Воскресенье , 23 Март 2025
Домой / Русский след в мире / «Вечно живущая» Надя Рушева

«Вечно живущая» Надя Рушева

Будущая художница-график Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе в Монгольской Народной Республике в семье советского художника Николая Константиновича Рушева (1918—1975). Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (1926—2015). Надины родители входили в число деятелей искусства, которых Советский Союз направил в дружественную Монголию способствовать подъёму её культуры. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Творческая атмосфера и царивший в семье культ чтения не могли не оказать влияния на характер и мировоззрение Нади. На тувинском языке её имя звучит «Найдан» — «вечно живущая».  Рисовать её никто не учил, но в пятилетнем возрасте гены отца-художника, видимо, заявили о себе, потому что девочка взяла карандаш и больше его из рук не выпускала.

Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков.


До школы родители не учили дочку ни писать, ни читать, не рисовать – не хотели перегружать и торопить ребёнка.

В том, что у дочери есть все задатки отличного графика, Николай Рушев убедился, когда Наде исполнилось семь лет. По вечерам папа-художник просто читал дочери сказки, а Надя слушала и делала какие-то наброски. В один из вечеров, когда он читал ей «Сказку о царе Салтане», Надя сделала тридцать шесть безупречных иллюстраций к любимой сказке. Когда отец посмотрел её готовые работы, то понял, что дочь не только хорошо запомнила услышанное, но и запечатлела любимую сказку. Отец осознал, что его дочь — гений.

Позже, когда Надя научилась читать, она стала делать иллюстрации к другим произведениям Александра Пушкина — «Евгению Онегину», «Медному всаднику», «Повестям Белкина».

Великого русского поэта Надя называла «самым родным». В её «Пушкиниану» вошло свыше 300 работ.

Она старалась представить, каким Пушкин был человеком, как сходился с людьми, вёл себя в кругу семьи, играл с детьми, относился к товарищам по лицею и друзьям.

Как творил, любил и вдохновлялся своей музой и женой Натальей Гончаровой…


Известнейший советский литературовед и телеведущий Ираклий Андроников так отозвался о её цикле «Пушкиниана»:

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка».

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело».
Буквально несколькими линиями она очень точно передавала переживания своих героев, их настроение, пластику, характер.

Ольга и Татьяна — Евгений Онегин

При создании графических работ Надя никогда не делала эскизов и не пользовалась ластиком. Она рисовала тушью и карандашом сразу набело, практически без штриховки.

«Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Несмотря на явные способности и настоятельные советы специалистов «не губить талант», в художественную школу Надю не отдали. Николай Рушев счёл, что такой самородок учить – только портить, поэтому будет гораздо лучше, если одарённость дочери станет развиваться сама по себе, без всякого давления со стороны. Он понимал, что академические требования преподавателей рисовать «правильно» могут стеснить её свободу самовыражения и тем прервать необычайный творческий полёт. Главным компонентом таланта Нади было безграничное воображение, которое, в отличие от изобразительных навыков, выработать никакими упражнениями нельзя.

В десять лет отец познакомил её с академиком живописи, знаменитым графиком Василием Ватагиным — тот был потрясен. Мысль о том, чтобы Надя чему-то училась у профессионалов, была тут же отброшена: в данном случае самым уместным было не учить девочку, а стоять в стороне, смотреть, как она рисует, и благоговеть.

То, что решение Николая Рушева было правильным, стало ясно через несколько лет, когда феноменом девочки заинтересовались профессиональные художники и искусствоведы.

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но бывают необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — говорил о Наде Рушевой доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Все в её жизни складывалось изумительно. Талант Нади Рушевой рос вместе с ней. Когда ей исполнилось 11 лет, её работы напечатали во всесоюзной газете для школьников «Пионерская правда», а ещё через год они экспонировались в «Клубе искусств» МГУ и редакции журнала «Юность». Рисунки Нади Рушевой впечатлили главного редактора журнал «Юность» Бориса Полевоого и он организовал для девочки первую художественную выставку.

Бегущая по волнам. Александр Грин

В 1964 году прошла первая официальная выставка художницы-вундеркинда, хотя тогда многие её просто не восприняли всерьёз – и образования художественного нет, да и какой жизненный опыт у пятиклассницы. Надя продолжала вести жизнь простой советской школьницы, много рисовать и мечтала стать мультипликатором.
Когда дочке исполнилось 12, Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам, и те были единогласны – у девочки талант.

За пять лет после первой выставки у Нади состоялось ещё 15 персональных выставок: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии, её работы везде встречали с восторгом. Специалисты отмечали, что в её простых иллюстрациях много динамики и жизни.

За десять лет, прошедших с того памятного вечера, когда отец читал ей «Сказку о царе Салтане», Надя создала свыше 12 тысяч рисунков. Это циклы работ, посвящённых произведениям Пушкина, Толстого, Булгакова, Сент-Экзюпери – всего девочка проиллюстрировала произведения 50 писателей, а также любимые мифы и легенды Древней Греции.

Пьер Безухов, «Война и мир»

Надя Рушева в 13 лет создала серию рисунков к роману Пушкина «Евгений Онегин», Антуан Экзюпери «Маленький принц», проиллюстрировала древнегреческие мифы, более 300 рисунков Надя нарисовала к роману Льва Толстого «Война и мир».

Прочитав роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в первой, журнальной публикации, Надя была потрясена. Произведение захватило её настолько сильно, что она отложила все другие мечты и серии рисунков, задалась целью во что бы то ни стало его проиллюстрировать роман и засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове.

Надя Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15 лет. Спустя годы вдова писателя Михаила Булгакова, увидев Надины иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» назвала их «лучшими из всех существующих».

Иешуа

«Как свободно! Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает, — так говорила Елена Булгакова, вдова писателя, описывая свои первые впечатления от рисунков Нади Рушевой. — Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала.
«Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Надя Рушева- Мастер и Маргарита

Таких рисунков — быстрых, лёгких, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне. Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче.

Коровьев и кот Бегемот, «Мастер и Маргарита»

Японцы до сих пор вспоминают Надю Рушеву, издают её рисунки на открытках. Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своём ничего не слышала о Рушевой .

«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: «Как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Юная художница даже не успела закончить школу — она умерла 6 марта 1969 года в возрасте 17 лет из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг (геморрагический инсульт).

Никто не мог даже предположить, что в 17 лет Нади Рушевой не станет. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Оказалось, что у неё врождённая аневризма. Пять часов врачи боролись за жизнь девочки, но так и не смогли вернуть её к жизни.

Память о юной художнице Наде Рушевой, которой так и не довелось стать мультипликатором живёт и сегодня.
По всему миру прошло более 160 её выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других. Немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.

Многие рисунки Нади Рушевой хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.

21 октября 1982 года советский астроном Людмила Карачкина открыла астероид № 3516, который назвала в честь Нади – Рушева (Rusheva). Имя художницы также носит один из горных перевалов на Кавказе. А рядом со школой № 1466 (ранее — № 470), в которой училась гениальная девочка, открыли парк «Надежда». Там находится памятник — кентаврёнок с её рисунка.

С могильного памятника Нади Рушевой смотрит на этот мир кентаврёнок  — необычный малыш с очень серьёзным взглядом…

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа». — считал академик Дмитрий Лихачёв.

"Я рождён для службы царской!»
Первая крупная победа Черноморского флота

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*