Город Тарас ( др.греч. Τάρας, Taras), ныне Таранто (ит.Taranto) был основан в 706 г. до н. э. дорийскими (Doric, с острова Крит) греками-иммигрантами из Спарты.
Имя Тарас «беспокойный, тревожный, возбужденный», из греч. tarassō волновать, возбуждать, та́рас «устой, бык моста», новгор. (Даль),
др.-русск. тарасъ, тара́са «передвижное осадное приспособление»,
польск. tаrаs «терраса», tarasować «нагромождать».
О происхождении города Тарас.
Основали город Тарас парфении («сыновья девственниц»), сыновья незамужних спартанок и периэки (свободные мужчины, но не граждане Спарты); внебрачные союзы были разрешены спартанцами в исключительных случаях для увеличения предполагаемого числа солдат (только граждане Спарты могли стать солдатами) во время кровавых Мессенских войн, но позже разрешение было аннулировано задним числом, и парфении были обязаны покинуть Грецию навсегда.
Фаланф (Phalanthus), вождь парфенов, отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом. Загадочный ответ оракула указал в Тарентском заливе гавань Таранто (Taranto), как новое место поселения для изгнанников. Парфении прибыли на юг Италии в Апулию и основали город, назвав его Тарас (Taras) в честь сына греческого морского бога Посейдона и местной нимфы Сатирион (Satyrion).
Согласно другим источникам, город основал общегреческий герой Геракл.
Другая древнегреческая легенда указывает на Тараса как на основателя города; легенда рассказывает о том, как Тарас (Taras) потерпел кораблекрушения, его отец Посейдон послал ему дельфина и Тарас спасся оседлав дельфина, так он пересёк Тарентский залив от мыса Тенар (Taenarum) на юг Италии (Апулея).
Высадившись на берег, Тарас основал город Тарас ( Тарас (др.-греч. Τάρᾱς, тарантинский язык: Tarde, латин. Tarentum, Taras, ныне итал. Taranto), который был назван в его честь. По словам Павсания, Тараса (Taras) почитали как героя, который назвал и город, и реку Тарас (Taras).
Тарантинский язык ( тарант. Tarandíne) — диалект неаполитанского языка, на котором говорят в Апулии — юго-восточном регионе Италии, носители языка проживают в апулийском городе Таранто, они выходцы из Мессапы (греч. Μεσσάπιοι) — древний италийский народ, населявший юго-восточную оконечность Италии (Апулия). Большая часть исследователей считают Мессапский язык (япигский) близким к иллирийскому языку, а мессапов потомками иллирийцев, переселившихся с Балкан через Адриатическое море.
Однако существует восходящая к Геродоту традиция считать мессапов потомками жителей острова Крит. Согласно Геродоту, бывшие жители Крита (критяне) назывались «мессапские япиги» (лат. Iapyges, Iapygii, греч. Ιάπυγες). Известно около 300 надписей VI—I вв. до н. э., выполненных в основном мессапским алфавитом, который развился на основе греческого письма соседнего города Таранто, где использовался дорийский вариант, индоевропейские велярные (заднеязычные к, г, х) имеют кентумную основу.
В VII веке до н. э. основан город Тарас, переселенцами из Спарты, в 6 веке до н.э. в Таранто была установлена тирания, с начала 5 века до н. э. — рабовладельческая демократия.
В 1-й половине 4 века до н. э., в период правления философа-пифагорейца Архита, город Таранто стал крупным торгово-ремесленным центром, достиг расцвета, стал богатым, многолюдным и могущественным суверенным городом-государством (полисом) Великой Греции, на берегу обширного Тарентского залива.
Как и многие греческие города-государства на юге Италии, Тарас выпускал собственные монеты в V и IV веках до нашей эры. Номинал был номос, литая серебряная монета, вес, размер и чистота которой контролировались государством.
Высокохудожественные монеты представляли символ города — Тараса, спасенного дельфином, а на оборотной стороне было изображён мифический зверь — гиппокамп, смесь крылатого коня и рыбы, запряжённый в колесницу Посейдона.
