клауса с натуры — ему позировал друг, продавец Лу Прентисс, чья выразительная внешность как нельзя лучше подходила под описание, приведённое в стихотворении.

В 1931 году Санта Клаус художника Хэддона Сандблума впервые появился в журнале «The Saturday Evening Post» и моментально покорил всю страну. Дебют имел головокружительный успех.

Американцам полюбился образ весёлого румяного старика, который не только рекламировал популярную газировку, но ещё и приносил детям подарки.

На этой картине у Санта Клауса в руках книга «Хорошие мальчики и девочки». Дети оставили для дедушки записку и бутылочку кока-колы

К слову, малыши, которые появлялись на картинах, были списаны художником с соседских дочерей-близняшек, одну из которых художник превратил в мальчика — Санта-Клаус ведь приходит ко всем хорошим детям без исключения, а не только к девочкам.

Этот сказочный персонаж настолько пришёлся по сердцу людям, что они внимательно следили за его историей и моментально реагировали, если замечали в образе перемены, которые им чем-то не нравились.

Например, известен случай, когда компанию Coca-Cola буквально завалили письмами, в которых указывалось на то, что пряжка на ремне у Санта-Клауса смотрит не в ту сторону. Выяснилось, что после кончины Лу Прентисса художник стал рисовать с себя, глядя в зеркало. Именно по этой причине изображение оказалось перевёрнутым.

Сандблом позирует сам себе перед зеркалом

Разумеется, Сандблом исправил «недочёт», указанный читателями журналов. В другой раз бдительные фанаты обратили внимание на то, что с безымянного пальца Санта Клауса исчезло обручальное кольцо, и засыпали компанию вопросами о том, что сталось с миссис Клаус.

Когда компания Coca-Cola начала нанимать людей с похожей комплекцией и чертами лица для живой рекламы, для создания новых картин художник стал пользоваться фотографиями из каталога. Он особо отмечал, что морщины на лице его героя — это «морщины счастья».

Иллюстратор стремился показать доброго Санта Клауса, который хотел радовать людей и дать им счастье и надежду на лучшее даже в самые сложные для страны годы.

Санта Клаус приносил игрушки, читал письма от ребятишек, отдыхал от работы, чтобы выпить булочку кока-колы, сталкивался с малышами, которые караулили его у камина, и даже заглядывал в холодильники, чтобы проверить, есть ли там его любимая газировка.

В течение 33 лет Хэддон Сандблом ежегодно изображал своего героя, наполняя картины добротой, оптимизмом и ожиданием чудес.

В 1942 году компания Coca-Cola представила «Спрайт Боя» (от англ. «sprite» — дух). Этот персонаж появлялся вместе с Санта-Клаусом в рекламе вплоть до конца 50-х годов ХХ века.

В 60-х годах Coca-Cola выпустила на рынок газированный напиток с  рекламой: «Где Coca-Cola, там гостеприимство».

Оригинальные картины Сандблома были адаптированы для рекламы в журналах, на витринах магазинов, рекламных щитах, плакатах, календарях и даже плюшевых игрушках. Многие из этих предметов до сих пор являются предметами коллекционирования.

На последней сделанной для Coca-Cola картине Сандблом изобразил Санту вместе с детьми и стоящей на задних лапках собакой. Хвостатой моделью послужил серый пудель местного цветовода, но  художник изобразил его с чёрной шерстью, чтобы питомец ярче выделялся на фоне стены.

К сожалению, не все произведения Хэддона Сандблома сохранились. Из-за дороговизны хороших холстов он писал новые картины поверх старых. Те экземпляры, что остались, сегодня являются одними из самых ценных экспонатов в коллекции произведений искусства в архивном отделе компании.

Произведения Хэддона Сандблома выставлялись по всему миру, в том числе в Лувре, Королевском музее в Торонто, Музее науки и промышленности в Чикаго, универмагах Isetan в Токио и NK в Стокгольме.

Часть оригинальных картин художника Хэддона Сандблома можно увидеть в музее «Мир Coca-Cola» в Атланте (штат Джорджия, США).

Почему католики празднуют Рождество 25 декабря?
Римская провинция Ретия (Реция)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*