Суббота , 24 Май 2025
Домой / Новейшая история / Великая Отечественная война на полотнах советских художников

Великая Отечественная война на полотнах советских художников

Михаил Хмелько. «Триумф победившей Родины», 1949, холст, масло, 289 × 559 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Москве на Красной площади всё подготовлено для начала торжественного парада Победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941- 1945 г.г.). Сияет блеском, омытая дождём брусчатка Красной площади, звучит победный марш, вынесены знамена побеждённых войск вермахта, которые брошены к ногам Победителей… Художник Михаил Хмелько пишет не просто торжество, он создаёт нетленный образ нашей Победы. Его картина словно античная фреска, которой суждено пережить века, где все герои войны — живы, полны внутреннего света, ясности и несгибаемой воли.

Генералы Советской армии-победительницы принимают парад с торжественной строгостью. Они не простые люди, а фигуры исторического масштаба. Солдаты бросают вражеские знамёна к ногам победителей не в знак ярости, а как акт очищения Земли от фашистской нечисти. Это не только жест силы, это символ восторжествовавшей справедливости.

Всего в Параде Победы 1945 года приняли участие более 35 тысяч человек — 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31116 сержантов и солдат, на первом военном параде представлено около 1850 единиц военной техники.

Масштабная композиция картины охватывает глубокую панораму — купола московских православных храмов, красное здание исторического музея, красные стены Кремля, мавзолей, члены советского правительства и генералы-победители, в парадном строе наши войска под красными знамёнами и на земле флаги фашистской Германии и союзников. Все вибрирует в движении, Хмелько не боится насыщенности красного цвета абсолютной Победы СССР. Нет никаких сомнений в том, что победный финал войны достигнут, враг разбит.

На переднем плане картины стоят военные, их лица полны достоинства и сдержанного
ликования. Это лица народа-победителя, прошедшего сквозь ад тяжёлой кровопролитной войны. “Триумф победившей Родины” не просто хроника события. Это окончательная точка безоговорочной Победы Советского Союза, за которой начинается вечная народная память.

РУССКИЙ СЛЕД

Ох, не до хорошего, ох, не до плохого.
Полетело яблоко с дерева большого.
Покатилось яблочко, забилось в траву,
Засмеюсь, как встану. Сяду – зареву.

Слёзы вытру горькие. Не смеюсь – запрет.
И в слезах, и в радостях – ищут русский след.
Русский след на штемпеле, на чужом письме –
Нам не пишут ангелы, перьев в крыльях нет.

Русский след искали, видно, и в раю.
Нам не пишут ангелы, нам они поют.
Адреса все спутаны, след босой в снегу.
Снова не до смеха мне. Плакать – не могу.

Полечу я голубем в небе без следа.
След мой не отыщут больше никогда.
Будут крылья веером по небу махать.
Будут следом ангелы русский след искать.
Владимир Захаров.

Оборона Севастополя, 1942 год. Александр Дейнека. Холст, масло. 200 x 400 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Художник Александр Дейнека не только пишет героическое событие Великой Отечественной войны, он воплощает на полотне непобедимую силу народного воинского духа. Его картина «Оборона Севастополя» как несокрушимая белая стена сопротивления чёрной силе врага. Композиция будто взрывается изнутри. На переднем плане — движение, решимость, столкновение не на жизнь, а на смерть.

Фигуры морских пехотинцев не просто живописные изображения, их образы, словно, выточенные из камня. Они не бегут, а летят вперёд, разрывая чёрное пространство… Контраст красных, белых, синих, чёрных цветов в живописи несут психологическую нагрузку.  Позы матросов, ритм их движений передаёт высокое напряжение сражения, поражающее внутренним жаром.

В картине Дейнеки нет пафоса, но есть непреодолимое стремление к Победе, которой пока ещё нет, но есть полная уверенность в том, что враг будет разбит и Победа будет за нами. Картина «Оборона Севастополя» не просто хроника боя, а воплощение победного крика «Ура-а

СЕВАСТОПОЛЬ ЖИВОЙ

По горящей земле, оккупантом распятой,
По глубоким тылам пробиваясь к своим,
Севастополь — живой, Севастополь — не взятый.
Севастополю я — ещё нужен — живым!