Город Тарас (Таранто, ит. Taranto) контролировал обширную и богатую сельскохозяйственную округу, имел самую большую и удобную торговую гавань в Южной Италии и был крупнейшим центром ремесла и торговли.
В IV веке до н. э. город Тарас стал центром производства декорированной греческой керамики. Большая часть южноитальянских греческих сосудов, известны, как базилики (греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») царские изделия, были изготовлены в разных мастерских города Тарас.
С 272 до н. э. (после поражения в войне 282—272 с Римом) город Тарас — Таранто находился на положении союзника зависимого от Рима .
Пытаясь освободиться от власти Рима, жители города Тарас воевали во Второй Пунической войне на стороне карфагенского полководца Ганнибала, сына Гамилькара Барки, старшего брат Гасдрубала. Вторая Пуническая война (218–201 годы до н. э.) — военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. Ганнибал — непримиримый враг Рима и продолжатель антиримской политики отца, с юных лет участвовал в его военных походах. Победу в войне против Карфагена одержал Рим, и город Тарас в 209 году вновь был покорён римлянами. Около 125 до н. э. на территории Тарента была основана римская колония Нептуния.
Легенда о Тараске в городе Тараскон.
Город Тараскон в Провансе, самой южной части Франции, в регионе Лангедок — Руссильон, департамент коммуны — Од, был обращён в христианство вскоре после смерти Иисуса, не одним из апостолов, а семьей из Вифании, упомянутой в Евангелиях — матери Иакова и Иоанна, Марии Саломеи, Марии Магдалины, Марты и их брат Лазаря. Все они переехали в Тараскон, спасаясь от преследований.
Жена короля Людовика VII Младшего , организатора Второго крестового похода (1147-1149), Элеонора Аквитанская (ок. 1124 — 1204) привнесла в Париж южное изящество Прованса, моду на утонченную поэзию и рыцарское служение Прекрасной Даме. Поэты Аквитании воспевали красоту королевы Элеоноры, трубадуры называли её aigle en or — «золотая орлица» за густые медно-рыжие волосы.
Легенда о драконе Тараске (фр. Tarrasque), который был укрощён Святой Мартой (Марфой), стала распространяться в Провансе в XII веке и была связана с появлением здесь в 1187 году священных реликвий, связанных со Святой Мартой и освящением церкви святой Марты во французском городе Тарасконе в 1197 году при короле Филиппе II Августе (1180–1223).
Эпос о Святой Марте изгнавшей чудовищного Тараска (Tarasque), пожирающего людей, несомненно, «наложена на старые верования кельтского язычества». Тараск — дракон-людоед из средневековой французской легенды скорее анахронизм.
Одно из описаний жития Святой Марты приводится в середине XIII века в сочинении (легендариуме) Иакова Ворагинского «Золотая Легенда». Чудовище обитало на лесистых берегах Роны между Арлем и Авиньоном, вокруг нынешнего города Тараскон (тогда он назывался Нерлюк (Nerluc «черное место»).
В одном эпизоде самого раннего жития Святой Марты, написанном на латыни между 1187 и 1212 годами, рассказано, как вскоре после прибытия в Тараскон, святая Марта услышала, что «огромный дракон, наполовину сухопутное животное, наполовину рыба», который жил в лесу у реки Роны, нападал на людей, проходивших мимо реки или пересекавших реку нападает. Дракон пожирал скот, а также путников и девственниц, уничтожил землю и урожай фермеров.
Шестнадцать самых храбрых мужчин двинулись к берегам реки Роны, чтобы сразиться с Тараском, но безуспешно — половина из них сгорела в огне дракона. Попытки уничтожить дракона всегда терпели неудачу, так как он прятался под водой. Описание монстра яркое и подробное, не похоже на обычного дракона:
Тараск был толще быка, длиннее лошади, с львиной мордой и головой, острыми, как мечи, зубами, конской гривой, острой как топор спиной, щетинистой и острой чешуёй, с медвежьими когтями, шести футов змеиным хвостом и панцирем по бокам, как у черепахи.
