10 декабря 1884 года родилась русская и французская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере).
Детство Зенаиды прошло в имении Нескучное, в самой прославленной семей Бенуа-Лансере, связанной с искусством.
Дед художницы, Николай Леонтьевич Бенуа, академик Императорской академии художеств, главный архитектором Петергофа.
Дядя художницы, Александр Бенуа – художник, создатель объединения «Мир искусств», другой дядя – Леонтий Бенуа архитектор, автор множества построек в Петербурге отнесённых к числу объектов культурного наследия и памятников архитектуры, третий дядя – Альберт Бенуа– живописец и архитектор, хранитель Русского музея.
Отец художницы Евгений Евгеньевич Лансере (1875 — 1946) — живописец, график, монументалист, художник театра, педагог, автор исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов.
Мать художницы, Екатерина Николаевна (1850—1933) была дочерью архитектора Николая Бенуа, родной сестрой архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, а в молодости была художницей-графиком.
Брат художницы, Евгений Евгеньевич Лансере (1907—1988) живописец, архитектор, книжный график, в 1943 году художник был удостоен Сталинской премии II степени.
Как видите, семья у будущей художницы была творческая.
Отец семейства Евгений Евгеньевич Лансере умер, когда Зинаиде было полтора года. Александр Бенуа вспоминал:
Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребёнком, в чём она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестёр, которые все отличались весёлым и общительным нравом.
Мать Зинаиды так больше и не вышла замуж, решив полностью посвятить себя детям. Через год после смерти супруга, она вместе с семейством переехала в Санкт-Петербург. Там они остановились у деда — Николая Леонтьевича Бенуа и бабушки Камиллы Альбертовны, и проживали в просторной квартире на Никольской улице.
Вокруг маленькой Зины все занимались живописью. Творческая атмосфера определила ее дальнейшую судьбу. Девочка рано научилась рисовать и планировала стать художницей.
В начале девяностых годов Зинаида Лансаре поступила в Коломенскую женскую гимназию, а в 1901 году, после её окончания, поступила в художественную школу, основанную княгиней Марии Тенишевой, где преподавал сам Илья Репин, но академического образования она так и не получила.
С 1902 по 1903 год молодая художница путешествовала по Италии и набиралась опыта, который положительно отразится на её творчестве. Зинаида Евгеньевна, даже став известной художницей, к своему дарованию относилась очень критически, ей принадлежат такие слова:
«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всём) в искусстве, с прежними веками, то всё это никуда не годится, но всё-таки мы продолжаем рисовать«.
В двадцать лет там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу, любовь всей своей жизни. Избранником молодой художницы стал её кузен Борис Анатольевич Серебряков. Молодая пара решила обвенчаться в конце лета 1905 года, но столкнулась с трудностями, мешало родство и разное вероисповедание (Бенуа и Лансере – римо-католики).
На противоположном берегу реки Муромки жили на собственном хуторе Серебряковы — мать семейства, Зинаида Александровна, была родной сестрой отца Зины. Её дети росли вместе с детьми Лансере, и нет ничего удивительного, что Борис Серебряков и Зина Лансере полюбили друг друга ещё детьми. Они давно договорились пожениться, и родители с обеих сторон не возражали против выбора детей, но были и другие трудности: Лансере и Бенуа традиционно придерживались католического вероисповедания — в их жилах текла французская кровь (первый Бенуа бежал в Россию от Французской революции, предок Лансере остался после войны 1812 года), лишь немного разбавленная итальянской и немецкой, а Серебряковы были православными. К тому же Зина и Борис были двоюродными братом и сестрой, а обе религии не одобряли столь близкородственных браков. Понадобилось много времени и ещё больше хлопот с церковными властями, чтобы влюблённые добились разрешения на брак.
— Звёзды эпохи. Зинаида Серебрякова
Несколько дней официальные церковные власти не давали разрешения на брак, а потом нашелся священник, который за щедрое вознаграждение обвенчал влюбленных. 9 сентября 1905 года Зина и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном.
После свадьбы осенью 1905 года молодожёны отправились в Париж, там Зинаида занималась в парижской Академии де ла Гранд Шомьер и постигала модные направления в живописи и и брала уроки у портретиста Иосифа Браза, но ничего интересного для себя не вынесла.
Скоро чужбина наскучила супружеской чете. Как говорила Зинаида:
К черту мне ваши Рембрандты, театры, Нибелунги, катки, вечера, обеды, гости, и Миля и Маша и Еля мне вовсе больше не интересны, и хочу Нескучного, Нескучного…
Вернувшись из Франции супруги поселились в Нескучном. Тёплое время года они проводили там, а зимой уезжали в Санкт-Петербург.