Ноги, сбитые в кровь, и во рту суховато,
Гимнастёрка сопрела на мокрой спине.
Севастополь — живой, Севастополь — не взятый.
Севастополь не сдан, пока я на войне.

Мои пальцы — свинец, мои нервы — канаты,
Севастополь уже я глазами ищу,
Севастополь, кричу: «Продержитесь, ребята!
Я живой! Я иду! Продержитесь, прошу!»

На могилах твоих имена, как в скрижали.
Но не верь, если там есть строка обо мне.
Кто нас сможет убить? Мы и в петлях – дышали,
Под травой, под плитой, под водой и в огне.

Пели мы под землей, когда нас зарывали —
Никому не по силам Бог креста не даёт.
Вы не верьте словам – будто мы умирали.
— Подождите, — кричу – к вам подмога идёт.

Вновь закончился бой. Я стою на причале.
Груз бесценный со мной – автомат на ремне.
Вновь бессмертные братья меня повстречали.
Севастополь живой — пока мы на войне.

Владимир Захаров.

Пётр Кривоногов. Защитники Брестской крепости. 1951 год. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

На картине Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости« изображено не только физическое противостояние солдат, но решительная схватка несокрушимого народного духа со вселенским злом фашизмом.  Брестская крепость держала оборону дольше, чем целые европейские страны и города, капитулировавшие перед гитлеровскими войсками.

Бойцы выходят в бой из руин Брестской крепости, возрождаясь словно птицы феникс из пепла. Усталые и израненные, они не отступают перед превышающими силами врага, а снова идут в бой, совершая подвиг беспримерного мужества и героизма.
Цветовые контрасты картины поддерживают внутреннюю динамику сражения — красный цвет рубит чёрные тени, освобождая пространство для белого света.

На стенах крепости, по-прежнему, реет красный флаг, словно яркая  свеча, зажженная во мраке войны. Красный флаг над башней это пульс картины. Символ
священного духа непокорённой крепости и стойкости её Защитников, принявших решение не отступать.

ОДНА ОСАЖДЁННАЯ КРЕПОСТЬ

Сражаясь, упрямо на редкость,
Не вспомнить, который год,
Одна осаждённая крепость
Ключи от ворот не сдаёт.

Держит она осаду,
Голос со стен не стих:
— Если ключи вам надо —
Идите, возьмите их!

Слышится снизу ругань,
Над башнями стынет мгла,
Только не знает испуга
Палица и стрела.

Метко летит, с размаха
Хлещет по шеломам.
Бьются. Идут без страха
Дети на смену отцам.

Стонут внизу: — Нелепость,
Странный, чудной народ!
Одна осажденная крепость
Ключи от ворот не сдаёт.

Нет никакого слада
С ними. В который раз
Слышно: — Ключи вам надо?
Идите, возьмите у нас!

Молодость, старость, зрелость,
В битвах, за годом год.
Одна осаждённая крепость
Ключи от ворот не сдаёт.

Про преданных, про бесстрашных
И про тебя мой стих,
Если на белых башнях
Ты узнаёшь своих.

Владимир Захаров.

В. Лихо. Не плачь, деда

Эта картина посвящена событиям Великой Отечественной войны. Художник затронул тему воспоминания Обороны Брестской крепости в июне 1941 года. Это было одно из первых военных сражений тех военных лет.

Мирное время. Выросли дети, подрастают внуки. Уже давно смолкли звуки войны, взрывы мин, не слышны артиллерийские залпы. Бывший пограничник, герой Великой Отечественной войны, пришел возложить цветы к месту боевых действий, отдать дань памяти ребятам, которые не вернулись из боя. Мальчишки вместе с которыми он служил на пограничной заставе, а потом воевал против фашистов, защищая Брестскую крепость, его друзья-товарищи, геройски погибли в бою, защищая Родину. Пред глазами ветерана войны проплывают жуткие картины кровопролитных сражений, штурмовых атак… Помнит он и надежное плечо верного друга, погибшего в бою, который навсегда останется в памяти юным и бесстрашным солдатом…