Говорят, Тараск (лат. Tarasconus) пришёл из Галатии, это помесь библейского Левиафана, упомянутого в Книге Иова и легендарного Онаха (Onachus, onacho, или Бонахус — Bonachus) из Галатии, который мог изрыгать пламя и сжигать людей. Местные жители попросили Святую Марту о помощи.
Святая Марта нашла дракона в лесу, пожирающим человека, которого он задушил. Она вылила на него немного святой воды, которую принесла, и показала ему деревянный крест, и побежденный дракон стоял тихо, как ягнёнок. Святая обвязала его своим поясом, и народ тут же заколол его копьями и камнями.
В своих основных чертах легенда содержит стереотипные черты сражения с драконом. Изображение чудовища, проглатывающего человеческую жертву, стало распространенным мотивом в средневековом искусстве. Чудовище сначала проглатывало человеческую голову, при этом ноги жертвы всё ещё виднелись из пасти зверя.
В религиозных сюжетах и легендах дракон символизирует Сатану или демонов в целом; это следует из Откровения 12, где говорится о битве между Архангелом Михаилом и «древним змием, называемым Дьяволом», и Марка 16:18 и Луки 10:19, где сила христиан побеждать зло символизируется как способность удерживать или попирать смертоносного змея.
Существует множество легенд о святых, которые проклинали или изгоняли драконов или змей, или превращали их в камень. Святая вода и крест обычно использовались при экзорцизме, в то время как пояс святой Марты символизирует ее девственность.
Тараска, персонаж провансальского фольклора, чудовище города Тараскона, воображаемое как женщина, которую жители Тараскона ласково называют La Tarasque, и с гордостью чтут как эмблему и талисман своего города.
Изображение La Tarasque является центром местного обычая Тараскона устраивать в его честь празднества. На протяжении столетий изображение Тараска занимало видное место в уличных процессиях на религиозных и сезонных праздниках города в сопровождении Тараскэров (Tarascaires) — молодых людей в треуголках, поясах и бриджах.
Легенда о Тараске породила торжества, созданные королём Рене Анжуйским Добрым (René of Anjou) в 1469 году, а 14 апреля 1474 года был учрежден рыцарский Орден Тараска, которым награждали Тараскэров (Tarascaires), в их обязанности входило ежегодно проносить по городу чучело Тараска на цепи.
Впервые о праздничном шествии упоминается в 1461 году, оно появлялось каждый год вплоть до времён Французской революции, и после, хотя проводили его реже. Несомненно, чучело приходилось часто ремонтировать, заменять детали или создавать полностью.
Представленные здесь фотографии, вероятно, относятся к 1920 годами, представляют собой великолепного Тараска XIX века, который до сих пор хранится в музее города Рю де Марше (Rue des Marchés).
Полое тело Тараска состоит из деревянного каркаса, покрытого шипами, расписным холстом, с острым позвоночным гребнем и шипами, выходящими по бокам; длинная, крепкая балка выступает, образуя хвост; голова чучела может качаться из стороны в сторону, имеет подвижную нижнюю челюсть, огромные стеклянные глаза и ноздри. На голове написано «Jean Andre fecit 1840»; конструкция датируется 1850 годами.
Чучело Тараска строили для шествия по городу, его несли от четырех до дюжины мужчин, спрятавшихся внутри конструкции, а пятый управлял движениями головы и челюсти; в 1943 году всё чучело было установлено на колесной платформе, которую толкали снаружи — менее трудоемкая процедура, но колёсная платформа ограничивала движения шумного, насмешливо-агрессивного поведения всей конструкции чучела, портя большую часть традиционного развлечения зрителей процессии.
Агрессия Тараска была особенно заметна в Духов понедельник. Это был светский праздник, известный как «бег» Тараска по городу; различные описания праздника XIX века рассказывают о том, что центром событий была довольно узкая улица, площадь Мэрии, где собиралась толпа и танцевала фарандолу (фр. farandole от прованс. farandoulo) — провансальский хороводный народный танец. Исполнители держали друг друга за руки и составляя цепочку танцоров, образующую спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбуринов, которые время от времени меняли свой ритм, возвещая о прибытии Тараска.