Мой муж Борис Анатольевич, часто ездил в командировки для исследования северной области Сибири, в тайге… Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом – наш сад, поля вокруг – всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь «на туалете»
Брат Зинаиды Евгений Лансере попросил её выслать какую-нибудь картину на выставку «Мир искусства» и она прислала свой свежий автопортрет «За туалетом». Неожиданно картина неизвестной художницы на выставке произвела фурор среди ценителей живописи.
В Третьяковской галерее редко кого оставляет равнодушным сделанный в зеркальном отражении портрет совершенно современной девушки, расчёсывающей длинные волосы. По точности деталей и непосредственности сценки он напоминает фотографию. Это написанный в 1909 году автопортрет художницы Зинаиды Серебряковой
К Зинаиде Серебряковой пришла слава, перед молодой художницей распахнулись двери на лучшие вернисажи. Её всюду приглашали, но она смущалась и предпочитала проводить время в кругу семьи.
В браке у Серебряковой родилось четверо детей:
Евгений (1906 — 1990 г.г.) – стал архитектором-реставратором, после войны восстанавливал Петергоф, который строил его прадед.
Александр (1907- 1995 г.г.) – работал художником-декоратором и оформителем в Париже.
Татьяна (1912- 1989 г.г.) – театральный художник (работала во МХАТе), заслуженный художник РСФСР;
Екатерина (1913-2014 г.г.) – художница в Париже.
Несмотря на увеличившиеся материнские хлопоты, художница не переставала рисовать. 1914—1917 годах в творчестве Зинаиды Серебряковой был период расцвета.
Лучшие картины «Жатва», «Беление холста» были написаны ею в 1914-1917 годах.
Многие картины из народной жизни были написаны в имении Нескучное, где гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова.
Октябрьская революция 1917 года застала Зинаиду Серебрякову в её родном Нескучном. Поначалу она не ощущала перемен, а потом её жизнь резко разделился на «до» и «после». Накануне погрома в Нескучном, в её дом пришли знакомые крестьяне и предупредили, что скоро начнутся погромы во всех помещичьих усадьбах в округе. Имение Серебряковых была сожжено, но они успели переехать в Змиёв, потом в Харьков.
Зинаида в то время была одна с детьми и пожилой матерью, муж был в отъезде. Испугавшись, она быстро собралась и с семьей уехала в Харьков.
Семья уехала вовремя. Усадьбу варварски разгромили, дом сожгли и в пожаре сгорело много работ художницы.
Впереди семью ожидал самый страшный год. Во время красного террора Борис Анатольевич был арестован. В начале 1919 года Серебрякова освободили и он тут же он вызвал жену к себе в Москву. О дальнейшем написала родственница Серебряковых…
Когда Зинок пожила с Боречкой около месяца, он её проводил в Харьков, чтобы повидаться с детьми. Тут-то и началась беда — ему до болезненности не хотелось расставаться, стал хлопотать получить здесь место… запасся докторскими свидетельствами… все настаивали на том, что невроз сердца, уезжал с этим в Москву, чтобы сдать свою работу — он так взнервился, так ему не хотелось уезжать, что, доехав до Белгорода, он не выдержал и вернулся обратно в воинском поезде, где, как известно, самая зараза сыпного тифа. Ровно после 12 дней он захварал у нас и на 5 день умер от паралича сердца.
Зинаида была сокрушена. Она так больше и не вышла замуж, и осталась верна памяти единственному мужу, как и её мать.
В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Советская власть не отобрала их квартиру, но подселила к ним соседей, которые к счастью оказались людьми близкими им по духу.
В 1920 году дочь Татьяна начала учиться балету в Мариинском театре и у Зинаиды появился цикл работ, посвящённых балету.
В 1924 году художнице удалось принять участие в благотворительной выставке для российских художников, проведённой в США.
Серебрякова зарабатывала зарисовкой музейных экспонатов. Интересно, что в это время Серебряковым помогали крестьяне из Нескучного – привозили им немного продуктов. Конфликтов с крестьянами у молодой семьи никогда не было, Зинаида с детства помогала собирать урожай…
В 1924 году Серебрякова окончательно поняла, что жизнь в СССР не даст ей возможности обеспечить семью. В Советском Союзе она оставила мать и четверых детей, рассчитывая, что скоро сможет к ним вернуться с деньгами. Но она ошиблась…
Измученная безденежьем Зинаида Серебрякова уехала 1924 году работать в Париж к дяде Александру Бенуа, получив заказ на большое декоративное панно, но осталась до конца своих дней.
Самым худшим событием для художницы был запрет возвращаться в СССР, выданный советскими властями.
Несмотря на то, что именно в Париже, где она стала популярной художницей, ей жилось нелегко. Серебрякова была вынуждена продавать свои картины за гроши. Зарабатывать деньги в Париже оказалось сложно и не удавалось вырваться из бедности. Некоторые свои картины художница и вовсе отдавала французам за пустые обещания заплатить позже, но получив картину они просто забывали о данных обещаниях.
