Среда , 12 Ноябрь 2025
Домой / Античное Средиземноморье / «Варвары» Средиземноморья, Азии и Европы. Комментарии.

«Варвары» Средиземноморья, Азии и Европы. Комментарии.

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

Часть первая. ЛЕГЕНДЫ.
Глава 7. «Варвары» Средиземноморья, Азии и Европы.
7.7 Комментарии

Лелеги

Как и в случае с пеласгами, так и с лелегами есть много запутанного и как результат этого, историки затрудняются с уверенностью сказать, кто же такие были эти самые лелеги. Судя по имеющимся данным, лелеги были одним из древних народов, населявших Средиземноморье наряду с пеласгами. Учитывая, что большинство авторов идентифицирует лелегов с «варварами», то есть с такими народами как пеласги и карийцы, то, очевидно, лелеги отличались от греков. И сообщение о том, что лелеги произошли от камней разбрасываемых Девкалионом, ошибочно. Оно ошибочно не потому, что камни не могут превращаться в людей. Легенда о том, что после потопа во времена Девкалиона в Греции не осталось людей и Девкалион со своей женой бросали камни, которые превращались в людей, имеет свой аллегорический смысл. Эта легенда символически описывала заселение Греции новыми народами. Но версия Аристотеля наверняка ошибочна, поскольку лелеги принадлежали к до-греческим народам и поэтому изначально не могли быть ассоциированы с Девкалионом, который пришёл в Грецию приблизительно в середине 15 века до нашей эры.

В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции, и более конкретно, в следующих местностях: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4.Если лидийцы были народом, родственным лелегам, а, таким образом, возможно и пеласгам, то легенда пересказанная Геродотом о колонистах из Лидии в Италию — о предках этрусков, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам, населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Лелеги перечисляются Гомером, как народ, союзный троянцам.
Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

6. Лелеги были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами.

Если теперь сравнить данные географического расселения лелегов и пеласгов, то получится, что в древние времена большая часть территории

Греции была заселена пеласгами и лелегами, по крайней мере, весь Пелопоннес и вся южная и средняя части Греции.

Пеласги же больше владели северной островной частью Эгейского моря, а лелеги — южной. На территории Ионии, согласно данным античных историков, пеласги и лелеги проживали вместе, будучи вытесненными с материковой части Греции.

Мне кажется очень любопытным упоминания Египта в истории о Лелеге. Скептичное настроение историков по этому поводу можно понять. Однако, будет уместным вспомнить, что говоря о пеласгах, Геродот заметил, что имена многих греческих богов были привезены пеласгами в Грецию из Египта, хотя и тут не ясно, были ли имена богов заимствованы пеласгами у египтян, либо это были пеласгийские боги (имевшие функциональные аналоги в Египте), которых пеласги привезли с собой мигрируя из Египта в Грецию.

Могли ли быть какие нибудь реальные основания у древних историков предполагать существование какой-то связи между Египтом и до-греческими племенами? Пеласги и лелеги являлись народами, принадлежащими индоевропейской группе народов, следовательно, если и была какая-нибудь связь между ними и Египтом, то наверняка как результат их более ранней миграции в Египет, по крайней мере, не позднее середины 17 века до нашей эры.

Египет вообще страна с загадочным прошлым. Одна из его до сих пор не разгаданных загадок — это история нашествия Гиксов (Hyxos). Где-то в середине 18 века до нашей эры власть в Египте захватил неизвестный народ. Вот небольшой отрывок, повествующий об этом событии со слов египетского историка Манефа:

«Тутмос. В его правление, по причине, мне неизвестной, господь обрушил на нас удар, и неожиданно из восточного региона захватчики неизвестной расы двинулись на нас в полной уверенности своей победы над нами. Одной силой они с легкостью захватили нашу землю даже не выпустив ни одной стрелы; и, сбросив правителей нашей земли, они безжалостно жгли наши города, сравняли с землей храмы наших богов, и относились к населению с жестокой ненавистью, убив одних, и угнав в рабство жен и детей других. И, наконец, они назначили королём одного из их числа, чье имя было Салитис. Его резиденция была в Мемфисе, он обложил налогом верхний и нижний Египет, и всегда держал при себе гарнизон, располагая его в самой выгодной позиции. … Они в целом называлась Гиксы, то есть «Короли-пастухи». (The Hyksos. A new investigation. By John Van Seters, стр. 121)

