Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Троянская воина и гибель героев.

Троянская воина и гибель героев.

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Троянская воина и гибель героев.

Если в сочинениях Платона мы имеем философско-литературную модификацию V века до н. э. древней мифологической идеи о наказании, посланном богами некогда любимому народу, то по греческим эпическим поэмам IX — VII вв. до н. э. — «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и так называемым киклическим поэмам — можно восстановить круг сюжетов конца II тысячелетия до н. э., на исходе живого мифологического творчества.

Эпос, который обычно связывают с событиями Троянской войны (XIII — XII вв. до н. э.), в основе своей тоже имеет идею божественной кары. Это то самое вспоминаемое в «Илиаде» «решение Зевса» (I 5), которое привело к истреблению героев и гибели всего героического века.

Зевс устал от жалоб матери-Земли, не могущей терпеть тех страданий, которые приносит ей человеческий род своим нечестием. И вот созрело решение — уничтожить злосчастное человечество, причём не просто обрушить на него громы и молнии или, как это уже было, потоп, но заставить людей уничтожать друг друга. Такой коварный совет был подан богом издевательской насмешки, злословия, критики Момом (др.греч. Μῶμος «насмешка, хула»), и Олимпийцы начали осуществлять свой замысел.

Боги решили снова послать на землю красоту, как некогда Пандору, но такую, чтобы она соблазнила весь героический мир, готовый ради неё сражаться и умереть. Так на склоне мифологического развития снова появляется давняя идея губительной силы женской красоты, влекущей к себе носительницы зла.


Ради исполнения этой цели Зевс вступает в брак с богиней мести Немесидой (греч. Νέμεσις — «возмездие»), крылатой богиней возмездия, карающей за нарушение общественных и нравственных порядков. Плодом этого брака стала прекрасная Елена, которую смертные люди считают дочерью Зевса и Леды, супруги царя Тиндара. По привычной мифологической традиции божественные родители всегда должны иметь свой земной аналог, поэтому распространенная обычно версия называет родителями Елены Тиндара и Леду. Перед нами редкий пример тройного понимания родительской пары. Тиндар и Леда — первая ступень — земные родители, Зевс и Леда — вторая ступень — божество вступает в брак со смертной женщиной, третья ступень только для посвященных в высшую тайну: истинные родители — боги, Зевс и Немесида.

Таким образом, богами создана идеальная, совершенная красота, но со зловещими целями. Поэтому Елена повсюду вызывает восхищение, любовную страсть, желание обладать ею, то есть все то, что сопряжено с борьбой, соперничеством, смертью.
Чтобы возбудить всеобщую войну, боги способствуют приходу в мир великого героя Ахилла, сына богини Фетиды и царя Пелея.

Далее появляется третье лицо — царевич Парис, сын троянского царя Приама. Этот юноша-пастух присудил яблоко богине Афродите как самой прекрасной и тем самым вызвал ненависть обойденных им Афины и Геры. Вот почему Афина и Гера стали яростными врагами троянцев и союзницами ахейцев.
Итак, в этом мифологическом сюжете три персонажа готовы выполнить каждый свою функцию. Влюбленный Парис похищает Елену, супругу спартанского царя Менелая, и Елена, по основной версии, тоже увлечена Парисом и десять лет находится с ним в Трое, будучи его женой, хотя часто и тяготится им.

Но так как ещё до замужества Елены все сватающиеся к ней герои дали друг другу клятву не чинить препятствий её избраннику и, наоборот, прийти в случае беды ему на помощь, то теперь, после похищения Елены, все они собираются в поход на Трою, увлекая множество героев со всех концов Эллады.

Теперь открываются все предпосылки для бесчисленных подвигов под стенами Трои в течение десятилетия, для соперничества, состязания в уме, силе, ловкости, хитрости и т. д.
Все это подготавливает почву для подвигов и прославления Ахилла, которому никто из героев не хочет уступить в доблести. Ссора Ахилла и царя Агамемнона (брата Менелая), главы ахейских войск, начавшаяся с пустяка, из-за красивой пленницы, переходит границы личного спора. Небывалый гнев Ахилла вовлекает в действие мать Ахилла, Фетиду, а также Зевса, Геру, Афину, Аполлона и вообще всех богов, разделивших свои симпатии между ахейцами и троянцами.

