
Проводы легендарного парохода «Челюскин»
Более 90 лет назад произошло одно из самых триумфальных событий за всю историю СССР. Оно вызвало искреннее недоумение у знаменитого писателя Бернарда Шоу:
«Что вы за страна?! СССР — потрясающая страна! Даже полярную трагедию вы превратили в национальное торжество!»
Именно так английский классик отреагировал на произошедшее в Арктике, где после гибели парохода «Челюскин» удалось сделать почти невозможное — спасти оказавшихся на льдине членов его экипажа и пассажиров.
Исторические события 90-летней давности во многом перекликаются с сегодняшним днём. Тогда, как и сейчас, стоял вопрос об освоении Севера и о доказательстве прав нашей страны на обширные территории в Северном Ледовитом океане.

Арктика
Стране нужен Север
Отечественный приоритет в Арктике Советский Союз стал отстаивать ещё на заре своего существования: в 1923 году советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Далеко не все соседи были согласны с этим, имели свои притязания и другие страны, например Норвегия.
Мало объявить о приоритете — надо ещё убедительно доказать, что государство в состоянии решить задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана.
Для этого необходимо было наладить навигацию по так называемому Северному морскому пути — кратчайшему маршруту из Европы на Дальний Восток, пролегающему через моря Северного Ледовитого океана.
Главной трудностью являлись многолетние арктические льды, мешающие навигации. Тем не менее частично Северный морской путь был пройден советскими ледоколами уже к началу 1930-х годов. На участке от Енисея до Белого моря, а также от Колымы до Владивостока шли промышленные перевозки. Следующим этапом должно было стать прохождение всего Северного морского пути за одну навигацию.

Северный морской путь — 14 тысяч км
Одним из главных энтузиастов, занимавшихся в этот период исследованиями Севера, являлся Отто Юльевич Шмидт, учёный с мировым именем.
В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина сумела пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, тем самым впервые осуществив сквозное плавание по Северному морскому пути. Правда, во время плавания из-за встречи с тяжёлыми льдами пароход лишился гребного винта, пройдя последнюю часть пути под парусом и на буксире, однако значимость достижения от этого не уменьшалась.
Успех воодушевил советских руководителей, которые по итогам плавания приняли решение создать Главное управление Северного морского пути. В задачу управления входила окончательная подготовка и обустройство Северного морского пути для его промышленной эксплуатации. Начальником Главсевморпути стал Отто Шмидт.

Отто Юльевич Шмидт
Большая авантюра
1930-е годы были временем энтузиастов и авантюристов, и Отто Юльевич Шмидт, безусловно, принадлежал к этой когорте. Стремясь достичь результата как можно скорее, он не считался с трудностями и опасностями. Иногда риск, допускаемый им, становился чрезмерным.
В 1933 году Шмидт решил доказать, что по Северному морскому пути могут проходить не только ледокольные суда, специально подготовленные, но и обычные тяжёлые сухогрузы. Предполагалось в практических условиях отработать взаимодействие грузового судна и ледоколов.
В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный в Дании по заказу СССР транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики.
Семён Иванович Челюскин — русский мореплаватель, исследователь и первопроходец, родился он в 1700 году в городе Белёв Тульской области. С 14 лет учился в школе «Математических и навигацких наук«. Затем пошёл в моряки и служил навигатором и штурманом.
Главное дело его жизни — это участие в Великой Северной экспедиции, национальном проекте Российской империи по освоению Северного морского пути. Большое число экспедиционных групп было отправлено на исследование северного побережья Евразии и Дальнего Востока.
Семён Челюскин служил под руководством таких известных исследователей, как Василий Прончищев и Харитон Лаптев.
В 1741 -1742 годах Семён Челюскин уже сам возглавлял группу первопроходцев и исследовал западное побережье Таймыра и устья рек Енисея и Хатанги. Здесь Челюскин и открыл тот самый мыс, который в итоге оказался самым северным, и который позже был назван в его честь. Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Санкт-Петербург и после этого служил уже на Балтийском флоте. Умер Семён Челюскин в ноябре 1764 года.

