Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Пелена выносная. Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, 1640-1642. Шелк

Заканчивается август, а значит — наступает один из самых красивых православных праздников, в котором печаль смешана с радостью — Успение Пресвятой Богородицы. Русская православная церковь отмечает праздник Успение Богородицы 28 августа (15 августа по «старому стилю»).

Католическая церковь и православные конфессии, живущие по григорианскому календарю, отмечают Успение 15 августа.  Православному празднику Успения предшествует двухнедельный и весьма строгий Успенский пост.

История праздника Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успение Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию об окончания земной жизни девы Марии, матери Иисуса Христа.

В православии этот праздник относится к двунадесятым, то есть двенадцати важнейшим христианским праздникам. Полное название праздника — Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Согласно святому Евангелию, после смерти и воскресения Иисуса Христа его мать — дева Мария — жила в Иерусалиме и каждый день ходила молиться на Голгофу и ко Гробу Господню. Когда Богоматери было более 70 лет, ей во время молитвы явился однажды архангел Гавриил, предрекший скорое окончание земной жизни Марии и её встречу с сыном.

Архангел Гавриил повелел Богоматери не печалиться, а радоваться тому, что ей вскоре предстоит войти в Царство Божие. Празднуя день Успения Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии грусть, связанная с кончиной Богоматери, смешана с радостью от того, что она вошла в Царство Божие и встретилась с сыном после почти двадцатилетней разлуки.

Вознесение Богородицы, легенды о Фоме и пояс Богородицы

Иисус поручил заботу о Пресвятой Богоматери своему верному ученику и последователю Иоанну Богослову, который был с Богородицей до момента кончины. По евангельской легенде, перед смертью Пресвятая дева Мария захотела увидеть всех учеников своего сына, но апостолы были далеко, поскольку проповедовали христианское учение в разных землях. На помощь пришли ангелы, которые перенесли в Иерусалим всех апостолов, кроме Фомы, оставив их у дверей дома девы Марии на горе Сион. Увидев апостолов, Богородица простилась с ними,  и с улыбкой сообщила, что всегда будет рядом с ними и со всеми христианами, что не перестанет молиться о их благополучии и счастливой жизни.

В момент предсмертного прощания случилось чудо: все помещение озарил яркий Божественный свет, Иисус и ангелы снизошли с Небес. Богородица покинула своё тело. Иисус Христос вознёс Пресвятую Богородицу на руках в Царствие Небесное. Именно поэтому праздник в народе называют «Вознесение Богородицы».

Святые апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманской пещере, в которой уже покоились её родители — праведники Иоаким и Анна, и её муж — Иосиф Обручник. После погребения Богоматери апостолы завалили вход в пещеру камнем и ушли.

Однако есть апокрифическая легенда, что на похороны девы Марии не успел прибыть апостол Фома, тот самый, которого прозвали «неверующим», то есть недоверчивым, за то, что он не сразу поверил в воскресение Христа.

Фома прибыл в Иерусалим только на третий день после погребения тела Богородицы. По просьбе Фомы апостолы открыли гробницу, чтобы тот смог проститься в Марией, но её тела в склепе не было, Пресвятая дева Мария воскресла для вечной жизни, как и её сын Иисус.

Апостол Фома был огорчён тем, что не успел проводить в последний путь Богородицу, и не попрощался с матерью своего учителя, и Дева Мария решила его утешить. Богоматерь бросила апостолу Фоме с неба свой пояс, ставший позже одной из известных христианских реликвий. В Православной церкви в честь Пояса Богородицы установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа

Пояс Пресвятой Девы Марии — единственная сохранившаяся реликвия её земной жизни, в наши дни разделён на три части. Согласно Преданию, пояс Пресвятой Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой Марией. После Успения при Вознесении Пресвятая Богородица отдала его  апостолу Фоме.

В первые века христианской эры Пояса Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке Пояс Девы Марии хранился в городе Зела в Копадокии, но при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён в Иерусалим.

Празднование Успения

Успение — праздник в христианстве очень популярный. Его празднуют с большой торжественностью не только в России, но и в Иерусалиме проходит особая служба погребения Богоматери в Гефсимании, где находится гробница девы Марии, почитаемая как святыня. Аналогичное богослужение, начинающееся всенощным бдением, совершается и во многих храмах Русской православной церкви. В день Успения Пресвятой Богородицы всем верующим христианам непременно нужно помолиться в церкви Богородице, попросить у неё защиты и покровительства и поблагодарить за помощь.