Борьба героев перерастает в войну народов, подстрекаемых богами Олимпа, живо вмешивающимися в земные события. Все кончается убийством Ахилла (за пределами «Илиады»), смертельно раненного стрелой Париса, направленной самим Аполлоном, главным защитником троянцев.

Но смерть Ахилла влечёт за собой озлобление ахейцев, хитрость Одиссея с деревянным конем, обманный захват Трои, пожар, уничтожение великого города, избиение троянцев, лишившихся ещё раньше своего славного героя, царевича Гектора (он убит Ахиллом в пределах «Илиады»). Кто остался в живых, увезен в качестве богатой добычи победителями, корабли отходят, переполненные золотом, среди воплей и плача пленниц.

Царь Менелай и Елена Прекрасная

Менелай готов убить Елену, виновницу всех зол, но она так прекрасна, что обезоруживает его. Меч падает из рук Менелая, и любящие супруги отправляются на родину, где их ждёт мирное житие, а после смерти — вечность на Островах блаженных, как и положено дочери богов и её супругу, даже если он и происходит из страшного рода Атридов.

Ахиллес (на микенском: aki-rev — «как лев») несёт мёртвого Аякса Теламонида

Боги неумолимы к героям, прославленным под Троей. Одни из них пали под её стенами, другие среди пожарищ, третьи, впав в безумие, кончают с собой (Аякс Теламонид (др.-греч. Αἴᾱς Μέγας), иные гибнут от гнева Посейдона, едва успев отплыть в море (Аякс Оилид).

Есть и такие герои, которые вернутся домой в славе, но найдут смерть дома от руки жены и родичей, как царь Агамемнон. Некоторые, вроде Одиссея, будут скитаться десять лет, пока в полном одиночестве, потеряв всех друзей, не явятся в родной дом, где ещё надо завоевать собственную жену и сразиться с многочисленными соперниками, чтобы в конце концов пасть от руки своего сына, незнакомого отцу и приплывшего из-за моря.

Эней на берегах Лацио (Латиниум) с сыном Асканием

А есть и такие, как Диомед, — они достигнут побережья Италии и обоснуются вдали от родины, дав начало совсем другому роду. Эней, оставшийся в живых, сын троянца Анхиза и Афродиты, покинет город с сыном Асканием, отцом и священными изображениями домашних богов, чтобы обрести в далекой земле латинян новую родину, новую семью, так как его жена исчезла, и ему предназначен новый брак, новый язык и забыть все, что было дорого прежде, положив основание будущему величию Рима.

Разрушена не только Троя. В страшной войне, где не было ни победителей, ни побежденных, закончался героический век.

Откуда-то с севера на Пелопоннес шли племена, вожди которых называли себя потомками Геракла.
В первой четверти I тысячелетия до н. э. бедная, разоренная страна погрузилась во мрак «тёмного времени». Но и там уже зрели новые силы, жили воспоминания о былом величии ахейского мира.

Странствующие поэты пели о походах в заморские земли, о богатой добыче, о прекрасных девах, о божественных предках. В муках столетий рождались песни, те самые «славы героям», о которых мечтали воины, отваживаясь на гибельный бой.
И уже семь городов спорят о родине поэта Гомере. Создан великий греческий эпос, где древние мифы стали бессмертной поэзией, а поэзия — и доныне неразгаданным мифом о вдохновленном богами Гомере.

Крепость Троя

Приложение.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома[16] V 3. Мемнон, сын Тифона и Эос, с большим войском эфиопов прибыл под Трою, чтобы принять участие в сражении против эллинов. Он убил многих из эллинов, в том числе и Антилоха, но погиб и сам от руки Ахиллеса. Преследуя троянцев, Ахиллес был поражен в лодыжку стрелой Александра и Аполлона у Скейских ворот.

Приам просит Ахилеса вернуться Гектора. Ахил ест мясо с ножа-500-450 г.г. до н.э.

4. Из-за тела Ахиллеса началось сражение: Эант убил Главка и дал отнести вооружение Ахиллеса к кораблям, сам же поднял тело и вынес его из сечи, в то время как Одиссей отбивал натиск врагов.

5. Смерть Ахиллеса повергла все войско в уныние. Похоронили его на Белом острове вместе с Патроклом, смешав их кости. Говорят, что Ахиллес после смерти, находясь на Островах Блаженных, женился на Медее. В его честь устроили состязания, в которых Эвмел одержал победу на колеснице, Диомед — в беге, Эант — в метании диска, Тевкр — в стрельбе из лука.

