Мне снится древняя Аркона,
Славянский храм,
Пылают дали небосклона,
Есть час громам.
Я вижу призрак Световита
Меж облаков,
Кругом него — святая свита
Родных богов.
Константин Бальмонт
Я приглашаю тебя, читатель, окунуться в XIII век — время страшное и жестокое, эпоха переломная и разрушительная, когда в муках степного нашествия погибала Киевская Русь, а землю Балтии заливали кровью завоеватели–крестоносцы.
Многие ожидали тогда близкий конец света, старый мир рушился, и никто не мог знать, каким же будет новый.
Для нас это время важно тем, что именно тогда произошёл тот коренной разрыв, плоды которого мы пожинаем сегодня, в веке XXI. Именно тогда прибалтийские земли, буквально пронизанные единым пониманием общей балто–славянской судьбы, были ввергнуты в культурно–ментальное поле Запада, и само напоминание об этих общих корнях воспринимается сегодня иными официальными лицами как кощунственное антигосударственное преступление. Тенденциозна история Латвии, но самым туманным её периодом, можно считать время, предшествующее XIII веку. Туман этот не случаен и имеет ярко выраженную политическую подоплёку.
Поражает мистическая схожесть двух эпох, нашего XXI века, и XIII века. История восьми вековой давности повторяется.
В силу ряда обстоятельств Прибалтика отторгалась от культурно–экономического влияния великой восточной державы — Древняя Русь — Советский Союз, которая переживала период распада. Внутренние и внешние враги терзают тело рухнувшего исполина. Самостоятельное плавание балтийских земель оборачивается новой зависимостью, от столь чтимого Запада. Разница в том, что нынешняя зависимость желанна и пленительно сладка, а сотни лет назад народы Прибалтики загонялись к счастью железным мечом тевтонского рыцаря, по воле папы римского. В любом случае, бросающиеся в глаза параллели помогают зримо представить то далёкое время и тех стародавних людей.
Утерянная славянская святыня…
Посреди безмолвных пустынь
Остров бриллиантом горит —
Остров алтарей и святынь,
Солнечному свету открыт.
Сильный и счастливый народ
Там слагает гимны Богам…
Звезды опустил небосвод
К Божьего народа ногам.
С.Хатунцев
Мы помним святыню Балтийского моря — остров Рюген. Там, в городе Аркона, находилось святилище бога Святовита (Свентовита). В более раннюю эпоху Святовит был божеством Вселенной, божеством Света, богом, дарующим людям благодать и изобилие. Со временем он стал также и божеством — покровителем воинства. Не только воинства земного, но и воинства небесного, воинства Света против сил Тьмы.
В арконском храме стоял кумир с четырьмя головами, обращёнными в разные стороны, и держал он в руке рог изобилия. Была традиция изображать богов многоликими, как бы смотрящими на разные стороны света и, следовательно, всевидящими. Четыре лика, обращённые в разные стороны, как всевидящее око. Всё вижу, всё знаю, ничего не пропущу… Всё мне ведомо на этой земле!
При храме Святовита в Арконе был совершенно белый конь, с длинным хвостом и гривой, которую никогда не стригли. Только верховный жрец храма мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Славяне верили, что на этом белом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища; конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеною и грязью, как будто он воротился из дальней дороги».
Бог Святовит имел свои боевые значки (Signa) — орлы. Современники обратили внимание на необычную традицию ругов (руян, ран). Главнейшее из знамён бога богов Святовита называлось Станица (Stanicia).
«Один из стягов, отличавшийся от прочих как своими размерами, так и цветом, они называли Станиция. Он пользовался у ругиян почти таким же уважением, какое они испытывали к могуществу всех прочих своих богов (вместе взятых). Когда они несли его перед собой, им казалось, что можно воевать и с людьми, и с богами… С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руянских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». (Саксон Грамматик, 2017: 217).
Очевидно, что здесь мы имеем дело со знаменем, как ипостасью Святовита, которую Гельмольд охарактеризовал как «светлейший в победах». Поскольку другим названием ран было «русы» (Серяков 2012), то показательно мнение о них мусульманского писателя Марвази:
«И они (русы) – люди сильнейшие, очень могучие… Их храбрость и мужество известны, ибо один из них равен некоторому числу (людей) из другого народа…» (Заходер 1967: 97-98).
С ним буквально перекликается Адам Бременский, охарактеризовавший ран как «могучее славянское племя».
Из известия Гельмольда следует, что все это была не пустая похвальба и ране действительно подчинили себе многие народы и обложили их данью. То, что эта дань предназначалась не лично им, а храму Святовита показывает, в ком они видели причину своих побед. Похожее представление мы видим и в русских былинах, отмечающих богом данную силу некоторых богатырей: «А Иванищу-Святогору была сила дана господом самим» (Криничная 1988: 149).
Однако мужество и отвага в бою это одно, а готовность идти в бой со станицей — священным знаменем в руках и воевать не только с людьми, но и с богами – это уже сверх-храбрость, граничащая с безрассудством.
Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет. По словам Гельмольда, жители Руяна (Рюгена) «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их вождь, единственный из всех славянских правителей носил титул короля. Народ, обитавший на Руяне (Рюгене), издревле звался ругами. Житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni — русины.