Спустя 40 лет после войны, в тёплый майский день Победы 9 мая, прикоснувшись рукой к стене крепости, исклеванной пулями, ветеран не может сдерживать слёз от нахлынувших воспоминаний. В голове туман военных воспоминаний и слёзы стоят комом в горле, или лишь тихие слова внучки рядом: «Не плачь, деда! «, стараются вернуть его к жизни

Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944 год. Масло, холст. 100×123 см. Государственный Русский музей

На картине Юрия Пименова «Фронтовая дорога» зияет словно открытая рана войны. Художник пишет не битву, а последствия битвы. По обочинам дороги подбитые в бою танки, разбитые пушки, воронки от взрывов, но наезженная дорога идёт дальше в освобождённый город и попадает в самое сердце зрителя, который, видимо, едет в этой открытой машине…

Женщина за рулём становится центром притяжения взгляда. Пименов не рисует её лица, но с анатомической точностью угадываются хрупкие женские плечи в армейском бушлате. Светлый образ женщины на войне, контрастирует с чёрной разбитой дорогой, ведущей в разрушенный город с белыми домами, похожими на скелеты — в этом и драматургия войны и её страшная трагедия. Серое небо, скорее не фон, а крыша над беззащитным миром.

Картина “Фронтовая дорога” яркий документ военного времени, рассказывающий о трудном и долгом пути к победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В этом безостановочном движении вперёд военной колонны машин с солдатами видна решимость изгнать врага с нашей земли, освободить города и сёла от фашистских оккупантов.

ОСВОБОЖДАТЬ

Заря окрасила Восток.
Атаки ждём пока –
Короткий перекур, глоток
Воды из котелка.

Кипит старлей, горит огнём,
Устав приказа ждать:
– Сейчас пойдём, сейчас пойдём
Село освобождать.

Так говорит, как будто мать
Родная там ждала.
Освобождать, освобождать
Молила и звала.

Без этих слов ему дышать
Уже невмоготу –
Освобождать, освобождать
Ложбину, высоту,

Освобождать, освобождать
Лесок, делянку, степь,
Освобождать, освобождать
В полях горящий хлеб,

Освобождать, освобождать,
Что враг убить не смог…
Приказ. Пошли освобождать.
Горит трава у ног.

Сожженный дом соседний пуст…
Нет времени рыдать.
Мы каждый колос, каждый куст
Идём освобождать.

Замедлить шаг, чуть подождать —
Нельзя, нельзя никак,
Пришла пора освобождать
Всё то, что занял враг.

Владимир Захаров.

Александр Лактионов. Письмо с фронта, 1947 год. Холст, масло. 155 x 225 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На первый взгляд перед нами обычная бытовая сцена. Лактионов сумел передать тихую радости на лицах собравшихся людей, в ярком свете солнца, светлых красках летнего дня, голубого неба с белыми облаками…  У миллионов людей в страшные годы войны самые светлые минуты были связаны с получением весточки с фронта, с поля боя. Этих писем с фронта ждали месяцами. А потом читали и перечитывали всей семьёй, всем домом или всем двором вместе с соседями. Письма с фронта давали надежду на возвращение родного человека с войны, эти письма давали силы жить и работать.

Тёплые краски летнего дня контрастируют с полумраком дверного проёма, за которым чувствуется бытовая неустроенность и долгое отсутствие в доме мужской руки, которая могла бы заменить и сгнившую половицу на пороге дома, и заштукатурить стену с отвалившейся штукатуркой. “Письмо с фронта” даёт надежду на скорое возвращение всех солдат домой потому, что их очень ждут и любят, несмотря на долгую разлуку, Любовь не прерывается. Каждый воин, ушедший на войну, мог не вернуться домой, и только любовь, как высшая сила, может спасти многие жизни и защитить в бою незримым щитом ожидания возвращения. Так получился этот шедевр Константина Симонова, «Жди меня» – песнь любви истосковавшегося сердца.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт…

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт…

Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Юрий Непринцев. Отдых после боя. 1955 год. Холст, масло. 192 × 300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Юрий Непринцев знал, как выглядит война. Он не только читал о ней, он
был на войне, воевал на передовой линии фронта, где снег, грязь и пламя. Его картина “Отдых после боя” (1951) не воспоминание и не аллегория, а свидетельство очевидца войны. Он утверждает, что даже в ужасе войны можно найти сердечное тепло солдата.

