Скандинавская космология вращается вокруг девяти мифических царств, связанных с почитанием Дерева Жизни Иггдрасиль (Yggdrasills), которое покоится на трёх корнях. В германо-скандинавской мифологии Иггдрасиль (Yggdrasills) — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе Вселенную.
Этимологию названия Дерева Жизни Иггдрасиль (Yggdrasills), предложил Ф. Р. Шредер , согласно которой yggdrasill означает «тисовая колонна», поясняя происхождение слова yggia от * igwja — (ИВА) «тисовое дерево») и drasill от * dher- «ДЕРжать, дерево».
Ygg (r) — «Ясень»- одно из многих имен Одина. (26. Æsc biş oferheah… — «Ясень бысть копьё поднятое высоко, любимо народом, сильно в своей поддержке, он справедливо сохраняет своё место, несмотря на многие человеческие атаки» — записано в «Англо-саксонских рунах в поэме Хикса Цезауруса»
Иггдрасиль (Yggdrasil) — огромное дерево Ясень — «самое благородное из деревьев», считается святым и является центром Вселенной. Боги отправляются к Мировому Древу (Yggdrasil) каждый день, чтобы обсуждать судьбы мира. Ветви Yggdrasil простираются далеко в небеса, и дерево покоится на трёх корнях.
Один корень Мирового Древа идёт к источнику Урдарбруннр (Urðarbrunnr; Old Norse: «Well of Urðr»), у источника Урдар (Urðar — «судьба»; урДАР) живут три норны, управляющие судьбами богов и людей. Их зовут Урд (Urðr — «прошлое»; БЫЛОЕ), Верданди (Verðandi — «настоящее»; ВЕДАНОЕ) и Скульд (Skuld — «будущее», =СКОРО), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева.
Второй корень Мирового Древа идёт к источнику Мудрости Мимсбруннр (Mímisbrunnr; древнескандинавский: «Mímir’s well»- «Мирской колодец», рядом с которым живёт грозный великан Мимир (Mímir), самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника и обрести Мудрость. Волшебная вода эта передала те же духовные дарования, что и мёд, приготовленный из крови Квасира: кто пил её, тот делался мудрым.
Сказание о Мимире есть только особая вариация мифа о Квасире. Мимир, хотя и не числился между асами, был существо, одарённое высочайшим разумом; к нему обращались боги за советами и разрешением трудных вопросов. По свидетельству одного предания, асы отправили его к ванам, а те отрубили ему голову и послали её к асам; Один произнёс над нею заклятие — и голова Мимира осталась вечно нетленною и сохранила дар слова. Один вел с нею разговоры и в случае нужды пользовался её мудрыми советами.
Третий корень Мирового Древа идёт к весеннему источнику Хвергельмиру (Hvergelmir — «Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки, текущие из рогов оленя Ейктурнир (Eikþyrnir), и Весна становятся источником многочисленных рек.
Хвергельмир засвидетельствован в поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и Проза Эдда, написанная в XIII веке Снорри Стурлусоном.
Проза Эдда повторяет эту же тему и добавляет, что весна расположена в Нифльхейме (Niflheim) — «доме изначального холода, льда и снега», что Весна — одна из трёх основных источников питания корней Мирового Древа Yggdrasil.
В течение весны появляется огромное количество змей и дракон Нидхёгур -Níðhöggr (исланд.: Níðhöggur — «низа-ЗВЕРЬ»; Danish: Nidhug; Nidhøg; Norwegian: Nidhogg; Swedish: Nidhögg), грызущий корень Мирового древа, угрожает расправой всем прелюбодеям, убийцам и клятвопреступникам.
Позднейшие мифы рассказывают о других существах, живущих на Мировом Древе: о мудром Орле (Örn — Орёл), сидящий на верхушке ясеня Иггдрасиль, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир (Veðrfölnir — «Ветро-полный»)
На ветвях Мирового Древа живут четыре оленя (Dáinn, Dvalinn, Duneyrr и Duraþrór), в колодце у источника Хвергельмир живёт дракон Нидхёггр (Níðhǫggr — «Низо-грыз»), грызущий снизу корни ясеня Иггдрасиль.
