Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969) , художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог, Народный художник СССР. «Сколько себя помню, я всегда рисовал» — Александр Дейнека
Александр Дейнека стал знаменит в СССР и за рубежом ещё в 30-е годы ХХ века. Он создавал агитационные плакаты, монументальные полотна, мозаики и скульптуры, в которых передавал символы величия СССР, атмосферу Советского Союза, его спортивных соревнований и великих промышленных строек.
Дейнека изображал атлетов и рабочих, ездил с командировками на заводы, а во время Великой Отечественной войны оказался на фронте. Работы художника стали одними из самых известных образцов соцреализма — главного художественного направления СССР.
Великий французский модернист Анри Матисс называл Александра Дейнеку самым талантливым из советских художников, далеко «ушедшим вперёд в своём художественном развитии».
Романтик соцреализма.
Огромные полотна и небольшие зарисовки выдающегося мастера XX столетия по сей день вызывают восторг зрителей и открывают красоту гармонично развитого советского человека. Его картины и рисунки изображают жанровые сцены, а также красоту созидательного труда и спорта.
Источником неистребимого жизнелюбия Александра Дейнеки и позитивного мышления художника стал Севастополь. Его первая творческая командировка в Севастополь состоялась в 1934 году. Программа была насыщенной, ему предстояло побывать на боевых кораблях и в школе лётчиков. 35-летний художник ликовал во время первого полёта над Чёрным морем.
«Сердце в такт скорости усиливает темп, комок жути и восторга подкатывает к горлу. Солнце над вами, а под вами в расплавленном бесконечном пространстве – блеск воды. Воздух прозрачен и плотен, как стекло. Вы живёте!» – передаёт он впечатления от полёта.
А вот ощущения Александра Дейнеки от выхода в море:
«Торпедный катер повышает обороты. Бежит плавной линией берег, развёртывается пелена неба и остренькой волной дрожит вода. Думаю о ритме. С нервным холодком радуюсь, что почувствовал пейзаж. По-хозяйски решаю, как всё это ляжет на холст».
Звонкая, весёлая синева.
Восторг от боевой техники СССР не смог затмить чувства, которые рождались в душе художника в величественном городе. Год спустя на персональной выставке в Москве Дейнека представил серию картин, раскрывающую красоту Севастополя и характеры его жителей.
Состояние безмятежности удивительно просто передано в картине «Севастополь. Вечер». В жёлто-розовом мареве летнего дня – несколько фигурок. На пустынной улице, ещё не остывшей от полуденного летнего зноя, спускаются с холма в центр два матроса в парадной белоснежной форме и их загорелая спутница в белом сарафане.

Дейнека. Водная станция Динамо -1927 г.
Акварель «Водная станция «Динамо» отражает энтузиазм молодёжи предвоенных лет, гармоничную силу красоту и молодости.

Дейнека. Севастополь. Водная станция Динамо. 1927 г.
Соревнование по плаванью на «Водной станции «Динамо» в Севастополе.
Предчувствие подвига.
Главным итогом поездки в Севастополь стала работа «Будущие лётчики». Сюжет картины кажется простым и незатейливым, трое друзей наблюдают за полётами гидропланов и в перерывах между заплывами, загорают на тёплых камнях набережной. Картина «Будущие лётчики» наполнена ярким солнцем, синевой моря, голубизной неба, молодостью, излучающей оптимизм.
Безбрежность пространства подчёркивает ожидание счастья покорения пятого океана. И никто ещё не знает, что через три года начнётся война…
На картине отражён реальный эпизод о котором вспоминала знаменитая лётчица Марина Раскова, когда она принимала участие в испытаниях гидросамолётов в Севастополе и это зрелище в предвоенное время собирало на набережной множество народа. В сюжете «Гидропланов» легко узнать уголок Приморского бульвара.
Строгая и красивая.
Лето 1934 года принесло художнику не только радость творчества. В Севастополе Александр Дейнека познакомился со статной брюнеткой Серафимой Лычёвой, которая вскоре завладела сердцем художника.
Помимо неброской притягательности Симуха, как называл её художник, обладала массой ценнейших качеств, она владела английским и немецким, играла на рояле, имела безупречный вкус в одежде и была дочерью крупного чиновника, старого большевика, героя Гражданской войны.