6. Было решено всё вооружение Ахиллеса отдать в награду самому доблестному, и из-за него вступили в спор Эант (Аякс) и Одиссей. В качестве судей выступили троянцы, а по иным сообщениям — союзники, и предпочтение было отдано Одиссею. Обиженный Эант (Аякс) задумал ночью напасть на своё войско, но Афина, вселив в него безумие, направила его, уже поднявшего меч, на стадо скота. В своём безумии он стал убивать животных и пастухов, принимая их за ахейцев.

 

7. Позднее к нему вернулся рассудок, и Эант (Аякс) покончил самоубийством, бросившись на свой меч. Агамемнон запретил предавать его тело огню, и Эант (Аякс) единственным из всех, кто погиб под Троей, был похоронен в гробу. Могила его находится в Ройтее.

8. Когда уже прошло десять лет Троянской войны и эллины пали духом, Калхант вещал, что Троя не может быть взята без помощи лука и стрел Геракла. Услышав это, Одиссей в сопровождении Диомеда отправился к Филоктету на Лемнос, овладел при помощи хитрости луком и стрелами Геракла и убедил Филоктета отплыть под Трою. Филоктет отправился туда и, после того как его исцелил Подалирий, выстрелом из лука убил Александра.

9. После смерти Александра Гелен и Деифоб заспорили из-за права жениться на Елене. Так как предпочтение было отдано Деифобу, Гелен оставил Трою и поселился на горе Иде. Но когда Калхант сообщил, что Гелен знает оракулы, охраняющие город Трою, Одиссей подстерег его из засады, захватил в плен и привёл в лагерь.

10. Здесь Гелена заставили рассказать, как можно взять Илион, и он сообщил следующее: во-первых, если осаждающим будут доставлены кости Пелопса, во-вторых, если в сражениях будет участвовать Неоптолем, в-третьих, если будет выкраден из города упавший с неба Палладий — щит Афины-Паллады, при нахождении которого в городе взять Трою невозможно.

11. Услышав это, эллины привезли кости Пелопса, а Одиссея и Феникса отправили на остров Скирос к Аикомеду; там они убедили Ликомеда отпустить Неоптолема (др.-греч. Νεoπτόλεμος — «новый воин»; другое имя — Пирр, Πύρρος, «рыжий»,“белокурый), сына легендарного героя Ахилла и Деидамии, дочери Ликомеда. Царь древнего Эпира Неоптолем прибыл к войску, взял у Одиссея добровольно им отданное оружие отца и убил множество троянцев.

12. Позднее на помощь троянцам прибыл Эврипил, сын Телефа, приведя с собой большое войско мисийцев. После того как Эврипил совершил ряд подвигов, Неоптолем его убил.

13. Одиссей же вместе с Диомедом ночью отправился в Трою и оставил здесь Диомеда, сам же обезобразил себя и надел нищенский наряд: не узнанный никем, он вошёл в город под видом нищего. После того как Елена его узнала, он с её помощью выкрал Палладий, убил многих из числа охранявших его троянцев и вместе с Диомедом доставил Палладий к кораблям.

Финикийский корабль украшен головой коня, олицетворяющем бога Солнца. Возможно, троянцы внесли в Трою именно такого КОНЯ.

14. Позднее Одиссей придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят (а как сообщает автор «Малой Илиады», три тысячи) лучших воинов войти в коня; остальные же воины должны были с наступлением ночи сжечь свои палатки, уплыть на кораблях в море к Тенедосу и стать там на якорь в засаде. С наступлением следующей ночи они должны были вернуться обратно.

15. Те повиновались и посадили внутрь коня лучших из воинов во главе с Одиссеем, а на коне начертали следующую надпись: «Благополучно возвратившись домой, эллины посвятили это благодарственное приношение богине Афине». Сами же они зажгли свои палатки и отплыли ночью к Тенедосу, где стали на якорь в засаде. На месте прежней стоянки они оставили Синона, который должен был подать им знак зажженным факелом.

16. Когда наступил день, троянцы увидели лагерь эллинов опустевшим; сочтя, что враги убежали, они, обрадованные, втащили коня и, поставив его у дворца Приама, стали совещаться о том, что надлежит с ним сделать.