Белка Рататоск (др.-сканд. ratatǫskr — «зуб-бурав» или «сверлящий зуб», созвучно «роток-остр», «рот-от-остр»), белка «по имени Грызозуб снуёт вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орёл и дракон Нидхёгг.» (Младшая Эдда, гл. 16).
В Старшей Эдде есть такие строки:
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.
Сказочные миры древнескандинавской мифологии:
1. Асгард — Asgard (Ас-град) — дом богов Асов (Æsir), его главный правитель Один. Во время войны между Асами (Æsir) и Ванами (Vanir) Асгард немного правил Улль (Ullr )
2. Ванахейм — Vanaheimr — дом богов Ванов (Vanir).
3. Мидгард — Midgard — дом человечества.
4. Муспелльс-хейм — Muspelheim — дом изначального тепла, огня и лавы.
5. Нифл-хейм — Niflheim («нижний-дом-тумана») — дом Тумана, изначального холода, льда и снега, дом предвечных великанов, живших до Асов в «гибельной (гинуть) пустоте» (Ginnungagap).
6. Ётун-хейм — Jotunheim («дом-Едуна», «обжоры») — дом великанов и троллей, во главе с князем Ётун-хейма великаном Грунгнир (Hrungnir), обещавшим разрушить Асгард, с ним жила Герд, дочь великана Гюмира, и жена бога Фрейр (Freyr)
7. Эльф-хейм — Alfheim — дом эльфов.
8. Нидавеллир — Nidavellir, Nida = «низа, нижний» дом гномов.
9. Хель — Hel — дом нечестивых мёртвых, откуда никто не возвращается, где властвует великанша Хель, а вход охраняет четырёхглазый пёс Гарм (др.-сканд. Garmr). Хельгард («Хельм-град» — «Земля Хель«)
Древнескандинавский пантеон богов имел две основные группы божеств: из Асгарда — Асы (сканд. Æsir), из Ванахейма — Ваны (Vanir).
«Сын Одина, бог поэзии Браги (Bragi), лучший из всех скальдов, обладающий даром красноречия и стихотворства и самой поэзии давали название bragr (bragr karia — vir facundus, praestans, asa bragr [deorum princeps] владел кубком Bragafull, напоминающим рог Световита.
Браги поведал о том, что Асы (из Асгарда) долго враждовали с Ванами (из Ванахейма), наконец решились заключить мир и, чтобы скрепить свой договор, те и другие должны были подходить к одному сосуду и плевать в него, т. е. соединить свою слюну во знамение союза.
Боги враждуют между собою во время грозы, но вражда эта оканчивается вслед за пролившимся дождём, этою небесною слюною, и тогда настаёт общее замирение; вот почему слюна, кровь и вино, как метафоры дождя, приняты были символами, скрепляющими мирные договоры и дружеские союзы. «
«Слюна, которую плевали асы и ваны, тождественна с кровью, в которую потом и превращается. Чтобы не погиб со временем означенный символ мира, асы сотворили из соединенной слюны человека, который назывался Kvasir, обладающего высочайшей мудростью, путешествующего по свету и поучающего смертных мудрости. Название Квасир объясняется из славянских наречий: в серб. квасити — намочить, квас — пивная закваска, кислое молоко и тесто; русский: квас — кислый напиток, квасить — заставить что бродить, киснуть, квашня, закваска, простокваша, квашеная капуста и пр.; следовательно, Квасир означает приведенный в брожение, закиснувший напиток, тождественный божественному напитку бессмертия соме и мёду.