Народные традиции на Успение

В народе праздник Успения называется Обжинки или Дожинки, поскольку в это время заканчивалась жатва, и начиналось Молодое бабье лето, а «настоящее» Старое Бабье лето начинается 11 сентября. Народные приметы и поговорки:
— Если на молодое бабье лето ведро (хорошая погода) — жди ненастья на старое.
— На Успенье надо огурцы солить, на Сергия (8 октября) — капусту рубить.
— Первая Пречистая жито засевает — вторая помогает.С последним днём жатвы было связано много народных примет и ритуалов, сохранившихся в России с дохристианских времён.

Последний сноп называли «именинником» или «дожиной», а рядом с ним оставляли несколько несжатых колосьев, их обвязывали красной лентой. Это называлось «завивать бороду Яриле (Велесу)«, позднее — Святому Николе, Илье Пророку или самому Христу, чтобы на следующий год он помог вырастить хороший урожай. Очень важно было не касаться голой рукой «бороды» из несжатых колосьев, чтобы сила её не ушла в прикосновение, поэтому делали прихватку из юбки или спускали рукав.

Часто бороду из несжатых колосьев, нагибали так, чтобы колосья касались земли. Так потраченная за лето плодородная сила должна была вернуться обратно.

Рядом в землю закапывали хлеб и соль, на последнем снопе должна была посидеть хозяйка и произнести: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Возле «бороды» из несжатых колосьев, совершали гадания. Старшая жница садилась на землю лицом к бороде, остальные отдавали ей свои серпы, и она бросала каждый по очереди назад, через голову. От этого зависело, доживёт ли хозяйка и её семья до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть, а серп, упавший дальше всех, говорил о долгой жизни.

После этого жнецы все вместе катались по земле, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Дело в том, что все они были измотаны жатвой, и хотели вернуть силу, которая была теперь нужна, чтобы обмолотить собранные снопы, бить лён на волокно, а потом ещё прясть, ткать и шить всю зиму.

 Последний сноп становился предметом почитания, эти последние минуты жатвы прекращались и песни, и разговоры, работали молча. Особенно боялись девушки: скажешь хоть слово, собирая последний сноп — жених слепой будет.

Последний сноп наряжали в сарафан и гуляли с ним по деревне с песнями, воспевая добрый урожай, из его колосьев всем плели венки, и все жители села в складчину собирались на праздничную трапезу и гулянье. Для такого пира всем миром заранее варили пиво, забивали баранов и пекли пироги. В древности бояре в этот день щедро одаривали своих крестьян, и тоже готовили для них своё угощение. Традиционно в этот день ели «саламат» — густую кашу из овсяной муки с салом и маслом, «дежень» — толокно, замешенное на кислом молоке или воде, пироги с кашей, особую яичницу «пожинальницу«, блины, пиво, вино и мёд. Считалось, что весёлое «пирование Успенщины» и сытное угощение — залог густых посевов и хорошего урожая  будущего года.

После пира Последний сноп несли в дом и ставили в красный угол под образа, где хранили его до Покрова. А потом по горсточке скармливали зерно скоту, подавая в рукавицах — «чтоб скот зимою не зазяб«. Последний сноп могли хранить до следующей посевной, и тогда этим зерном начинали сеять.

На Успенье в церковь приносили колосья разных видов для освящения, а вечером дома готовили особую яичницу — пожинальницу.

К этому дню уже поспевали все овощи, и начиналась их заготовка на зиму.

В Тамбовской и Рязанской губерниях в день Успенья девушкам 14-16 лет надевали первую понёву (юбку). В Малороссии к девушкам постарше начинали засылать сватов: «Пришла Пречистая — принесла сватов нечистая».

На юге — у болгар, у сербов — обжинки не совпадали с Успением, и все эти обряды, связанные с последним снопом, переносились на конец сентября, то есть на целый месяц позже. Впрочем, в конце сентября у них уже шёл вовсю обмолот зерна, поэтому обряды конца жатвы не отмечался так бурно.

В Словении с Успения переставали купаться.

 

 

Прислуга русской царицы в XVI-XVII веках
Платок как явление русской культуры

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*