Воскресенье , 26 Январь 2025
Домой / Русский след в мире / «Удивительный молодец…»

«Удивительный молодец…»

Так отзывался об архитекторе Николае Петровиче Краснове российский император Николай II в письме к семье, делясь радостью от пребывания в новом Белом дворце в Ливадии. Архитектор Николай Краснов действительно постарался и за два года в сложных условиях, в непогоду и неожиданно вспыхнувшую в Ялте эпидемию холеры, построил великолепный белый дворец, ставший царской резиденцией в Крыму и символом Ливадии.

Архитектор Николай Краснов, удивлявший царей своим безукоризненным вкусом и работоспособностью, родился в крестьянской семье 23 ноября (5 декабря) 1864 в селе Хонятино Московской губернии Коломенского уезда.
В 12 лет Николай проявил недюжинные способности в рисовании и с согласия родителей отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1876 по октябрь 1885 года он обучался на архитектурном отделении Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Во время учёбы на конкурсе молодых архитекторов он представил в 1883 году свой первый самостоятельный проект — «Несгораемый театр на 1500 мест» и получил Малую серебряную медаль. Для полунищего студента победа в конкурсе была ценна тем, что освобожда­ла его от уплаты за обучение, которое продлилось в училище ещё четыре года.

Поняв, какие возможности открывает участие в конкурсах, Краснов испытывал судьбу и свой талант вновь и вновь. Следующее удачное выступление состоялось два года спустя — он был награжден Большой серебряной медалью за проект «Гимназия», которая позволяла получить звание «классного художника 3-й степени» и право самостоятельно работать над проектированием и строительством зданий.  Краснов Николай Петрович окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектора.

И всё же в отличие от Монигетти, общественное признание давалось Николаю Краснову сложнее. Курьёзный случай произошёл за три года до того, как царская семья пригласила архитектора для строительства своей летней резиденции. На жеребьевке проектных тем Краснову выпал «великокняжеский загородный дворец». Крестьянский сын не смог почувствовать специфику задания, и конкурсная комиссия проект не приняла по причине «мелких неясностей».

Окончив училище в 24 года, Николай Краснов переехал в Ялту и через некоторое время стал городским архитектором с правом государственной службы, и на его плечи легла серьезная задача архитектурного благоустройства развивающегося курорта.

Краснов был талантливым и неистовым художником — кроме государственных проектов он успевал заниматься и частными заказами.

С 1887 по 1899 годы Краснов был главным архитектором Ялты. В этой должности он разработал новый генеральный план развития города, соорудил городскую канализацию, проложил новые улицы, переименовал старые.

Архитектор Краснов разработал постройку ряда дворцов и парковых ансамблей, а также императорского белого дворца в Ливадии, и частных домов.

В 1911 году Краснов был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника.

Во время работы над Белым дворцом в Ливадии архитектор проявил себя в том стилистическом и художественном жанре, который ему был более близок. Несмотря на то, что здание Ливадийского дворца выдержано в стиле итальянского ренессанса, в него включены мотивы византийской, арабской и готической архитектуры. Подобная эклектика (соединение стилей) была оригинальной данью моде начала XX века.

Для каждой комнаты Ливадийского дворца Николай Краснов самостоятельно спроектировал некоторые элементы интерьера. Для Парадного кабинета он специально создал кресло с пюпитром, чтобы было удобно читать.

В отделке кабинета применен стиль жакоб — разновидность позднего классицизма. Красное дерево, которое использовалось для отделки дверей, дивана и зеркала, оттенено бронзой и прекрасно сочетается с золотом шелковой ткани, которой затянут верх стен. Потолок украшен рельефным орнаментом, который завершается выполненной русскими мастерами люстрой из хрусталя и позолоченной бронзы.

Краснов очень бережно подошёл к наследию Большого дворца, на месте которого воздвигал Белый Ливадийский дворец. Например, разбирая старые стены, он многое использовал для строительства новых стен. В дело пошли и старинные итальянские мраморные вазы с парапета карниза, архитектор разместили вазы на подпорной стене против южного фасада нового царского дворца. Этот шаг продлил уникальным вазам жизнь на 90 лет, но, увы, вазы были похищены в 2001 году.