Празднества в честь бога Свитавита проходили в день осеннего равноденствия — 22 сентября, по окончании жатвы, в обряде служения Святовиту в Арконском храме, на капище жрецы приносили в жертву богу жертвенных молодых животных. Храм-святилище Аркона был украшен рогами различных жертвенных животных. Археологические раскопки показали, что здесь были жертвоприношения не только животных, но и людей.
Бог Святовит особо почитался у балтийских славян. Все народы Венедского моря посылали в Аркону свои приношения. Иноземные купцы, приходившие на остров Руян (Рюген), должны были делиться частью своих товаров во имя Святовита. Король датский Свен Отто как–то подарил ему золотую чашу высокой работы мастера.
На сокровища храма в Арконе содержались триста всадников. Когда они отправлялись в поход, то вся добыча, взятая ими в сражениях, посвящалась Святовиту — главному богу вендов. Святовиту посвящался и традиционный жертвенный петух…
При храме жил особый сокол, которого любовно содержали жрецы, сокол был главным, священным символом Святовита. У западных славян «рарог» — Сокол, приносящий во рту Сок сомы — напиток бессмертия царям (людям).
Многие стремились получить на Рюгене пророчества. Среди жрецов были те, кто, как в Дельфах во времена расцвета Дельфийского оракула, умели сказать верное слово о будущем, потому сюда, в священную Аркону, приходил Рюрик со своими сподвижниками за напутствиями и предсказаниями. Приходил для того, чтобы услышать пророчество, и был ему дан совет, который он исполнил. Совет о том, что его миссия ждёт на Востоке, где будут заложены основы великого государства…
Русский историк XIX века А.Ф.Гильфердинг писал о северо–западных славянах следующее:
«Как люди, натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее.
Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племён Славянских…».
После непрестанной четырёхсотлетней борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями венды были покорены. Аркона стала последним вольным славянским городом, почетающим языческих богов своих праотцов. И оставалась таковой до своего уничтожения в 1168 году.
Судя по свидетельству Саксона Грамматика на острове Руян было ещё три языческих славянских святилища. В другом городе острова Руяна — Коренице (Karentia (Garz), на южной оконечности Рюгена (Rьgen), по свидетельству Саксона, было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Ругевита (Ruge-viet — бог Рюгена), о семи лицах: семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой меч, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём. Ругевит (Rugevit; Rugeviet) был славянским богом войны.
По приказу датского короля Валдемара Кнудсона из храма в святилище Аркона выволокли дубовое изваяние Святовита и публично сожгли в присутствии епископа Свена Датского. Король Дании Валдемар Кнудсон или Валдемар II — это историческая фигура из датской истории, но стоит уточнить, что его имя связано с традициями именования в странах скандинавского региона, и никак не связано с русским князем Владимиром Мономахом, который жил гораздо ранее (XI-XII века) и известен своим вкладом в объединение русских земель. Король Валдемар Кнудсон (Валдемар II) родился в 1170 году и стал королем в 1202 году, правил в Дании в начале XIII века. Датский король Валдемар II известен своей ролью в расширении и укреплении территории Дании, а также своими успешными военными кампаниями. Его правление было отмечено как периодом успехов, так и трудностей, включая конфликты с соседними странами и внутренние проблемы.
Позднее и сам венедский (славянский) остров Руян, оказавшийся в руках немецких рыцарей, будет переименован в Рюген. Венедское поморье постепенно становилось немецким, вера славян-язычников стала католической, исконные славянские названия — немецкими. Немцы присвоят себе не только территорию острова Руян, но и многие символы славянского язычества. Так в их геральдику прочно войдёт одноглавый арконский орёл…
В 1402 году на острове Рюген умерла последняя женщина, говорившая по–славянски. Фамилия её была — Голицына. Голицыны — самый старший и самый многочисленный русский княжеский род Руси (России), происходящий от великого князя Литовского Гедимина (1275 —1341 г.г.), который именуется Едиманом, и является основателем династии Гедиминовичей — «Едимановы дети.
В 1920 году немецкий учёный К.Шуххард нашёл остатки арконского храма, блестяще подтвердив, что археология может и должна устанавливать связи между настоящим и полулегендарным прошлым.
В 1973 году немецкие археологи нашли на острове Рюген в городе Ральсвик клад — свыше 2 200 арабских монет. Он относится к наиболее ранним и крупным кладам арабского серебра на Балтике и свидетельствует о чрезвычайном богатстве жителей города. Младшая из монет датируется 842 годом. Очевидно, основная масса серебра поступила в результате торговли по Волжскому пути и через Старую Ладогу — первую столицу Руси. В городе Ральсвик обнаружены вещи из Восточной Европы: обломок пермского браслета, финские серебряные застёжки и др.
На Рюгене нашли ближайшие аналоги тем «громовым топоркам», которые археологи находят по русским курганам, именуя их «молотами Тора» и считая признаком скандинавского происхождения погребённого. Действительно, в Скандинавии встречалось нечто подобное, но эти топорки, по форме ближе не скандинавским, а рюгенским находкам.
Описание Рюгена у западных авторов полностью совпадает с описанием «острова русов» авторами восточными. Немецкие документы называют «королями» только двух славянских правителей: владыку Восточно-европейской державы Русь и правителя маленького островка Руян (Рюген) у побережья Балтики. Средневековые германские хроники постоянно именуют «королями» правителей Руси — киевских русов-ругов и правителей острова Рюген. Правители Польши и Чехии для немцев всего лишь «князья».
По материалам статьи историка Игоря Гусева.