Фёдор Авраамович Блинов родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостного крестьянина-старообрядца. По преданию, хозяин Блинова министр народного просвещения и президент Академии наук граф Сергей Семенович Уваров приметил природную смекалку юноши. Фёдор Блинов первый из семьи смог получить «вольную грамоту» — документ, подтверждающий освобождение от крепостной зависимости помещика. Вскоре Блинов стал помощником машиниста грузового парохода на Волге. Из-за своего крепостного прошлого он точно знал, что именно необходимо улучшить положение работника и облегчить его труд, чтобы чрезмерные физические нагрузки не отнимал все здоровье, а работа выполнялась легче и быстрее. Он понял, что для решения поставленных задач необходимо самообразование. Позже писал жене и детям:
«…Жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».
Второго октября 1879 года механик-самоучка Фёдор Блинов получил «привилегию» — патент на «вагонъ съ безконечными рельсами, для перевозки грузовъ по шоссейнымъ и просёлочнымъ дорогамъ».
Так Фёдор Блинов назвал свой первый в мире гусеничный трактор. Хотя некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Однако бесспорно то, что он первым воплотил эту идею в жизнь.
В газетах писали, что это изобретение в будущем будет иметь «громадное экономическое значение». В газете «Саратовский листок» в январе 1881 г. так описывали изобретение Ф.А. Блинова:
«Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава господину Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».
Фёдор Блинов доработал своё изобретение, снабдив свой «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» паровым двигателем.
Первый аналог современного гусеничного трактора оказался очень удобным в условиях бездорожья.
Первый гусеничный трактор был похож на железнодорожный вагон с паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Трактор развивал скорость чуть более 3-х километров в час.
Первые испытания «машины для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами» Блинов провёл 30 декабря 1880 года. За 32 года до выпуска американского «Катерпиллер-Холта», который долгое время считался первым в мире гусеничным трактором.
К сожалению, среди состоятельных людей, к которым обращался русский изобретатель, не нашлось желающих вложить средства в производство гусеничного трактора фабричным путём. В газете «Каспий» писали:
«Экспонент — крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путём. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. рублей, он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но “маршалы зова не слышат”».
Российские предприниматели так и не заинтересовались гусеничным трактором Блинова. Нижегородская газета «Волгарь» по этому поводу сокрушалась:
«Вся беда в том, что русские изобретатели – русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».
И действительно! Изобретением механика-самоучки заинтересовались немцы. Они изъявили желание купить образец гусеничного трактора Блинова. Однако изобретатель наотрез отказался, сказав:
«Я русский мужик, думал и делал для России».
Однажды в беседе со своим учеником Яковом Маминым (1874 — 1955), будущим изобретателем, воплотившим в жизнь идею использования тракторов на полях России, Блинов с грустью сказал:
«Не поняли меня купцы, не поняли, над чем я работаю, но если доживешь, Яша, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами«.
Справиться с работой на механическим заводе отцу помогал старший сын Александр Блинов. Там они ремонтировали паровые машины, пилорамы, котлы. Другой сын, Порфирий, рядом с механическим заводом отца в Балаково построил фабрику, где выпускал отцовские и свои запатентованные изобретения.
Блинов стал автором множества изобретений, среди которых и один из вариантов четырехтактного двигателя, работающего на сырой нефти.
Блиновы снабдили пожарных несколькими тысячами пожарных насосов, обеспечили серийный выпуск нефтяных двигателей. Одну из новых идей отца, гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, воплотить не удалось из-за семейного горя. У Фёдор Блинова от чахотки умер старший сын Александр и скончался внук в младенческом возрасте. Фёдор Авраамович очень тяжело переживал эти потери — его парализовало…
Память о семейном деле Блиновых бережно хранит музей истории города Балакова, где в том числе находится пожарный насос начала XX века, который был отлит на той самой фабрике в Балакове.
«Научная Россия»