М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». Глава 4. «Готский вопрос» в науке и идеологиях XII—XXI веков.
Учёные в поисках готской антропонимики
Не менее проблематична и ситуация с крымско-готскими именами. Большинство предположений о готском происхождении тех или иных крымских имён является скорее догадками и теориями, нежели истиной в конечной инстанции. По мнению Д. Вебера, первые германские имена были занесены на территорию Боспора ещё в I веке н. э. бастарнами. Это были такие личные имена надписей Боспора из Ольвии как Будей (Βουδεις), Гадей (Γαδεις), Гадикий (Γαδικιος), Гастей (Γαστεις), Гастес (Γαστης), Хардей (Χαρδεις) и др. Согласно В.П. Яйленко, боспорское германское имя Фодераг следует датировать II — первой половиной III века н. э., а имя Нановаламир — III веком н. э. Кстати, имя Фодераг вполне могло быть производным от гот. fadar — «отец».2
В V веке в письменных источниках упоминаются прибывшие в Северное Причерноморье епископ Унила и диакон Модуарий (послание св. Иоанна Златоуста, V век). Этимология этих имён достаточно уверенно связана с готским Hūnila / hūns — «медвежонок, молодой зверь» и Mōðu-harijz — «гнев, мужество + войско»*.
В VI веке на Боспор для борьбы с гуннами были присланы Годила и стратиг Бадуарий. И у этих имен есть достаточно надежная готская этимология. Годила явно происходит от Gut- / Got- или goðaz — «годный, хороший) + уменьшительный суффикс -il, а Бадуарий от baðu — «битва» + war- «охранять» или harijz — «воин, войско»3.
Если мы верим чтению Д.А. Хвольсона, то готское имя Хари(Харья)-Фродила(Фроила) в V веке носил еврейский коген из Партенита. Имя Хари(Харья)-Фродила(Фроила) он мог позаимствовать у готских обитателей Крыма той эпохи.
В раннесредневековых слоях Херсона был найден склеп, на закладной плите находилась греческая надпись «κ(υρι)ην, τι κυετυν ποησει τάν δοὶλο[ν] τάν τ(οὶ) θε(οὶ) Γὰτον» — «Господи, упокой здесь раба Божия Гота». По мнению Н.А. Ганиной, здесь мы также имеем дело с именем, образованным от этнонима Gut- / Got- «гот»4. У других народов также были имена собственные, производные от самоназвания этих народов (сравни армянское Армен, немецкое Герман, еврейское Йехуда). В качестве аналогии можно вспомнить о похороненном в Сирии легионере по имени Гутта, сын Эрманария (208 год н. э.), чье имя также указывало на его вероятное готское происхождение5. Несколько человек по имени или прозвищу «Гот» (лат. Gotus) отмечены и в генуэзских документах 1381—1382 годов6.
Чрезвычайно интересно имя Χυιτανη (Хуйтани), высеченное на плите 1361/1362 года из Мангупа. Имя этого военного, именуемого в надписи «почтенным сотником (тысяцким?)» выводится лингвистами от готского hwïtan- и является субстантивированным прилагательным в роли прозвища «Белый»7. Нам, впрочем, представляется весьма вероятным, что Хуйтани может быть искажением имени Гутани (Gutani), зафиксированного на одной из готских рунических надписей. Данное имя, которое можно перевести как «Готский», также является производным от Gut- / Got-8.
В надписи 1380/1381 или 1397/1398 годов из княжества Феодоро упоминается сотник Чичикий, чтение имени не бесспорно9. Ф.К. Брун предполагал, что имя Джод-жик-Чичикий (Τζιτζικίος) было искажением готского имени Tykeikus (Τυχικός — Тихикос)10. Если доверять этой этимологии, то можно сделать вывод о том, что готы, такие, как сотники Хвитан / Гутани (?) или Чичикий / Тихик, вполне могли быть высокопоставленными военными чинами в Крыму и в XIV веке.
Некоторые исследователи полагали, что итальянские источники упоминают о продаже рабов из Готии или с готскими именами. Разберём показания этих источников. В сентябре 1277 года Джованни да Вальдо приобрёл на рынке в Генуе смуглую рабыню из Зихии по имени Гота11. Если имя рабыни Gota указывает на её возможное готское происхождение, то её смуглый фенотип и страна, где она была захвачена в рабство, говорят скорее в пользу того, что это была представительница одного из кавказских народов (черкешенка?).