01.08.1933 Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта. РИА Новости/РИА Новости
Пароход «Челюскин» был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход — 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград «Челюскин« вышел 3 июня 1933 года.
Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин, изучив новый пароход, построенный в 1933 году на судоверфи Burmeister og Wain (Копенгаген, Дания) по заказу Наркомвода СССР, для Совторгфлота, обратил внимание на ряд существенных конструктивных недостатков, а также на то, что «Челюскин» не приспособлен к плаванию среди льдов.
Однако осторожные замечания Воронина не могли соперничать с энтузиазмом Отто Шмидта, который настолько не сомневался в успехе предстоящей экспедиции, что разрешил геодезисту Васильеву отправиться в плавание с беременной женой. В составе экспедиции, по мнению историков, вообще оказалось немало «лишних» людей, без которых столь серьёзное плавание вполне могло бы обойтись.
Роковая ошибка
Судно вышло из Ленинграда в Мурманск 16 июля 1933 года и по пути вынуждено было зайти в Копенгаген для проведения мелкого ремонта. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 г. Пароход Челюскин» оказался сильно перегруженным, поскольку на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для посёлка на острове Врангеля, а также гидросамолёт для проведения разведки с воздуха.

Ледокол Красин во льдах
Уже 15 августа 1933 года, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза.
Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами, поэтому «Челюскин» не смог подойти к острову Врангеля, как было запланировано. С середины октября до начала ноября 1933 г. судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде.
И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку. Он отверг помощь ледокола «Литке», видимо, полагая что «Челюскин» в течение нескольких часов сможет самостоятельно пробить лёд и окажется на свободной воде. Ледокол «Литке» отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября 1933 года «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей.
Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Отто Шмидт обратился за помощью к ледоколу «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах.
Гибель «Челюскина»
Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна. Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации.
Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно.
Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб.
Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.
В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции Шмидта под руководством Валериана Куйбышева. В сложившихся условиях спасти людей можно было только при помощи авиации. В экстренном порядке на Чукотку перебрасывались самолёты и самые опытные лётчики.
Как таковой арктической авиации в стране, да и в мире, в то время не было, и пилотам приходилось осваивать новую профессию методом проб и ошибок.
Воздушный мост
Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать пароход. Лишь 5 марта 1934 г. экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.
Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю.
Казалось, спасение всех челюскинцев — вопрос нескольких дней, однако у самолёта Ляпидевского вышел из строя двигатель. Возобновить спасательную операцию удалось лишь через месяц, 7 апреля.

25.05.1934 Летчики, принимавшие участие в спасении экспедиции на пароходе «Челюскин». Слева — Герой Советского Союза Николай Каманин. Микоша/РИА Новости
В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин (будущий начальник первого отряда космонавтов), Михаил Водопьянов (именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1»), Василий Молоков, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Ещё один пилот, Сигизмунд Леваневский, потерпел аварию на пути к месту спасательной экспедиции и сам стал объектом спасения. Несмотря на это, он вошёл в число награждённых лётчиков по итогам спасательной операции.
Спасённых с льдины людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны.
Самостоятельно из лагеря добрались пилоты гидросамолёта, перелетевшие в Ванкарем 2 апреля.
Большинство же челюскинцев были спасены в период с 7 по 13 апреля 1934 года, при всё более ухудшающихся условиях. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это, лётчики продолжали полёты.
Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.
Чествование спасителей и спасённых
История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории.
С Чукотки из бухты Провидения, 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку (28 мая), далее, во Владивосток (7—9 июня), а оттуда, на специальном литерном поезде (специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности) в Хабаровск (10 июня) и до Москвы.
19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.
Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза».
Малоизвестный факт, но, помимо лётчиков, были награждены и два американских бортмеханика, обслуживавших американские самолёты, закупленные для спасательной операции. Клайд Армстед и Уильям Левери удостоились орденов Ленина. Все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды.
Челюскинцев и их спасителей страна чествовала как героев. Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имён для новорождённых, таких как Оюшминальд (Отто Юльевич Шмидт на льдине).

01.08.1934 Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина». Виктор Темин/РИА Новости
На официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного морского пути. Зарубежные специалисты, однако, не были столь оптимистичны, полагая, что катастрофа «Челюскина» как раз доказала всю сложность этой задачи.
Впрочем, и в СССР сделали надлежащие выводы. На Северный морской путь с того момента отправлялись суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина», стал расти ледокольный флот СССР, была отработана проводка ледоколами грузовых судов тяжёлых льдах. Освоение Северного морского пути продолжалось.
Страна Советов на какое-то время оказалась буквально околдована героическими событиями в Арктике. Власти поощряли такую идеологически правильную кампанию. Повсеместно проводились митинги, вечера, посвященные челюскинской эпопее. Её участники, особенно летчиков приглашали выступить перед публикой, их избирали в почётные президиумы собраний…