Среда , 12 Ноябрь 2025
Домой / Русский след в мире / Трагическая судьба «Девочки с персиками» с картины Серова

Трагическая судьба «Девочки с персиками» с картины Серова

Картину Валентина Серова «Девочка с персиками» знают даже далёкие от искусства люди. Те же, кто хоть немного интересуется живописью, знают и то, что позировала художнику 11-летняя Вера (20 октября 1875 — 27 декабря 1907), дочь известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова (2 (14) октября 1841 — 6 апреля 1918) и его супруги Елизаветы Григорьевны.

Молодой художник Валентин Серов и непоседливая юная модель.

Великий русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911), прославленный портретист, график и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века.

Валентин Серов написал «Девочку с персиками», когда ему было всего 22 года. Весной 1887 года художник возвращался домой из Италии и остановился отдохнуть в Абрамцево — имении семейства Мамонтовых. Художник давно дружил с семьёй мецената Мамонтова, дружил с дочками Саввы, особенно с Верой. Однажды Вера, разгорячённая играми на улице, вбежала в столовую, чтобы схватить со стола персик. Вдохновлённый юной свежестью 11-летней озорницы, Серов схватился за кисть, чтобы запечатлеть это мгновение, ему хотелось передать именно ту свежесть и порывистое движение, которое чувствуется в модели, но живость движения исчезала при переносе на холст.  Верочке пришлось много часов позировать, как писал в воспоминаниях сам художник.

Вера была непоседливым ребёнком, ей трудно было усидеть на одном месте, но Серов всегда умел найти нужные слова, чтобы уговорить девочку позировать: «Я тебя такой красавицей напишу, вот увидишь, ещё лучше будешь, чем в жизни!». Почти два месяца юная натурщица каждый день позировала художнику Серову.

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».

«Девочка с персиками» стала самой известной за всю творческую деятельность Серова. Сегодня эту картину можно увидеть, посетив Государственной Третьяковской галерее.

«Девочка с персиками»

Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье — жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.

Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.

Она кричит: «Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!»
Художник говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, — вседенно.

Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке —
его усердной кисти мастерская.

А девочке смешно, что ревновал
угрюмый мальчик и молчал сурово.
Москву давно волнует Ренуар,
Абрамцево же влюблено в Серова.

Он — Валентин, но рекло он отверг
и слыл Антоном в своеволье детства.
Уж фейерверк, спех девочки — наверх:
снять розовое, в белое одеться.

И синий бант отринуть до утра,
она б его и вовсе потеряла,
он — надоел, но девочка — добра,
и надеванье банта повторяла.

Художника и девочки — кумир:
Лев золотой, Венеции возглавье.
Учитель Репин баловство корил,
пост соблюдая во трудах, во славе.

А я люблю, что ей суждён привет
модистки ловкой на мосту Кузнецком.
… Ей данный вкратце иссякает век.
Она осталась в полдне бесконечном.

Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор скрывает озорство,
не сведущее в скуке и бессмертье.

Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.

Поэтесса Белла Ахмадулина.

«Снегурочка» — картина Михаила Врубеля, написана в 1890 году

«Настоящая русская красота»

Серов, кстати, был не первым и не единственным, кто писал портрет Верочки. Ведь имение Абрамцево привлекало творческих личностей: у семьи Мамоновых часто гостили Тургенев, Коровин, Суриков, Репин, и образ Верочки остался на многих картинах. Например, если присмотреться к полотну Врубеля «Снегурочка», можно обнаружить в  много общего с чертами лица Веры.

Васнецов. Снегурочка, 1899 г.

Писал Веру Мамонтову и Васнецов, считая, что её внешность передаёт красоту и обаяние настоящей русской девушки.

Виктор Васнецов «Алёнушка»

И всё же «Девочка с персиками» художника Валентина Серова — самый известный портрет Верочки — дочки мецената Мамонтова. Эта картина сделала молодого Серова знаменитым, о художнике заговорили, он стал модным портретистом в России.

Виктор Васнецов. Девушка с кленовой веткой (портрет Веры Мамонтовой), 1896 год.

«Девушка с кленовой веткой»

А что же его модель? Вера повзрослела. Через несколько лет после Серова, в 1896 году её портрет написал Васнецов «Девушка с кленовой веткой». Верочке портрет понравился, и она очень просила художника подарить или продать ей эту картину. Васнецов пообещал подарить портрет при условии, что она выберет себе в мужья русского, ведь портрет получился настоящим гимном русской женской красоте, негромкой, неяркой, но такой душевной. Как обещала, Вера вышла замуж за русского предводителя московского дворянства Александра Дмитриевича Самарина, очень уважаемого и солидного человека.

Васнецов сдержал слово и подарил молодой семье Самариных портрет Веры, так картина «Девушка с кленовой веткой» заняла почётное место, над письменным столом Самарина. Правда, пожениться влюблённым удалось не сразу, так как отец Александра Самарина почему-то был против этой свадьбы, считая дочь предпринимателя, купца 1-гильдии Саввы Мамонтова, недостойной партией для своего сына, потомка дворянского семейства. Так что Александр Дмитриевич Самарин, не желая огорчать отца, женился на Верочке только после смерти отца.