В ноябре 1465 года валах Михаэл Балс приобрёл за 700 аспров двух рабов, а точнее, рабыню и раба, прибывших, по мнению А.А Васильева, «из Готии» (англ. from Gothia; лат. unius sclavi et sclave Goticorum)12.
9 августа 1457 года итальянский купец Джакомо Карбони приобрёл крымскую невольницу по имени Lucie (Люция / Лючия), о которой было сказано, что она de progenie Geticorum — «гетского происхождения». Современные исследователи указывали, что здесь речь идёт о пленнице крымско-готского происхождения13. На наш взгляд, «гетами» в XV веке источники называли преимущественно черкесов (адыгов), а не готов. К тому же, имени Lucie нет в готском Именнике. Таким образом, все эти источники могут указывать как на готское, так и на кавказское происхождение этих рабов.
После этого у нас нет никаких сообщений о предполагаемых готских именах вплоть до второй половины XVIII — начала XIX века. В это время в ревизских сказках урумов, переселившихся на Азов, упоминаются имена, которые могут быть истолкованы как готские. Среди жителей приазовского села Константинополь, заселенного переселенцами из поселения Фуна (Лучистое), т. е. из исторической части княжества Феодоро, часто встречалась фамилия или прозвище Халан-гот14. Предлагаемая румейскими авторами интерпретация этой фамилии достаточно неожиданна: по их мнению, это имя означало «разоритель» или «победитель готов» (халана-гот). Урумский перевод этой фамилии звучит более подходяще: «неушедший» или «оставшийся гот»15. По мнению И.С. Пиоро, это прозвище является отражением исторического союза или этнического слияния между аланами и готами (т.е. «алан-гот»)16. Его гипотеза, впрочем, тоже требует тщательного дополнительного рассмотрения.
Интересно также презрительное прозвище гётфрид (götfrid), которым татары соседних сёл дразнили жителей деревни Коккоз. В.А. Бушаков выводил это слово от тюркских корней гёт / кёт и ферит / фарид или из греческого; тем не менее, исследователь сам предлагал сравнить это прозвище с немецким именем Готфрид17.
На этом завершается последняя глава нашей книги. Проанализировав восприятие крымских готов в науке и идеологиях XIX—XXI веков, мы можем перейти к её заключительной части.
Примечания.
*. Или Moda-harjaz «дух войска [имеющий]» (Топорова Т.В. Культура в зеркале языка. М. 1996. С. 71).
1. Антропонимика — раздел науки ономастики, изучающий имена людей. В общем о готских именах см. Топорова Т.В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные. М. 1996.
2. Яйленко В.П. Малоазийские «гастарбайтеры» на Боспоре V—III вв. до н. э. // Древности Боспора. Т. 13. М. 2009. С. 511—512, 522, 526.
3. Ганина. С. 247—249.
4. Ганина. С. 248.
5. Щукин. Готский путь… С. 92.
6. Пономарев А.Л. Население и территория Каффы по данным масарии — бухгалтерской книги казначейства за 1381—1382 гг. // Причерноморье в средние века. 1999. Вып. 4. С. 357.
7. Ганина. С. 248—249; Трубачев О.Н. Germanica et Pseudogermanica в древней ономастике Северного Причерноморья // Этимология 1986 / 1987. М., 1989. С. 50—55.
8. Макаев. Язык… С. 105—126.
9. Малицкий. Заметки… С. 1; Мыц. С. 26—27; Степаненко. К интерпретации… С. 485—490.
10. Брун. Черноморские готы… С. 209. Нам, однако, кажется возможным, что это готское имя, в свою очередь, было искажением новозаветного греческого имени «Тихик» (см. напр. Деян. 20:1—4). Для имени «Чичикий» можно попробовать найти также и кавказские или тюркские этимологии.
11. Vasiliev. P. 173.
12. Там же. P. 235.
13. Tardy L. A tatárországi rabszolgakereskedelem és a magyarok a XIII—XV. században. Budapest, 1980. P. 92, 195, ft. 284; Verlinden Ch. L’esclavage dans l’Europe Médiévale. Brugge, 1955. Vol. 1. P. 788.
14. См. базу данных общества азовских греков в сети Интернет ().
15. Там же.
16. Шоро І.С. Готи в гірському Криму // Vita Antiqua. 1999. № 1. С. 94.
17. Бушаков. Лексичний склад… С. 106.
Далее… Заключение. Крымская Готия — страна Дори и княжество Феодоро (Мангуп)