Два карлика (=молнии) пригласили Квасира на пир и убили, а кровь его собрали в два сосуда, которые назывались Son и Bodhn, и в котёл, называемый Odhrorir (= воодушевляющий); они смешали её с мёдом (honnig), отчего и вышел такой славный и крепкий напиток — meth, что каждый, кто пробовал его, становился мудрецом и поэтом. Желая скрыть убийство, карлики объявили, что Квасир задохся от избытка собственной премудрости; но впоследствии проговорились, что кровь его находится в их владении, и в уплату за другое совершенное ими убийство принуждены были выдать чудесный мёд великану Suttungr’y. Великан тщательно спрятал волшебный мёд в горе Huitbiorgh (= звучащая гора, т. е. грозовая туча) и для охранения меда посадил туда свою прекрасную дочь Gunnlodh. Боги должны были воротить назад священную кровь Квасира. Сам Один сошёл с высокого неба, явился к брату Baugi великану Суттунгу (санскрит: Cushna -«суш»), назвал себя вымышленным именем (Bolverkr) и нанялся у него работать за девять человек, выговорив себе в уплату глоток драгоценного мёду. В условленный срок они оба отправились к Суттунгу, но великан отказал им и в единой капле мёда. Baugi привёл Одина к горе; тот вынул бурав (по имени Rati — «молния, сверлящая облака») и заставил своего хозяина сверлить гору, а сам дул (=ветер), и осколки далеко летели в разные стороны. Когда отверстие было готово, Один оборотился змеем (wurm — червь =ormr— serpens) и проскользнул вовнутрь горы; там он провёл три ночи с прекрасной Гуннлёдою, и за то она позволила ему выпить три глотка мёду.
За первым глотком Один осушил котёл Odhrorir, за другим опорожнил сосуд Bodhn, а за третьим выпил и последний сосуд Son; затем оборотился орлом и быстро полетел к асам. Но великан Суттунг-Suttungr увидел похитителя, тотчас же надел орлиную одежду (adiergewand) и в виде другого орла пустился его преследовать. Как скоро асы увидели летящего бога, они выставили на дворе Асгарда свои сосуды, в которые Один, нагоняемый противником, поспешил выплюнуть мёд; таким образом, напиток этот снова представляется тою же божественною слюною, какою был вначале.
Добытый от Суттунга мёд Один даёт не только асам, но и людям, если пожелает наделить их мудростью и поэтическим вдохновением. Поэзия поэтому есть дар небесный, и на языке скальдов она называлась кровью Квасира, питьем карликов и асов, сладким вином Суттунга, добычею и изобретением Одина. » (Афонасьев, Поэтические воззрения славян на природу, Том 1. VII. Живая вода и Вещее слово.)
Главные боги древнескандинавского пантеона богов принадлежали к роду Асов (Old Norse: Æsir) или Aesir – Этир – «сонм богов» и обитали в Асгарде — Asgard (Ас-град).
Четыре древнескандинавских бога были общими для всех германских народов:
Один (Odin) — Верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов Один (др.-сканд. Óðinn) или Водин (Woden) (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz — «воданаз», «водиназ»). Несомненно Woden — это более раннее имя Одина (Odin).
Йоль- jól , как один из эпитетов Одина — Jolnir или Jolfadir, т. е. отец зимнего солнцеворота. Посвященные Одину волки могли означать губительное владычество зимы, с её туманами, снежными тучами и вьюгами, а вороны — носители живой воды — олицетворяли весну, с её дождевыми ливнями. На Рождественские Святки Один выезжает на белом коне и начинает дикую охоту против демонов зимы.
Фригг (Frigg) – жена Одина, богиня мудрости; Имя Frigg происходит из санскрита: ‘priya’ — «ПРИЯтная, любимая, желанная», вошедшего в прагерманский (PGmc) *Frijjō, и связано с индоевропейскими (И-Е): frīge — «любовь», включая Gothic: frijōnds, frēond- ‘ПРИЯтель, друг’, fröo / frī -‘свобода’, frēod — ‘мир, дружба, добрая воля, привязанность «; Gothic: frijōn, frijaþwa — ‘любовь’, fröogean — ‘любить’ . Gothic: Fṛöo — OE: fröo может означать: «свободная», «благородная, прославленная», стала friege — «любовь».
