Пятница , 29 Март 2024
Домой / Новое время в истории / Великие стройки царской России при Николае II

Великие стройки царской России при Николае II

Перед вступлением на царский престол императора Николая II, население Российской Империи составляло 122 млн. человек, согласно, переписи населения российской империи 1897 года. К 1914 году, в канун первой Мировой Войны, населения страны увеличилось до 182 миллионов человек. За 23 года правления Николая II, население Российской Империи увеличилось на 60 миллионов человек. Ежегодный прирост населения в дореволюционной России, составлял 2,5 млн. человек. Прирост населения в Российской Империи был одним из самых высоких в Европе, и ещё несколько лет спокойной жизни, без войн и революций, могли сделать населения страны столь внушительным, что никакие внешние враги России были бы не страшны. Наряду с естественным приростом населения в Российской Империи заметно повысился общий уровень благосостояния народа.

Уже к 1913 году количество читающих в стране удвоилось, а по количеству студентов Российская империя догнала Англию. И, конечно, это была заслуга Николая II. Монарх считал образование очень важным. В России был запущен проект всеобщего начального образования. Звучит невероятно, но к 1916 году в Российской империи было больше школ, чем в современной России.

При Николае II застраивались целые регионы России, создавались сотни заводов, строились тысячи километров дорог.
В времена СССР в школах заучивали список «великих строек» коммунизма, в тени оставались десятки великих строек царской России Николаевского времени:
1) Транссиб — самая длинная в мире дорога — около 10 тыс.км. -начало строительства при Александре III.
2) Дорога в Мурманск — самая северная дорога Империи.
3) Железные дороги Кавказа.
4) Железные дороги пустынь Средней Азии.
5) Новороссийское шоссе.
6) Амурское колесное шоссе.
7) Стратегическое шоссе на западе Российской Империи.
8) Освоение Донбасса — строительство металлургических, угольных, химических, военных, машиностроительных предприятий.
9) Освоение Кузбасса — строительство угольных предписаний.


10) Угольные предприятия Восточной Сибири.
11) Освоение марганцевых рудников Грузии (Чиатура).
12) Медные заводы в Армении (Алаверди).
13) Освоение Урала — разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий.
14) Освоение Домбровского угольного бассейна в Польше.
15) Цинковые и свинцовые заводы Польши.


16) Создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии.
17) Форты и крепости на границах Империи: Брестская крепость,
Новогеоргиевская крепость,
крепость в Гродно,
военный порт Александра III
крепость Петра Великого в Латвии,
береговые батареи Севастополя,
форты Петрограда — Тотлебен, Обручев ,
Кронштадтская минно-артиллерийская позиции — форты Николаевский и Алексеевский.

18) Судостроительные заводы в Николаеве.
19) Судостроительные заводы в Ревеле (Таллинн).
20) Реконструкция Мариинской водной системы.
21) Создание Северо-Донецкой речной шлюзованной системы.
22) Углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга.
23) Осушение болот Центрального региона и Западной Сибири.
24) Орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в «Голодной степи»).
25) Создание энергетических систем из 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона (станции Москвы, Электрогорска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые ГЭС.

Каждый из этих проектов заслуживает отдельного внимания. Так, например, за простой фразой «освоение Донбасса» при Николае II стоит создание целых семи крупнейших металлургических заводов и сотен шахт. Всего к 1913 году на Донбассе действует 1200 шахт, самая глубокая из которых —— «Ново-смольяниновская» — имела глубину 745 метров. На Донбассе были построены машиностроительные, химические и военные заводы, налажено производство патронов и брони.


Развитие Донбасса подразумевало и создание современных коммуникаций. При Николае II только на участке от Харькова до Донбасса к 1913 году было построено 297 железнодорожных мостов. На участке Долгинцево (под Кривым Рогом) —— Волноваха (Донбасс) — 214 мостов. И это далеко не всё. Длина новых дорог измеряется тысячами километров. Внедряются передовые решения.