17. После того как Кассандра сказала, что внутри него сидят вооруженные воины и к ней присоединился прорицатель Лаокоонт, некоторые предложили его сжечь, другие же советовали сбросить его в пропасть. Но большинство троянцев решило посвятить его богам и, принеся жертву, они стали пировать.

18. Аполлон подал троянцам знамение: с близлежащих островов две змеи переплыли море и поглотили жреца бога Аполлона в городе Трое Лаокоонта (др.-греч. Λᾱοκόων)  и его сыновей.

19. Когда же наступила ночь и все погрузилось в сон, эллины от Тенедоса подплыли ближе и Синон зажёг для них факел на могиле Ахиллеса. Елена же, подойдя к коню, стала звать витязей, подражая голосу жены каждого из них, и, когда Антикл захотел ответить, Одиссей зажал ему рот.

20. Затем, убедившись, что враги заснули, сидевшие внутри коня воины открыли отверстие и в полном вооружении стали выходить. Первым выпрыгнул Эхион, сын Портея, и сразу же погиб; остальные же, обвязавшись веревкой, взобрались на стены и, открыв ворота, впустили приплывших от Тенедоса эллинов.

 

21. Войдя в город с оружием в руках, они стали заходить в дома и убивать спящих. Неоптолем убил Приама, прибегнувшего к защите алтаря Зевса Отрадного. Главка, сына Антенора, укрывшегося в своем доме, опознали и спасли Одиссей и Менелай, зайдя туда с оружием в руках. Эней бежал, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие.

22. Менелай, убив Деифоба, повёл Елену к кораблям. Этру, мать Тесея, увели сыновья Тесея Демофонт и Акамант; как говорят, они тоже позднее прибыли под Трою.

Кассандра искала защиту, охватив деревянную статую Афины, но подверглась насилию локрийца Эанта. По этой причине, говорят, эта статуя имеет глаза, обращенные к небу.

23. Перебив троянцев, эллины зажгли город и поделили между собой добычу. После этого они принесли жертвы всем богам и сбросили Астианакса с башни, а Поликсену закололи на могиле Ахиллеса.

В качестве почетной награды Агамемнон взял себе Кассандру, Неоптолем получил Андромаху, а Одиссей — Гекабу. Но некоторые рассказывают, что Гекабу взял Гелен и переправился с ней в Херсонес. Там он похоронил её после того, как она превратилась в собаку: поэтому это место теперь зовется Киноссема. Самую красивую из дочерей Приама, Лаодику поглотила земля у всех на глазах. Когда эллины, опустошив Трою, уже собирались отплыть, их задержал Калхант, сказавший, что Афина разгневана на них вследствие святотатства Эанта. Они едва не убили Эанта, но он прибегнул к защите алтаря, и его пощадили.

VI. 1. После всего этого было созвано собрание, на котором вступили в спор Агамемнон и Менелай. Менелай требовал немедленного отплытия, тогда как Агамемнон настаивал на том, чтобы остаться и принести жертву богине Афине. Диомед, Нестор и Менелай вместе выплыли в открытое море. Плавание Нестора и Диомеда было счастливым. Менелай же попал в бурю и, потеряв почти весь свой флот, только с пятью судами прибыл в Египет. <…>

5. Агамемнон, принеся жертву богине Афине , отплыл и причалил к Тенедосу; Фетида убедила Неоптолема подождать ещё два дня и принести жертву, и тот остался. Другие, выплыв в открытое море, попали в бурю у Теноса, ибо Афина упросила Зевса наслать бурю на эллинов. Многие корабли эллинов пошли ко дну.

6. Афина метнула перун в корабль Эанта. Судно разрушилось, сам же Эант спасся, уцепившись за скалу. При этом Эант сказал, что спасение пришло к нему против воли Афины. Тогда Посейдон ударил трезубцем в скалу и расколол её, Эант же упал в море и погиб. Тело его, выброшенное волнами, предала погребению Фетида на Миконе.

7. Когда флот остальных эллинов приблизился ночью к Эвбее, Навплий зажег факел на горе Каферее. Эллины решили, что это сделали некоторые из числа тех, кто спасся после бури, и стали подплывать. Но у Каферейских скал корабли разбились, и многие погибли. <…>

 

 

Откуда пришли греки и армяне?
Проклятия, наложенные богами на отдельные народы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*