Дейнека -панно на Всемирной выставке в Париже в 1937 году
Серафима стала для Дейнеки и музой, и опорой, и защитой, и олицетворением идеала женщины. В творчестве художника известно около 10 её портретов. Самый экстравагантный украсил павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Гигантское панно изображало идущих в светлое будущее лучших представителей советского народа, а рядом со знаменитыми лётчиками шагала Серафима с букетом цветов.
Во многом благодаря семейству Лычёвых художник получил возможность посетить Америку в 1935 году. Однако темп жизни в США оказался сродни скорости севастопольских катеров и самолётов. «Начинаю мечтать об отдыхе в Крыму», – плачется главный оптимист отечественного искусства.

Дейнека-мозаика, Полёт. Московское метро, станция Маяковская
Люблю большие планы
Крупноформатные работы открывали зрителю просторный, радостный и движущийся мир. Типичным примером являются мозаичные потолки на станции метро «Маяковская» в Москве. На плафонах показано уходящее ввысь небо.
«Глубинные мозаики» как будто пробивают толщу земли и создают чувство сопричастности к полёту. Это впечатление полёта подарил Дейнеке Севастополь, и мастер воплотил его в столице.
Лазоревый простор густо населён событиями советской жизни. В воздухе на мгновение замерли самолёты, планёры, разноцветные купола парашютов. Среди небожителей немало спортсменов – прыгуны в воду, прыгуны с шестом, волейболисты, лыжники.
На некоторых панно хорошо угадываются черноморские образы: матрос-сигнальщик даёт указания гидроплану, мать с ребёнком окружают характерные элементы севастопольской архитектуры – ступени лестницы и часть балюстрады.
«Прекрасный образец монументально-декоративного стиля символизирует победную поступь социализма», – отмечает критик.
Оптимистическая трагедия
В 1942 году Александр Дейнека увидел фотографии разрушенного фашистами Севастополя. «Их горе было моим горем», – признавался художник.

Дейнека — Сбитый немецкий ас
Дейнека немедленно отразил на полотне, как отчаянно защищают свою землю его «Будущие лётчики», как они сбивают прославленных немецких асов.

Дейнека. Оборона Севастополя, 1942 год. Холст, масло. 200 x 400 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Автор показал «оптимистическую трагедию» Севастополя, создав предельно обобщённый и в то же время максимально достоверный образ. Реализации идеи способствует цветовая гамма картины.
Кромешный ад сражения символизирует залитое огнём тёмно-красное небо и мышиного цвета мундиры солдат вермахта. Однако моряков Дейнека изобразил в белых одеждах. Это не отвечало суровой правде жизни, но соответствовало глубинной истине и раскрывало духовный смысл произведения. Жестокое сражение на руинах белокаменного города есть борьба праведных, сильных воинов света и чёрную силу фашистов, обречённых на смерть.

Дейнека. Водная станция Динамо. Севастополь. 1934 г.
Простая картина мира
«Я любил Севастополь ещё по молодым годам, любил его весёлых жителей, синее море, зелень парков, лестницы улиц», – писал Дейнека.
Душевная привязанность нашла отражение в его послевоенном творчестве. Во второй половине 50-х годов прошлого века Александр Александрович вернулся в Севастополь, в ставший для него родным городом.
К этому времени советская власть совершила очередное чудо. В послевоенное время Севастополь был буквально возрождён из пепла всего за 10 лет. Существенные перемены начались и в общественно-политической жизни СССР после смерти Иосифа Сталина, а новый руководитель страны Никита Хрущёв открыл эпоху «оттепели».
Тёплые ноты зазвучали и в новых работах певца идеального мира. Живописные произведения «В Севастополе», «В Крыму», «На юге», мозаика «Хорошее утро» пронизаны, лучами солнца и неподдельным оптимизмом.
Жизнерадостные, наслаждающиеся жизнью люди показаны не только в труде, но и в отдыхе и спорте. Крепкие обнажённые тела олицетворяют гармонию физического и духовного здоровья простого советского человека.

Рыбачки у моря. 1956 год. Дейнека
Мечты художника о счастливой стране обретают зримые, осязаемые очертания в его произведениях.
Картины Дейнеки находятся в собраниях Третьяковской галереи, Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и других. До сих пор Дейнека является одним из самых дорогих советских художников, за произведения художника иностранные коллекционеры готовы платить огромные деньги.