Как происходили одни из величайших событий отечественной истории
День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, провозгласившего в 988 году христианство в качестве государственной религии, и находится в прямой связи с военным походом князя в Крым, на византийский город Корсунь (Херсонес Таврический), тогда же, в конце X века. После взятия Владимиром этого города и началась официальная история крещения Руси…
Почему князь Владимир пошёл войной на византийский город?
К этому привело стремление воспользоваться ослаблением этой империи во время борьбы за власть внутри византийской элиты. Вместе с этим незадолго до похода различные обстоятельства политического характера заставили киевского князя задуматься о породнении с византийским императорским домом и о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на христианство византийского обряда. Захват Херсонеса и угроза пойти войной дальше — на Константинополь — стали средством, принудившим византийского императора Василия II к признанию внешнеполитических амбиций Руси. В итоге сестра императора, принцесса Анна прибыла в Херсон, Владимир крестился в этом городе, женился на Анне, в дальнейшем произошло распространение православия на Руси.
Город сильный, богатый
Каким же был город Херсонес в конце Х века, когда перед его стенами появилось войско князя Владимира?
«Херсонес Таврический был самый важный стратегический пункт Византийской империи в Северном Причерноморье, самая северная территория Византии, — объясняет научный сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника „Херсонес Таврический“, кандидат исторических наук Александр Роменский. — Его значение определялось тем, что он прикрывал важные торговые магистрали, идущие с севера на юг. Выполнял и другие задачи. Так как это была пограничная территория, стратиг Херсонеса, исполнявший функции и командующего войсками, и главы гражданской администрации, собирал информацию о соседях и отправлял в Константинополь. Византия пользовалась Херсонесом как своим недремлющим оком на северных границах».
Население Херсонеса тогда составляло шесть-семь тысяч человек, и этот город был одним из самых крупных в Восточной Европе того времени.
«Херсонес был богатым местом по сравнению с варварскими территориями, которые его окружали, — говорит Александр Роменский. — Но в Византии было много таких городов. Если сравнивать Византию с окружающими средневековыми государствами, то её можно назвать страной городов, такой развитой городской жизни не было в других странах Европы».
Оборонительная система Херсонеса в Средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и стену со стороны моря. Общая протяжённость стен — около трёх километров, высота 8–10 метров, толщина — до четырёх. Также археологами открыто 32 башни, семь боевых калиток и шесть ворот.
С античных времен значительную часть населения составляли греки. Но, поскольку город находился на «варварском порубежье», на торговом перекрестке, здесь жили и сарматы, и готы, и славяне, и аланы. Была в Херсонесе и иудейская община. Словом, представители практически всех народов, населявших в Средневековье территорию древней Тавриды.
«Для Византии характерен такой имперский принцип, что любой человек, который признавал власть императора и исповедовал православие, считался своим», — поясняет Александр Роменский.
Херсонес очень зависел от привозного продовольствия в силу различных факторов, прежде всего в силу своего местоположения. Ведь, он был городом на границе с варварами, и в окружении варваров, и часто подвергался нападениям. В городе существовало и местное сельское хозяйство, садоводство, виноградарство, и местное ремесленное производство. В Х веке этого не хватало, чтобы покрыть все потребности города.
Из Херсонеса экспортировалась, в первую очередь, рыба. Судя по информации сохранившейся в исторических документах, рыболовные флотилии ловили много рыбы, иногда доходили даже до устья Днепра. В Херсонесе сохранилось очень много засолочных цистерн для соления рыбы, которые свидетельствуют о широком распространении рыбного промысла. Важной для города была и посредническая торговля. Херсонес чеканил свою монету. Таврические города — Керкинитида, Калос-Лимен, Прекрасная гавань и другие, не имели права торговать со странами Средиземноморья, без посредничества Херсонеса Таврического. Связи Тавриды с христианской Византией
Реконструкция осады Херсонеса
Как происходила осада города войсками князя Владимира? Различные летописные и археологические источники позволяют сделать довольно подробную реконструкцию тех событий.
Князь Владимир с дружиной прибыл к Херсону на ладьях. Его войско насчитывало примерно пять-шесть тысяч человек. На каждой русской ладье помещалось до 40 гребцов и воинов. Скорее всего, княжеский флот насчитывал около 150 ладей.
«Византийцы имели не очень большой гарнизон в Херсонесе, — говорит Александр Роменский. — Это профессиональные воины, которым выделялось денежное довольствие из Константинополя, плюс набирали ополчение из всех годных к военной службе, всего тысяча-полторы. В целом несколько тысяч человек с той и другой стороны».
Высадка княжеского войска произошла в севастопольской бухте, которая сейчас называется Стрелецкая. В древности здесь была часть сельскохозяйственной округи Херсонеса, а теперь на берегах бухты военные части ЧФ и пограничников, причалы для лодок и яхт, военные судоремонтные предприятия и частная жилая застройка. Отсюда до стен древнего города по прямой — чуть более километра. Один стремительный яростный бросок. Но о быстром штурме никаких сведений у историков нет. Вероятно, жители Херсонеса-византийцы, загодя зная о приближении княжеского флота, заперлись в городе, понадеявшись — и небезосновательно — на прочность его стен. И началась осада, продлившаяся от шести до девяти месяцев (в разных источниках по-разному). А Владимир разбил недалеко от стен города свой лагерь.