Например, в 1908 году построен мост через Днепр в Кичкасе (Запорожье). Мост был двухьярусным —— одновременно железнодорожным и шоссейным. Уже с 1905 года в Одессе появляются асфальтовое дороги. Подобным образом шло развитие и других регионов. Результаты подробного разбора Николаевских строек опубликованы в приложении к этой книге. Ясно, что таких объёмов строительства, как при Николае II, прежде в истории не было никогда.

Андрей Борисюк
«ИСТОРИЯ РОССИИ, которую приказали забыть
Николай II и его время» стр.9,10-11

Современники о Царской России.

«Годы правления Николая II были характерны быстрым промышленным ростом; происходила стремительная трансформация крестьянства в мелких хозяев, быстро распространялось образование, наблюдались новые, многообразные и оригинальные культурные процессы, осуществлялось приобщение целого поколения к политическому опыту посредством земств, муниципалитетов, Думы и судов; и происходило грандиозное освоение Сибири» (американский исследователь Дж. Спарго)

«Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может» (27-президент США с 1909 по 1913 годы Уильям Тафт, 1913 г.)

«Медицинская организация, созданная российским земством, была наибольшим достижением нашей эпохи в области социальной медицины, так как осуществляла бесплатную медицинскую помощь, открытую каждому, и имела ещё и глубокое воспитательное значение» (швейцарский учёный Ф. Фрисман)

«Во всём мире и во все времена не было такого гуманного, культурного и беспристрастного суда, как русский. Суд присяжных с его традиционными правами подсудимого, с его неслыханной, кристальной человечностью существует только в России» (английский профессор Смайлс)

«Широкие массы, крестьянство, в лучшем экономическом положении, чем когда-либо» (Морис Беринг, английский писатель, из книги «Основы России»)

«В армии не было области, которая не подвергалась бы реформам на основании опыта войны. Это были годы яркого горения армейской души, годы воистину великих реформ. Реформ, столь идейно возвышенных, как военные реформы Императора Александра II, но по творческому масштабу и по результатам значительно их превосходящих» (генерал Борис Штейфон о военных преобразованиях Николая II)

«…боевая готовность России со времен русско-японской войны сделала совершенно исключительные успехи и находится на никогда ещё не достигавшейся высоте. Следует в особенности отметить, что она некоторыми чертами превосходит боевую готовность других держав, включая Германию < … > после 1917 года мощь России окажется непреодолимой, она будет доминирующей силой в Европе, и я не знаю, что с ней делать» (генерал фон Мольтке-младший, начальник немецкого Генерального штаба)

«Будущее принадлежит России» (Бетман-Гольвег, германский канцлер)

«Дайте нам 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» (П. А. Столыпин)

«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…» (Уинстон Черчилль)

На снимке 1916 года слесарь со своей женой в царской воюющей России. Ему 22 года, он женат уже два года. Зарплата  неквалифицированного слесаря составляет 45 рублей в месяц. При этом чёрный хлеб стоит 2 копейки за фунт, ситный — 5 копеек, одно яйцо — 1 копейку, 400 грамм сала — 22 копейки, новые сапоги — 6 рублей. Слесарь снимал трехкомнатную квартиру (гостиная, кухня, столовая, спальня).
Поскольку слесарь молод, он еще не успел получить высокую квалификацию. Высококвалифицированный же слесарь зарабатывает до 90 рублей в месяц.
Звали этого слесаря Никита Хрущев позже он оставил мемуары, в которых писал, что «после революции 1917 года заработки понизились, и даже очень, цены же — сильно поднялись», а также вспоминал, что когда он «вёл партработу в Москве, то и половины этого (заработка 1916 года) не имел, хотя занимал довольно высокое место».

Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в России

Крушение царского поезда у станции Борки в 1888 г.
Почему император Александр II поддержал Авраама Линкольна в Гражданской войне

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*