Как отмечал художник Константин Сомов, Зинаида Серебрякова была непрактичной, не умела себя подать в выгодном свете: «она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают». Общалась она только с узким кругом друзей из русских эмигрантов.
Финансовая ситуация улучшилась в 1928 году, когда бельгийский барон Броуэр заказал Серебряковой портреты членов семьи и оплатил ей поездки в Марокко в
1928—1929 и 1932 годах, купил даже её этюды написанные в Марокко. Серебрякова писала:
«Меня поразило всё здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».
Серебрякова не собиралась оставаться «невозвращенкой», но вернуться в СССР ей не удалось, семья оказалась разделённой.
В 1925 году художница с помощью дяди Александра Бенуа вывезла в Париж младшего сына Александра, а в 1928 году — младшую дочь Екатерину.
Лето 1931 года Серебрякова со своей дочерью Катюшей провела под Ниццей, гостила у Натальи Брюс. Под впечатлением от этого пляжного отдыха на юге Франции художница создала одну из своих самых известных работ «Ментона. Пляж с зонтиками» — жаркий день, столики на берегу моря, полосатые шезлонги и зонты.
До 1940 года Зинаида Серебрякова оставалась гражданкой СССР, но после немецкой оккупации Франции это грозило концлагерем, и она срочно получила Нансеновский паспорт, что привело к прекращению переписки с детьми, оставшимися в Советском Союзе. Французское гражданство художница получила только после Второй Мировой войны.
Спустя долгие годы, в 1957 году Серебрякова получила разрешение на въезд в СССР, но она отказалась вернуться в Советский Союз, сославшись на преклонный возраст и болезни, художница писала:
Да, годы, годы пролетели… а теперь я от старости так «заробела», что не могу принять решения покинуть моих Шурика и Катюшу, и вот это просто мученье для меня. Ибо, конечно, это была моя непростительная опрометчивость тянуть здесь лямку непризнанной и никому не нужной художницы.
Особых проблем для возвращения Зинаиды Серебряковой не было — в эмиграции она оказалась случайно, от гражданства отказалась вынужденно, антисоветских или каких-либо политических заявлений никогда не делала. В 1960 году в Париже Зинаиду Евгеньевну посетила дочь Татьяна.
И вот после тридцати шести лет разлуки я увиделась с мамой. Прошла целая жизнь, сложная, полная событий. <…> Мастерскую, где живут мама и Катя, я знала по акварели, присланной мне в письме. Всё было в точности так, как изобразила Катя… Многие мамины работы, висящие в мастерской, были мне знакомы по фотографиям, и я с наслаждением стала их рассматривать.
В 1963 году был опубликован роман известнейшего писателя-фантаста Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», который с неподдельным восхищением описал работы Серебряковой, и даже приводил собственное наблюдение. Родилась Зинаида Сееребрякова в селе Нескучное, которое тогда относилось к Белгородскому уезду Курской губернии, а сейчас – к Харьковской области. Регион этот называется Слободская Украина, для него характерна русско-украинская чересполосица:
«Серебрякова родом из района Сум, на границе Курской области и Украины, где женщины наделены почему-то этой редкой красотой, какой-то старинной, интеллигентной и привлекательной. Есть там древняя «кровь», особенная. Встречая людей с такими лицами, суживающимися книзу, широколобыми, с длинным разрезом глаз, я спрашивал, откуда они родом. Ответ почти всегда был один: бывшая Сумская область.«
В год 80-летия Зинаиды Серебряковой в 1965 году по инициативе дочери Татьяны прошли большие выставки картин художницы в Москве, Ленинграде и Киеве. Престарелая Зинаида Евгеньевна была удивлена, когда для отбора лучших полотен к ней приехала представительная делегация видных советских художников…
В 1967 году из СССР Татьяна вместе с братом Евгением снова навестила мать. Семья ненадолго воссоединилась.
Зинаида Серебрякова скончалась во Франции 19 сентября 1967 года в возрасте 82 лет. В этот день в Париже шёл проливной дождь. Она была похоронена на православном французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова известна как одна из первых русских женщин, вошедших в историю мировой живописи.
В 2015 году на знаменитом аукционе Sotheby’s в Лондоне картина Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка» стала самой дорогой картиной, проданной на аукционе.
Цена полотна составила 5,9 миллионов долларов США (3,85 млн. британских фунтов).
Живопись Серебряковой высоко ценили в СССР и продолжают ценить в современной России. В советские времена были выпущены почтовые марки с картинами Серебряковой. В наши дни выставки работ художницы проводит Государственная Третьяковская галерея в Москве.