Хорс – в древнерусской языческой мифологии бог солнца. Именно Хорс двигался по небу днём и под землей – ночью.
Южные племена торков, где ещё в X веке было сильным скифско-аланское влияние, почитали Хорса богом солнца. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».
Хорс-Дажьбог значит Конь-Дневной бог, то есть Конь-Белбог или Конь-Солнце, это божество заимствовано Владимиром, вероятно, из земли вагров, или от соседей вагров – бодричей, где целая область, озеро, лес и другие места носили название Дажьего Бога. Из обоих названий первое – Хорс, оставившее следы в бесчисленных названиях местностей во всей центральной Европе, которые в старину служили обиталищем славян, могло принадлежать первоначально богу солнца юго-западных и западных славян, которые до сих пор не забыли о солнцевом коне со звездой во лбу, о блестящих конях, на которых ездит Солнце. Вспомним, что в Тюрингии же находилась знаменитая, по языческим сказаниям, «Хрсалчина» гора – Horselberg. На далеких окраинах России встречаем слово, быть может, находящееся в связи с именем Хорса-Дажьбога, то есть Коня-солнца: «Дагáн».
Любор Нидерле. Славянские древности: «Я считаю, что когда варяги пришли со своими богами, русский круг богов уже существовал.»
Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс — не бог солнца, а бог месяца, луны.
Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: «из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал». Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью.»
По сообщению «Повести временных лет», год 980, князь Владимир Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
Идол Хорса, установленный Владимиром в Киеве, был деревянным и находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Дажбогом.
Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша».
Исходя из положения в перечислении богов пантеона князя Владимира, Хорс был вторым по значимости божеством в этот период. Автор «Слова» снабжает имя Хорса эпитетом Великий.
Дажьбог
Фаминцын Александр Сергеевич в книге «Божества древних славян» утверждает, что у восточных славян Хорс-Дажьбог значит Конь-Солнце. В Ипатьевской летописи читаем: «Солнце царь, сын Сварогов еже есть Дажь-бог», «Солнце его же наричтоть Дажь-бог».
Дажий бог = «дневной бог», «бог дня» или сокращенно – Дажьбог, очевидно, заимствовано балтийскими славянами от соседних германцев, или вернее скандинавов, так как славяне приняли скандинавскую форму: Dag = день. Мы встречаем название острова Daghо, или Dagеn, с городом Dagerort на нём, в Балтийском море, к северу от Эзеля, Daglosen в Швеции, Dagenham в Англии, Dagland во Франции и т.д. Всего важнее для нас то, что в германской мифологии Tag, скандинавское: Dag или Dagr, был богом дня, которого всевышний отец — «Allvater» посадил на небо, дав ему светло-гривого коня.
Следовательно, Tag или Dag был богом солнца. «De heilic tac», «Heill Dagr, heilir Dags synir» – выражения, встречающиеся в средневековых германских и скандинавских памятниках. «Awake the god of day!» («Hamlet»). [Grimm. Deut. Myth. 612, 614; N. 215, 216.].
Дажбог (др.-рус. Дажьбогъ, церк.-слав. Даждьбог) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог Солнца и его олицетворение, бог плодородия, дневной бог солнечного света.
Этимология имени Дажбог согласуется с кельтским, ирландским богом Дагда, происходящего из Прото-индоевропейского» * даго-дейвос (ДИВО)- *Dhagho-deiwos — «сияющее божество» или «БОЖИЙ ДЕНЬ«, от PIE корня *agh- «день», произошло прото-кельтское: * даго-дейвос — *Dago-deiwos, *Dhago-deiwos; Proto-Germanic: *dages-, Gothic: dags — «день»; англ. «day». Народ богини Дану — «Туата Де Дананн» поклонялся богу Дагда, как богу великой силы света «Божьего дня».
В старинных русских памятниках имена «Хорс» и «Дажьбог» встречаются нередко рядом, взаимно объясняя друг друга, но иногда также являются отдельно, что неоднократно подавало повод к заподозрить тождества обоих названий. Так, автор «Слова о полку Игореве» то упоминает о великом Хорсе, то о «Дажьбожьем внуке«. Впрочем, тождество Хорса и Дажьбога не может подлежать сомнению.
Дажьбог был первым царем славян, а русские князья – это потомки («внуки») Дажьбога. «Дажьбожьи внуки» – такую метафору использовал автор «Слова о полку Игореве» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов.
Согласно «Повести временных лет», идол Дажьбога вместе с идолами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира.
Дажьбог упоминается третьим в списке божеств, после Перуна и Хорса, идолы в честь которых были установлены. Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имен – это может свидетельствовать о сходных функциях божества либо вообще о разных именах одного солнечного божества.
Оригинальный текст на древнерусском:
«И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь»
По материалам Мифы и предания славян. Хорс. (Артемов В. В.)