Ещё один предмет интерьера Краснов перевёз из старого дворца — беломраморный камин. Верхняя плита беломраморного камина с изящным растительным орнаментом опирается на четырехгранную колонну, увенчанную скульптурным изображением головы.

В 1945 году в белом каминном зале Ливадийского дворца проходила Ялтинская конференция, на которой обсуждалось послевоенное устройство мира главами трёх ведущих держав – Сталин от СССР, Рузвельт от США и Черчилль от Великобритании.

Необычайно красив итальянский дворик Ливадийского дворца с белыми мраморными скамьями и колоннами.

В постройках царской усадьбы в Ливадии архитектор  использовал черты восточного стиля, псевдоготики, приближая архитектурный стиль многих сооружений  к  романтическим формам, свойственным архитектуре дворянских усадеб Южного берега Крыма середины XIX века.

В начале XX века при строительстве Белого дворца царское имение Ливадия было значительно модернизировано: проведено центральное отопление, построена автономная электростанция, проведена телефонная связь, проложены новые дороги. Все эти современные удобства, устроенные в Ливадийском дворце обошлись в два миллиона рублей и по затратам было эквивалентно строительству Белого дворца.

«Открытие Ливадийского дворца Императором Николаем Вторым и его семьёй в 1911 году» (холст, масло). Картина художника Сергея Бочарова, профессора живописи, члена Союза художников и Союза кинематографистов России.
Это полотно является самой большой в мире картиной о Ливадийском дворце размером 2 на 3 метра, а создавал его живописец более десяти лет.

Императорская семья перед императорским гаражом в Ливадии, 1913 г . Слева на снимке — «мотор» французской фирмы «Делоне-Бельвилль», самый величественный и роскошный автомобиль начала XX века. Справа — «Роллс-Ройс» «Серебряный Призрак», один из двух личных «роллсов» царя в Ливадии.

Император России Николай II был владельцем одного из самых больших автомобильных парков Европы — к 1912 году в императорском гараже числилось уже более 50 автомобилей. Основная их часть находилась в личном гараже императора в Царском Селе. В Ливадии к весне 1911 года был готов гараж на 25 машин для нужд царского двора во время летнего пребывания в Крыму.

Белый дворец в Ливадии, вид сверху

За работу, проведенную архитектором Николаем Красновым в в Ливадийском дворце, он получил 1913 году звание академика архитектуры при Санкт-Петербургской академии художеств и целый ряд крупных заказов от придворных вельмож.

После Октябрьской революции 1917 года архитектор Николай Краснов эмигрировал во время гражданской войны в России вместе с семьёй сначала на остров Мальта, а затем по приглашению правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия) переехал в Белград.

С 1922 года Краснов много проектировал и строил в Белграде, выполнил несколько крупных заказов государства и Королевского двора, занимался реставрацией зданий светской и церковной архитектуры, возводил памятники воинам, павшим в Первой мировой войне.

Русский и югославский архитектор XIX — XX века Николай Петрович Краснов скончался 8 декабря 1939 года. Похоронен в русском секторе Нового кладбища в Белграде.

Искусствоведы считают большой заслугой Краснова перед Отечеством организацию нового жизненного пространства ялтинцев, эмоциональную насыщенность архитектурного наследия, функциональность и тонкость архитектурных решений.

В 2015 году банк России выпустил серебряную памятную монету, достоинством 25 рублей, в честь 150-летия со дня рождения великого русского архитектора Николая Петровича Краснова.

В период Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года парадный кабинет императора России служил спальней для американского  президента Франклина Делано Рузвельта. Ему очень понравилось жить в Ливадии, и в одной из бесед с Иосифом Сталиным Франклин Рузвельт выразил шутливое пожелание приобрести царское имение Ливадия, но получил вежливый отказ.

Основы монархии Льва Тихомирова
Военный орден Святого Георгия в России

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*