Требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники, словом, настоящие мужья и отцы.
С семи лет мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать работать в поле, а также – навыкам плетения из лыка, основам гончарного, столярного и слесарного мастерства.
Совершенно необходимым навыком для мальчика считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми.
С 7-летнего возраста считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.
В период отрочества (с 7 до 14 лет) за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности и мальчишки уже могли уверенно помогать отцу в работе по изготовлению домашней утвари – ложки, миски, бочки, простой мебели – стола, лавки, полки для посуды, конной упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. В крестьянских семьях соблюдали правило, которое стало русской народной пословицей — «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит».
Сыновья помогали отцу в полевых сезонных работах, выполняли распоряжения отца беспрекословно, и сами учились дисциплине и приобретали различные навыки.
Хозяйственные работы традиционно выполнял в доме мужчина, отрок должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Благодаря разделению труда в домашнем хозяйстве, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься рассадой, прополкой огорода.
Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях», родители отдавали их на ученье к мастерам, в пастухи за умеренную плату.
Работа на земле.
В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса, поэтому мальчик-подросток должны были работать в поле вместе с отцом. Отрок раскидывали навоз по полю, удобряли землю, следили, чтобы комья навоза не затрудняли работу плуга. Подростки бороновали, или рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами, вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить её, а сам вёл лошадь под уздцы.
Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика приучали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было освоить все приёмы работы пахаря, потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
Уход за скотиной. Женщины должны были доить коров или коз, выгонять их на пастбище, а вот кормить домашних животных, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.
Главной кормилицей в крестьянской семье всегда была корова, которая давала молоко, из которого делали сметану, масло, творог.
Незаменимым помощником в крестьянском хозяйстве была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Обязанностью мальчиков-подростков было ходить «в ночное», то есть пасти лошадей ночью, поэтому с самых ранних лет отрока учили запрягать лошадь и ездить на ней верхом, управлять лошадью, сидя или стоя в телеге, водить коней на водопой. Подростки осваивали это не простое занятие в соответствии с народной поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».
Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.
К 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню умений и навыков нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.
К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.
Вот так в крестьянских семьях и вырастали «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.
Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою жену и свою семью, причём не только физически и психологически оградить её, но и обеспечит её таким материальным достатком, какой был у неё в родительском доме. По праву сильного, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать своё поведение по отношению к жене и детям.
Не наказанный сын — бесчестье отцу.
Детей в семье держали в строгости, но иногда приходилось их наказывать – это полагалось делать отцу. Говорили даже: «Не наказанный сын – бесчестье отцу». Однако, в крестьянских семьях было не принято сгоряча поднимать руку на детей. Наказывали детей очень редко, если повод был действительно серьезный: воровство, ложь, порча чужих или своих вещей. Наказание напоминало скорее ритуал порицания, осуждения дурного поступка, повинившись, ребёнок мог избежать наказания. Но если ребёнок повторно совершал, то в чём уже повинился, его укладывали на лавку, и отец задавал ему ремня, после чего ребенок должен был поблагодарить родителя за ученье и пообещать запомнить это и исправиться.
«Домострой» написан духовником Ивана Грозного, и многие положения «Домостроя» были повторены и в «Домоводстве«, которое было почти в каждой советской семье, и частично изучалось на уроках Труда в начальной и средней школах.
Некоторые положения «Домостроя» («Семейного Кодекса» в средневековье) заслуживают внимания. Например, о наказаниях. Наказывать мог только глава семьи своих домочадцев, но только за одно… за «не старание». Первая и самая распространенная форма наказания — «замечание». Над теми подростками, которые не старались учиться, овладевать навыками и отставали в умениях, открыто насмехались их сверстники, мальчиков называли «безлапотниками», а девочек — «непряхами», «неткахами».
Самое строгое наказание было обставлено столькими условиями, что ещё непонятно было — кто больший пострадавший от соблюдения всех правил наказания: наказуемый или глава семьи.
Во-первых, нельзя было наказывать «в сердцах» и по «горячим следам», поддавшись эмоциям. Лучше это было делать на следующий день после проступка «не старания».
Во-вторых, нужно было подробно объяснить наказуемому его проступок, чтобы он понял за что его наказывают.
В третьих, дать ему возможность повиниться и признать свою неправоту.
В четвертых, извиниться перед ним за то, что тот вынуждает сам его наказывать.
В пятых, после порки вожжами по мягким местам пониже спины и выше ног — самое большое наказания в семье, согласно Домострою, нужно было принести свои извинения наказанному.
С раннего детства детей приучали к системе постов включающих в себя около 200 постных дней из 365 дней в году, с детства закаляла характер. Ещё Александр Суворов отмечал стойкость русского солдата из-за того, что тот привык с детства к ограничениям в виде поста.
Дисциплина и стимулы (палочные и другие телесные наказания) тогда были распространены повсеместно во всех странах и народах Мира, но на Руси имели свои народные особенности и традиции.
Конечно, это идеальная картина, в беднейших семьях детям приходилось работать раньше и тяжелее. Но если посмотреть на это с точки зрения здоровья психики — мне кажется, что постоянное общение со сверстниками, посильный труд, результаты которого видно и можно потрогать, — это лучшая среда развития.
(Громыко «Мир русской деревни»)