На картине изображены солдаты на привале, в минуты отдыха… Кто-то заканчивает обедать, кто-то закуривает самокрутку, слушая  солдатские байки, многие улыбаются и даже смеются, услышав что-то смешное…

Сюжет картины, несомненно, вдохновлён поэмой Твардовского “Василий Тёркин”, в которой молодой солдат становится голосом русского народа, умеющий метким словом рассмешить и с юмором рассказать о себе и о происшествиях из солдатской жизни в военном походе. Это правдивое изображение фронтового быта и настоящего тёплого человеческого общения в холодный зимний вечер, людей, ставших боевой семьёй на войне.

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой —
Без тебя, Василий Теркин,
Вася Теркин – мой герой.

Композиция картины, объединяет группу солдат в семейный дружеский круг, подчёркивая единство многонационального солдатского братства. Советские солдаты из разных республик, но они вместе воюют против армии гитлеровской Германии. Становится ясно, что советская армия это не бездушная машина, а живое тело народа, дышащего одним дыханием.

Лица солдат написаны художником с нежностью, редкой для батальной живописи. Мы узнаём в этих лицах соседей, родных, знакомых из сегодняшнего дня, они не изменились. Спокойные, открытые лица словно озарены внутренним светом, в котором светится великая Вера в нашу Победу, вера в себя, в своих друзей, товарищей,братьев по оружию. Картина заявляет: “Мы были, мы есть и мы будем всегда Победителями!”.

Владимир Таутиев. Май 1945 года.

НАШИ ТЫСЯЧИ ВЕРСТ ПЕЧАЛИ

Нас Варшава и Прага встречали,
Были в светлых глазах видны —
Наши тысячи вёрст печали,
Наши тысячи вёрст войны.

Почерневший, безлюдный Витебск,
Севастополя красная соль…
Шаг чеканил Европе: – Живите,
Нашу память храня, нашу боль,

Крик храня рукопашной схватки,
Хрипы тающего от ран,
Вопль горящих в подбитом танке,
Мат летящего на таран.

Не забудь никогда, Европа,
Волги с пеной кровавой прибой,
И «Ура» утром из окопа,
В сорок градусов под Москвой,

И во имя Отца и Сына,
Без поправочек на года,
День Победы у стен Берлина —
Не забудь больше никогда.

Владимир Захаров.

Владимир Таутиев. Май 1945 года

ИКОНОЧКА

Поцеловал девчоночку,
Голубушку мою.
Дала мне мать иконочку,
Чтоб сберегла в бою.

Иконочка наследная
И крестик на груди.
Отца слова последние:
– Смотри, не подведи.

Двора стояли посреди.
Теля в хлеву мычал.
А я вернуться к осени
Родным пообещал.

Трубач играл походную,
Кружил холодный снег…
Я маму свою рОдную
Не видел целый век.

Поля покинув курские,
Врага под Прагой бил.
Ворота Бранденбургские
С пехотой проходил.

Где, что ни шаг, вороночка,
Да вражья пуля зла –
Меня моя иконочка,
Иконка берегла.

Разлита в кружки водочка,
Размокли сухари…
Храни меня, иконочка,
Нательный крест, храни!

Шли в рост, склонялись дО земли,
Рвалась шрапнель у ног,
И все четыре осени
Вернуться я не мог.

Молитв слова таинственных
Шептала мать во сне,
Чтоб сын её единственный
Не сгинул на войне.

От пули есть бороздочка
Поверх иконки той.
Иконочка, иконочка …
Сын ранен, но живой.

Иконочка наследная,
Такие, брат, дела –
До боя, до последнего
Солдата берегла.