«В источниках есть упоминание, что лагерь князя находился, во-первых, на расстоянии полёта стрелы от крепостных стен — это 250–300 метров, — рассказывает А. Роменский. — Во-вторых, говорится, что к востоку от лагеря находилась линия водопровода. И если это все сопоставить, то можно утверждать, что где-то между Стрелецкой и Песочной бухтами находился лагерь князя Владимира».
Основное пространство между Стрелецкой и Песочной бухтами сейчас занимает территория Нахимовского училища. Есть и городская застройка — улицы Дыбенко, Ефремова, проспект Гагарина, где соседствуют и старые «сталинки», и хрущёвки, и новые современные дома. Тихий, уютный район. Там же находятся недавно реконструированный «ахматовский» парк и общеобразовательная школа № 35… А в Песочной бухте, непосредственно примыкающей к Херсонесу, — один из городских пляжей.
Основной район боевых действий — западная часть городища. «Кстати, оно как раз и исследовано меньше всего, — замечает Александр. — Вот мы говорим о Владимире, об осаде, а место самых непосредственных событий, в большей части, не раскопано до сих пор».
Эта часть древнего города выглядит сейчас просто как огромное, покрытое густыми травами и холмиками пространство. На поверхности только некоторая часть крепостных стен да единичные раскопанные участки строений. Но есть здесь один объект, связанный, вероятно, и с осадой, и с крещением князя Владимира.
Вот что, в частности, сказано в «Повести временных лет»:
«…Владимир, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города…»
Таким образом в городе образовался земляной холм, на котором, по преданию, Владимир впоследствии построил церковь на месте разобранного более раннего храма. Сейчас она так и называется — базилика на холме.
«Базилика раскапывалась в 80-х годах прошлого века, — уточняет Александр. — Самого холма нет. Осталась насыпь, которую интерпретируют как тот самый холм. Но там есть вопросы. Например, в этой насыпи есть монеты и более раннего времени, IX века. Та ли это базилика — однозначно сказать мы не можем. Но вероятно».
Загадка крещения
Кульминацией похода Владимира на Корсунь стало, безусловно, его крещение. Но где именно произошло это знаменательное для всей последующей истории Руси событие? Точных данных, оказывается, нет… Но есть две основные версии. Согласно одной, это произошло в так называемой Уваровской базилике, над баптистерием (купелью) которого сейчас стоит металлическая ротонда с соответствующей надписью, установленная в 1997 году по инициативе УПЦ МП. Согласно другой, местом крещения стал так называемый крестообразный храм № 27 (по счету Археологической комиссии), на руинах которого в XIX веке был сооружён знаменитый Владимирский собор.
«Баптистерий Уваровской базилики — самый крупный, самый зрелищный из сохранившихся памятников той эпохи, — объясняет Александр Роменский. — Эта базилика была построена в конце VI века, по самой убедительной версии, хотя есть и более ранние датировки. Тогда же был построен и весь прилегающий к этому месту епископский квартал. Да, это, наверняка, была самая значимая, статусная, скажем так, базилика. Но из этого факта ещё не следует автоматически, что именно в ней принял крещение князь Владимир. В Херсоне существовало 12–14 крупных храмов, в которых теоретически могли совершить такое таинство. Тем более что у нас есть свидетельство летописи, которое утверждает: это произошло на торговой площади, там, „где корсуняне совершают торг“.
А торговая площадь — это центр города, территория вокруг нынешнего Владимирского собора. Там же находится несколько других храмов. Летопись никак не связывает это с северо-восточным районом на морском побережье, где расположена Уваровская базилика. Кстати, когда сам граф Уваров исследовал найденную им базилику, это было в середине XIX века, он сделал примечательную запись в одном из своих трудов: „найденная нами базилика находится на берегу морском, а та, где крестился князь, была посреди города“. Сейчас на эту тему много спекуляций. Но у нас есть вполне конкретная деталь — это было именно на торговой площади…»
Брак во имя веры?
Одним из ключевых сюжетов истории о хождении Владимира в Крым является его женитьба на принцессе Анне, родной сестре византийского императора Василия II. Она вскоре после победы князя прибыла в Херсон из Константинополя в сопровождении византийской знати и духовенства.
Здесь князь и породнился с одной из знатнейших династий, а княжество, говоря современным языком, получило существенные политические бонусы.
Кстати, несмотря на то, что брак был мотивирован делами явно не амурными, семья у них получилась, судя по всему, неплохая. Владимир, во всяком случае, советовался с ней «в делах церковных». Возможно, у них была дочь.
Кстати, есть версия, что именно из-за Анны Владимир крестился и никакой политики там не было… Интересно, что наиболее современная этим событиям информация сохранилась на Востоке, у арабского историка XI века Абу Шоджа ар-Рудравери и у сирийского историка того же века Яхъи Антиохийского. Абу Шоджа ар-Рудравери описывает события так: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство». Второй свидетельствует о высокой духовности супруги Владимира, исходя из того, что она «на Руси построив многия церкви».
Скончалась Анна Византийская в 1011 или 1012 году, за четыре года до смерти самого князя Владимира.