Стремительный уход.

В январе 1903 года они обвенчались и зажили в любви и согласии. Вера буквально светилась от счастья, и неудивительно, её муж был известен как очень благородный, добрый и образованный человек. У супругов сначала родился первенец Юра, потом дочь Лиза, а затем младший сын — Сергей. Казалось, впереди у семейства одно только счастье. Однако через полгода после рождения Серёжи Вера Саввична (1876 -1908 г.г.) внезапно заболела воспалением лёгких. И не успели родные опомниться, как их Верочки не стало, она буквально сгорела за три дня.

Горе семьи было огромным. Никто не ожидал, что молодая цветущая 32-летняя Верочка так рано покинет этот мир. На Рождество Вера и Александр собирались с малышами приехать  в Абрамцево к Вериным родителям, провести весёлые семейные праздники в кругу самых близких и родных…

В окружении Саввы Мамонтова шептались, что неспроста Верочка умерла так рано, не надо было Врубелю писать с неё иллюстрацию к лермонтовскому «Демону» под названием «Тамара в гробу»

Смерть жены стала огромным потрясением для Александра Самарина. Молодую женщину похоронили в том самом Абрамцеве, которое она так любила, где прошли её детские годы, и где она девочкой позировала для знаменитого портрета с персиками. Заботы о троих маленьких детях  взяла на себя сестра Верочки Александра, она стала для них ласковой матерью. Александр Дмитриевич так больше и не женился — ни одна женщина не могла для него сравниться с обожаемой Верочкой. В память о ней Александр Самарин выстроил церковь неподалёку от Абрамцева. Правда, в 30-х годах, как и остальные церкви в нашей стране, этот храм был разграблен, в нём устроили склад химических удобрений…

5 июля 1915 г. Александр Самарин был назначен обер-прокурором Святейшего синода. По данным протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского, кандидатура Александра Самарина была предложена великим князем Николаем Николаевичем и начальником военно-походной канцелярии императора князем В. Н. Орловым. По воспоминаниям Самарина, накануне своего назначения во время беседы с императором Николаем II, он резко высказался о Григории Распутине, как о человеке недостойном:

Государь, вот уже несколько лет, как Россия находится под гнётом сознания, что вблизи Вас, вблизи Вашего семейства находится человек недостойный. Жизнь его хорошо известна в России, а между тем этот человек влияет на церковные и государственные дела. Государь, это не пересуды, это твёрдое убеждение людей верующих, людей, Вам преданных.

Елизавета Самарина, дочь Веры и Александра

Смерть в ГУЛАГе и «Погружение во тьму»

После Октябрьской революции 1917 года предводителя дворянства Александра Самарина (1868–1932) несколько раз арестовывали, но спустя некоторое время освобождали. Наконец, после очередного ареста его отправили в один из лагерей ГУЛАГа. В 1932 году 63-летнего Самарина не стало.

Дочь Лиза, всё это время ссылки была рядом с отцом, разделяя все тяготы его непростой жизни. Олег Волков, многолетний узник ГУЛАГа, писал о ней в своей книге «Погружение во тьму»:

«Эта удивительная русская девушка едва не с пятнадцати лет взялась за полные тягот и опасностей обязанности связной. С монашками из разогнанных монастырей и верующими женщинами стала ездить по России с одеждой и деньгами, тайно жертвуемыми заточённым и сосланным духовным лицам. И — по стопам воспетых русских женщин — последовала за отцом в якутскую ссылку.

Вот только не было у неё заботливо снаряжавшей в путь состоятельной семьи, ни преданной горничной, ни терявшихся перед петербургской аристократкой смотрителей и комендантов… А были — езда в нетопленых вагонах, мешочники и озлобленный люд. Были заградительные отряды с хлебнувшими сладкой безнаказанности плохо говорящими по-русски стрелками…»

Хранительница музея и памяти

 Елизавета Самарина вышла замуж за художника Николая Сергеевича Чернышова. За первые пять лет брака родила троих детей. А в декабре 1941 года её мужа арестовали — за то, что писал иконы и дружил со священниками, а портреты советских «вождей» писать отказывался. Приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан, но, не доезжая до места ссылки, художник Чернышов скончался. Елизавету долго не пускали в Москву из эвакуации, потом, когда она с детьми всё же вернулась, не давали работу, ведь она была «женой врага народа». Только спустя время ей удалось устроиться в Поленовский музей бухгалтером, а потом хранителем.

Дочка «Девочки с персиками» буквально возродила музей из праха. После Великой Отечественной там всё было разрушено, экспонаты свалены в кучу, многие картины отсырели и испортились… Елизавета Самарина-Чернышова долго, упорно и кропотливо восстанавливала экспозицию, наводила порядок, реставрировала и ремонтировала. Она прожила 80 лет и умерла в 1985 году, оставив после себя книгу мемуаров, в которой подробно описана жизнь нескольких поколений семьи Самариных. 

Последний день царской семьи
Русский этнограф и путешественник Миклухо-Маклай

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*