Тир (Old Norse: Týr — «бог», от прото-индоевропейского божества *Dyeus; Самая древняя надпись на шлеме — Teiw, предшествовала Gothic Tyz; Old H-German: Ziu,
от прото-германского божества *Tīwaz, в руническом алфавите руна Тиваз, соответствует латинской букве Т. Old English: Tiw, Tiu; Tuesday («День Тира» -‘Týr’s day’ — вторник; норв. Tirsdag; Týsdagr). Римляне связывают имя Тина с богом войны Марсом Тингсусом (Mars Thingsus — «Mars þing» — бог судебного собрания».
Тор (Thor) — «Гром», бог молнии, силы, защитник человечества, сын Одина.
От прагерманского *thunaraz — «гром» — Таранас произошло древнеисландское слово Þorr, и нем. Donner, дат. donder и др.-англ. Þunor, англ. thunder. швед. tordön, дат. donder и норв. torden , где суффикс -dön/-den означает «грохот» или «гул».
Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис«.
Бальдер (др.-сканд. Baldr) — бог мира, весны и света, сын главного бога Одина и его жены Фригг, погибший от прикосновения омелы. Красивый и справедливый любимец богов Бальдер покровительствует земледелию или плодородию. Большая часть легенд о нём, изображают Балдера как бога умирающей и возрождающейся природы.
Великанша Йорд (Old Norse: Jörd – «земля», от Fjörgyn = ПЕРКУНЬЯ, или Hlódyn) — мать бога Грома Тора (Thor) и жена бога Одина.
В конце дохристианской эпохи у Йорд (Jörd, от Fjörgyn) был муж с тем же именем — Fjörgyn — ПЕРУН от PRE: *perūn(V) — «гора», а бог Грома ПЕРКУН — от PRE: *perō(ṷ)nos — «гром, бог-громовержец» (Perkun, от глагола *perti, *pьrǫ — «ударять, бить»). В др.-инд. Parjánya восходит к пра-индоевропейскому названию дуба — *perkṷu-, поскольку дуб является священным деревом Громовержца. Имя Fjörgyn связывают с Old High German: forha — дуб, fir — ель; Latin: quercus — «дуб».
Локи (Loki) – Ловкий бог хитрости, беспутный бог обмана Локи (Loki — «Ловкий»), связанный клятвой побратимства с Одином. В сказках Локи изображается как коварный трус, заботящийся только о своих удовольствиях и самосохранении, игривый, злобный, услужливый, всегда непочтительный
Имя Локи на Danish: Lokkemand, Norwegian: Loke, и Lokke, Swedish: Luki, и Luku, Finnish: Lukki.
Хеймдал (Heimdall; Old Norse: Heimdallr) — страж Мирового древа и богов. Его дом — Химинбьёрг (Himinbjörg — «небесная гора», «небесный замок»), Old Norse: Himinvângar (~ СВАРГА), Old Saxon: hebanwang, hebeneswang = «небене+сванг (Сварга) = «небесный рай». Согласно «Младшей Эдде» светлый бог Хеймдал (Heimdall) охраняет радужный мост — Бифрост ( Bifröst — «мерцающий путь»; bifa — ‘мерцать, дрожать’; röst — ‘путь’; ~»Млечный путь»), соединяющий Асгард с другими мирами, и небо с землёй.
Рагнарёк (Ragnarök -«Судный день», » раг-на-рок»; Old Norse: «Судьба богов»), в скандинавской мифологии, конец мира богов и людей. Рагнареку будут предшествовать жестокие зимы и моральный хаос в человеческом обществе. Гиганты и демоны, приближающиеся со всех концов света, нападут на богов, которые встретят их и встретят смерть, как герои. Солнце померкнет, звезды исчезнут, и земля погрузится в море. Позже земля снова возродится, невинная жертва, бог мира и справедливости Бальдер (Balder) восстанет из мёртвых, и праведные будут жить в зале, покрытом золотом.