В санбате чисты простыни,
Слова в письме видны:
Ваш сын вернётся к осени.
На пятый год войны.

Владимир Захаров.

Родина. Художник Владимир Петрович Фельдман

Я НЕ СЕЯЛ ПЕЧАЛЬ ВДОЛЬ ДОРОГИ

Лежит путь через тернии к цели.
И, признаться, не дни, а года,
Равнодушно в глаза мне смотрели
Города, города, города.

В. Н. Костецкий Возвращение 1945 г. — 1947 г.

Но во все времена безнадёги
(Вам сказать с полным правом могу):
Я не сеял печаль вдоль дороги,
Не сажал у обочин тоску.

И в юдоли, знакомой до боли,
Где закона и правила нет,
Видел я свет покоя и воли,
И Божественной радости след.

Эта радость брела рядом с плачем,
Повторяла все дни, все года:
Всё изменится, станет иначе
Навсегда, навсегда, навсегда.

Словно Бог прорастал в человеке,
В его сердце, душе и крови,
Повторяя: — Всё будет вовеки
По любви, по любви, по любви.

По любви, где бы завтра ты ни был,
По любви, где не шёл бы сейчас,
По любви, так шептало мне небо,
Каждый год, каждый день, каждый час.

Владимир Захаров.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Самых верных солдат вспоминает Россия,
Что ушли навсегда в нескончаемый бой.
Как когда-то отцы на плечах нас носили,
Так портреты отцов мы несём над собой.
Мы поднимем их ввысь. Пусть увидят солдаты
То, что видеть нельзя с полосы фронтовой, —
Что вокруг не сожжённые русские хаты,
А – парад городов по Отчизне родной.
Самых верных солдат обнимает Россия.
И светлеет от слёз наша память в веках.
Как когда-то отцы на руках нас носили,
Так мы, к сердцу прижав, их несём на руках.

Леонид Корнилов.
29.04.16 г.

Из чего мы все сделаны, русские?
Что в моём отразилось народе?
Что от предков досталось в нагрузку мне,
В потайном генетическом коде?

Я рождён под Калиною красною,
Я сказаньями полон былинными,
Очарован Поляною Ясною,
И чудесными добрыми фильмами.

Там, где в бой старики собираются,
Где Москва, что не верит слезам,
И Судьба, что с иронией парится,
И ещё Белорусский вокзал.

Я заполнен напевами Брюсова,
Я пронизан серебряным веком.
Перестал после первой закусывать,
Как увидел «Судьбу человека».

Разукрашен картинами Шишкина,
Разрисован я весь Айвазовским.
И поёт во мне дивная Зыкина,
И играет великий Чайковский.

Я пропитан весь детскими книгами —
Маршаком, Михалковым, Чуковским.
И воспитан такими кумирами,
Как Гагарин, Чуйков, Рокоссовский.

В моём коде есть Пушкин и Лермонтов,
В нём Есенин, Бажов и Островский,
Лев Толстой и Шукшин несомненно там,
И конечно Владимир Высоцкий.

В нём вся наша хоккейная сборная,
Николай Николаевич Озеров.
«Современник», и «Малая Бронная»,
И балет «Лебединое озеро».

Есть во мне Пискарёвское кладбище,
Ленинградская школьница Таня.
Там «Катюша» несётся над Ладогой,
И гремит баритон Левитана.

Нет во мне Пугачёвой и Галкина,
Макаревича нет, не взыщите.
И конечно же чопорной Вайкуле,
Вы во мне и в себе не ищите.

У кого нет ни чести, ни совести,
Кому русским постыдно назваться,
Суждено на краю своей пропасти
Одному позабытым скитаться.

Мы ж останемся верными прадедам,
Мы — такие, не лучше, не хуже.
Навсегда, и в печали и в радости,
Сохраним этот код в наших душах.

Не понять ни британцу, ни шведу,
Отчего мы так страшно сильны,
В чём величие нашей Победы,
И бессмертие нашей страны…

Александр Наумов.

Война не бывает далёкой…

Причина ненависти Англичан к Славянским народам.
«Ожиданием своим ты спасла меня…»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*