Фёдор Авраамович Блинов родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостного крестьянина-старообрядца. По преданию, хозяин Блинова министр народного просвещения и президент Академии наук граф Сергей Семенович Уваров приметил природную смекалку юноши. Фёдор Блинов первый из семьи смог получить «вольную грамоту» — документ, подтверждающий освобождение от крепостной зависимости помещика.
Сначала Фёдор Блинов подался в бурлаки, затем кочегаром. Вскоре ему повезло и Блинов стал помощником машиниста грузового парохода на Волге. Из-за своего крепостного прошлого он точно знал, что именно необходимо улучшить положение работника и облегчить его труд, чтобы чрезмерные физические нагрузки не отнимал всё здоровье, а работа выполнялась легче и быстрее. Он понял, что для решения поставленных задач необходимо самообразование. Позже писал жене и детям:
«…Жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».
В 1865 году в Саратовской губернии случилась засуха, и начался голод. От череды неудач Блинов ушел с головой в разработку того самого вагона на гусеничном ходу. Именно тогда впервые пришла Блинову гениальная мысль использовать гусеницы в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, а в 1878 году он построил платформу на двух гусеницах. В 1879 году эта гусеничная повозка Блинова демонстрировалась в городе Вольске. Поглазеть на неё пришла целая толпа народа.
Второго октября 1879 года механик-самоучка Фёдор Блинов получил «привилегию» — патент на «вагонъ съ безконечными рельсами, для перевозки грузовъ по шоссейнымъ и просёлочнымъ дорогамъ».
Так Фёдор Блинов назвал свой первый в мире гусеничный трактор. Хотя некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Однако бесспорно то, что он первым воплотил эту идею в жизнь.
Вагон на гусеничном ходу имел четыре опорных колеса и четыре ведущих звёздочки — наиболее важных узлов машины. В движение агрегат приводился конной тягой. Грубо говоря, будущий трактор напоминал больше гусеничный прицеп.
В газетах писали, что это изобретение в будущем будет иметь «громадное экономическое значение». В газете «Саратовский листок» в январе 1881 г. так описывали изобретение Ф.А. Блинова:
«Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава господину Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».
Фёдор Абрамович часто наведывался в волостное село и в город Вольск к грамотным людям, у которых выпрашивал газеты, журналы и книги о сельскохозяйственных орудиях и снарядах. У него хранились тома «Записок императорского русского технического общества». Первой и любимой его книгой был труд «О земледельных орудиях» русского профессора, агронома-рационализатора Ивана Комова. Своими силами, своим умом Фёдор Блинов — будущий великий изобретатель — пробивался к знаниям.
Фёдор Блинов доработал своё изобретение, снабдив паровым двигателем свой «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
Первый аналог современного гусеничного трактора оказался очень удобным в условиях российского бездорожья.
Первый гусеничный трактор был похож на железнодорожный вагон с паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Трактор развивал скорость чуть более 3-х километров в час.
Первые испытания «машины для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами» Блинов провёл 30 декабря 1880 года. За 32 года до выпуска американского «Катерпиллер-Холта», который долгое время считался первым в мире гусеничным трактором. Первый в США серийный выпуск гусеничный тракторов «Катерпиллер-30» мощностью 25 – 30 лошадиных сил началось в 1932–1935 годах.
Всё лето 1889 года Блинов обкатывал по бездорожью на окраине Балакова новое гусеничное устройство, находясь постоянно в мучительном поиске его усовершенствования.
В 1894 году при строительстве новой модели гусеничного самохода Блинов за счёт переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Машинисту оставалось, сидя за котлом, выполнять роль кочегара и тормозить задние колёса. Из двух паровых машин Блинов собрал одну двухцилиндровую с общим валом. На концах полувалов бортовой передачи установили кулачковые муфты, которые приводились в зацепление с шестернями вилкой-рычагом из кабины капитана. Испытания прошли успешно. Блинов решился показать специалистам и широкой публике своё изобретение на Нижегородской ярмарке в 1896 году, где получил лишь похвальный отзыв.
К сожалению, среди состоятельных людей Российской империи, к которым обращался русский изобретатель, не нашлось желающих вложить средства в производство гусеничного трактора фабричным путём. В газете «Каспий» писали:
«Экспонент — крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путём. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тысяч рублей, он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но “маршалы зова не слышат”».
Российские предприниматели так и не заинтересовались гусеничным трактором Блинова. Нижегородская газета «Волгарь» по этому поводу сокрушалась:
«Вся беда в том, что русские изобретатели – русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».
И действительно! Изобретением механика-самоучки заинтересовались немцы. Они изъявили желание купить образец гусеничного трактора Блинова. Однако изобретатель наотрез отказался, сказав:
«Я русский мужик, думал и делал для России».
Однажды в беседе со своим учеником Яковом Маминым (1874 — 1955), будущим изобретателем, воплотившим в жизнь идею использования тракторов на полях России, Блинов с грустью сказал:
«Не поняли меня купцы, не поняли, над чем я работаю, но если доживешь, Яша, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами«.
Блинов стал автором множества изобретений.
За свою жизнь Блинов умудрился создать не только гусеничную повозку. Он придумал первый проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, применимый к любой гусеничной машине. Блинов изобрёл запальник для «нефтянки» (тогда так назывались дизельные ДВС, работающие на сырой нефти).
На рубеже XIX-XX веков Блинов изобрёл свой вариант четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти. На механическом заводе он наладил производство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания.
Справиться с работой на механическим заводе отцу помогал старший сын Александр Блинов. Там они наладили серийный выпуск нефтяных двигателей, ремонтировали паровые машины, пилорамы, котлы. Другой сын, Порфирий, рядом с механическим заводом отца в Балаково построил фабрику, где выпускал отцовские и свои запатентованные изобретения.
Одну из новых идей отца, гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, воплотить не удалось из-за семейного горя. У Фёдор Блинова от чахотки умер старший сын Александр и скончался внук в младенческом возрасте. Фёдор Авраамович очень тяжело переживал эти потери — его парализовало…
Память о семейном деле Блиновых бережно хранит музей истории города Балакова, где в том числе находится пожарный насос начала XX века, который был отлит на той самой фабрике в Балакове.
Именно на базе гусеничного движителя Блинова советские конструкторы создали знаменитую марку танка Т-34. Один только Челябинский тракторный завод во время Великой отечественной войны дал фронту 18 тысяч танков и самоходных установок на гусеничном ходу.
Сибирский край осваивали гусеничные вездеходы. На стройках, в городах и селах — всюду можно встретить промышленные и сельскохозяйственные гусеничные тракторы или экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны на гусеничном ходу. Далеко не каждый знает, что родоначальником их был бывший крепостной крестьянин Фёдор Блинов.
«Научная Россия»