Описания событий Рагнарека, найденные во многих средневековых литературных источниках, показывают, что его концепции различны. Согласно одному стихотворению, два человека, Лиф (Lif — «Жизнь») и Лифтрасир (Lifthrasir — «Жизненность»), выйдут из Мирового дерева, которое не было уничтожено, и вновь заселят людьми всю землю. Название оперы Ричарда Вагнера Götterdämmerung — немецкий эквивалент Рагнарека, означающий «сумерки богов».
Валгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца).
В норвежской мифологии Валгалла — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.
В светлом Небесном чертоге Валгаллы блаженно живут павшие в бою воины, и участвуют в трапезе богов, пируют рядом с богом Одином, они пьют напиток бессмертья (мёд), добываемый из сосцов всегда доящихся коз, и едят вкусного вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи), который хотя и подаётся на стол ежедневно, но никогда не уменьшается. Всё, что бывает съедено в продолжение дня, то за ночь опять вырастает.
Этим сказаниям соответствует индийское верование о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо которой подавалось на божественных пирах и которую каждый раз после того грозовые духи (Ribhys) вновь создавали из её снятой кожи. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).
Дождевые тучи, пожираемые во время грозы богом-громовником, снова восстают из паров и туманов и заволакивают небо своими тёмными, подобными шкурам покровами, в мифических предания о стадах-тучах бога-громовика Тора.
Валгалла изображена в мифах, как великолепный дворец, с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями, где воины возрождаются к жизни и избавляются от ран.
Один правит Вальгаллой, он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии (Valkyries) доставляют их в чертог Асгарда. Другая половина павших воинов отправляется к богине Фрейе в Фолькванг («Людское поле»)
Воины, обитающие в Вальгалле, зовутся эйнхерии (Einherjar). Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются друг с другом, чтобы всегда быть готовыми к бою, а после волшебным образом избавляются от ран, воскресают и садятся за общий стол пировать.
Каждый день воины-эйнхерии едят мясо убитого на охоте дикого кабана (вепря) Сехримнира (Sæhrímnir; =«сохра-нный»), и каждый день он воскресает. Исследователи скандинавской мифологии связывают языческий праздник середины зимы Йоль в честь Одина (эпитет Одина — Jolnir или Jolfadir, т. е. Отец зимнего солнцеворота), с приданиями о Дикой охоте, в которой участвует группа призраков, воинов-всадников-охотников. В 12-дневный праздник Йоль, в честь рождения нового солнца, принято готовить рождественского поросёнка.
Призрачные воины-охотники в разных версиях мифов, могли быть эльфами, феями, умершими в боях воинами-Эйнхериями. Возглавлял Дикую охоту сам воевода призрачного войска — Один (*Wōđinaz — «водиназ»).
Посвященные Одину волки могли означать губительное владычество зимы, с её туманами, снежными тучами и вьюгами, а вороны — носители живой воды — олицетворяли весну, с её дождевыми ливнями. На Рождественские Святки Один выезжает на белом коне и начинает дикую охоту против демонов зимы.
Воины-Эйнхерии пьют хмельной мёд козы Хейдрун (Heidrun), а она ест волшебные листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.
Воины Одина будут жить в Валгалле до Рагнарека (Судный день), когда 800 воинов по зову бога Хеймдалля, затрубившего в рог, выйдут через каждую из 540 дверей дворца, для последней битвы Рагнарёк, чтобы сражаться на стороне Одина против гигантов. Когда герои погибают в битве, говорят, что Один нуждается в них, чтобы укрепить свои силы для предстоящего Рагнарека.
Главные боги из Ванахейма — Ваны
Главные боги Асгарда — Асы.