Нужно сразу сказать, что не все историки относятся с доверием к этому источнику. И это недоверие не лишено оснований, учитывая склонность египетских писцов сочинять свои «Малые Земли» и «Возрождения», достойные своего времени. Но, тем не менее, полностью это свидетельство отвергать нельзя. Главный пункт разногласия между учёными по поводу гиксов состоит в определении того, кто же такие были эти гиксы. Одни учёные считают, что гиксы были близки семитским народам (на основании анализа имен их правителей), другие полагают, что гиксы были индоевропейцами, поскольку есть сведения, что они могли вторгнуться в Египет на колесницах, которые в те годы считались индоевропейским новшеством.

В общем, кем были гиксы сегодня доподлинно неизвестно. Мы только знаем, что они воспользовались политическими распрями между верхним и нижним Египтом, захватили Египет, навели в нем порядок, правили им, поклонялись египетским богам, и были изгнаны из Египта приблизительно в 1530 году до нашей эры. Была ли какая то связь между нашествием на Египет гиксов, их изгнанием и прибытием лелегов из Египта в Грецию — опять же, к сожалению, достоверно не известно.

Мисийцы и месийцы

Второй народ это месийцы-мисийцы-мизийцы, который так же как и дарданцы, упоминается в Илиаде и в летописях более позднего времени, и так же как и дарданцы, с небольшим отличием в произношении. Историки склоняются к тому, что существовала какая то связь между мисийцами и месийцами, однако никто с точностью не мог определить, какая именно. С одной стороны, Гомер писал о мисийцах, указывая на то, что они пришли на помощь троянцам из Европы. Но то, что Европейские месийцы не упоминались ни одним из историков вплоть до самого позднего времени, возможно, означает, что месийцы мигрировали на Балканы после Троянской войны в 12 веке до нашей эры.

Возможно мисийцы были известным народом уже во втором тысячелетии до нашей эры: народ масу упоминается как союзник хеттов в битве при Кадеш (14 век до нашей эры), а этноним мушки (Mushki), который иногда идентифицируют с малоазийским этнонимом месийцы, упоминается в связи с конфликтом с Ассирией — в этом конфликте мушки потерпели поражение от ассирийских войск в одиннадцатом веке до нашей эры.

Вероятнее всего, балканские месийцы являются мигрантами из малоазиатской Месии в период после разгрома троянского союза. Не вызывает сомнения то, что только часть месийцев мигрировала на Балканы, так как месийцы упоминаются в Малой Азии и в более позднее время параллельно с месийцами Балканского полуострова. Упоминал Геродот мосхов и на Кавказе, в районе грузинского города Мцхет; именно этих мосхов иногда связывают с Мешехом из Библии, а также и с Московским царством.

Ганнибал (247—183 до н. э.) — беребер, полководец Карфагена

Упоминаемых Геродотом африканских максиев некоторые историки идентифицируют с североафриканскими берберами, которые согласно преданиям называли себя амазиг, или мазиг. Согласно традиции арабских историков, жители северной Африки были теми палестинцами (филистимлянами — мигрантами из Малой Азии), которых изгнал из Палестины Давид, и которые под предводительством Голиафа отправились в Африку.

У Геродота максии упоминаются как выходцы из Трои, а мы знаем, что месийцы были союзниками троянцев. Возможно, что мазики (Mazices) или мусены (Myceni) упоминаемые Птолемеем (Птолемей, География, 4.2) и есть тот народ, который у Геродота назван максиями:

«… и ниже Гиргирских гор в направлении к гарамантам проживают макои, давчиты и калеты вплоть до озера Нуба; затем от территории дарад на восток проживают макуребы, а затем рядом с Собучаем проживают солёнцы; …».

Возможно максии/мазиги были месийскими беженцами из под Трои, и вероятно нет никакого совпадения в том, что мы встречаем этнонимы дарданцев и месийцев бок о бок в Малой Азии, в Африке и на Балканском полуострове. К этому нужно добавить, что в Махабхарате упоминался народ и страна Матсьи.

Далее… Бритты «варвары»

Бритты «варвары»
Древние скандинавы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*