После нескольких преднамеренных ложных тревог, Тараска действительно появлялась, промчавшись во весь опор сквозь толпу, качая головой и щелкая челюстями, и стреляя фейерверками из ноздрей. Носильщики конструкции чучела непредсказуемо резко поворачивали то в одну сторону, то в другую, для того, чтобы длинный жёсткий хвост чудовища качался из стороны в сторону, сбивая с ног тех, кто не успел увернуться от него. Как писал Клод-Франсуа Ашар в 1787 году:
Такого рода травмы среди участников шествия, рассматриваемые, как несчастный случай, возможно, где-то могли бы прервать шествие чудовища и остановить празднество, но в этом регионе падения людей и травмы просто вызывают удовольствие и радость публики. Как только кто-то был поражён хвостом этого разъяренного зверя, люди аплодируют и кричат во весь голос: Молодец! Молодец!
В 1808 году Обен-Луи Миллен (Aubin-Louis Millin) записал этот возглас толпы более полно:
A que ben fé! A que ben fé!
La Tarascon a rou un bré!
(«О, это хорошо дело! О, это хорошо сделано!
Тараск сломал руку!»)
Тем временем сопровождавшие чучело тараскары размахивали кнутами, чтобы отогнать толпу, особенно тех, кто пытался схватить и вытащить один из шипов Тараска, как считалось, в случае успеха шип приносил удачу. Время от времени чучело останавливалось, и носильщики отдыхали, пока тараскары танцевали. В конце концов тараска завершила свой последний «пробег» перед церковью Святой Марты, поклонившись ей три раза, уходила прочь.
В оставшейся части дня проводили парад жители Тараскона, в шествии участвовали различные профессиональные гильдии — виноделы, пастухи, рыбаки, фермеры, носильщики и другие, демонстрируя своё мастерство в различных «видах спорта», включающих акробатические трюки или небольшие шутливые нападения на зрителей. Виноградари, например, имитировали процесс посадки виноградных лоз и их выравнивания с помощью длинной веревки; они прыгали и танцевали вокруг этой веревки, но затем внезапно бросались с ней в толпу, сбивая людей с ног. На колёсной тележке рыбаки везли лодку, наполненную водой, и плескали воду в зрителей. Огородники бросали колючие семена шпината, особенно в красивых девушек. Излишне говорить, что употреблялось много алкоголя.
Другое ежегодное появление Тараски было более благопристойным. В праздник Святой Марты (29 июля) — или, с конца XIX века, в следующее воскресенье — процессия выходила из церкви после Высокой мессы во главе с Тараской. На этот раз Тараска не бежала свободно. Красивая маленькая девочка, одетая как Святая Марта, вела Тараску на поводке за ленту, неся в другой руке сосуд со святой водой. Время от времени Тараска пыталась вырваться, но её усмиряло окропление святой водой.
За Святой Мартой шли мужчины, одетые как средневековые солдаты, олицетворяющие тех, кто убил дракона во времена Святой Марты; остальная часть процессии состояла из священников, монахов и религиозных братств, сопровождающих раку с мощами святой Марты.
В настоящее время ежегодный выход Тараска происходит в последнее воскресенье июня на фестивале, посвященном истории и легендам Тараскона. Вместо деревянного чучела, описанного выше, сейчас используется более легкое из стекловолокна; у него гораздо более короткий хвост, закрученный на спине, как на городском гербе.
Как обычно бывает с легендами о местных монстрах, были предложены различные толкования и обоснования этого обычая. Было ли когда-либо убито настоящее экзотическое древнее животное? Описывает ли легенда о Тараске коллективную охоту на гигантского зверя в доисторические времена? Не надо рассматривать легенду о Тараске изолированно, а как родственника различных других драконов и чудовищ, используемых в религиозных обрядах и народных праздниках. Прежде всего, как говорит Дюмон:
Социологи считают, что Тараска — это воплощение дикого зверя язычества, усмирённого христианством… Однако буйство народного празднества с чучелом зверя Тараска затмевает святую Марту, официальную католическую покровительницу местности. Предпочтения жителей Тараскона склоняются к эмоционально более яркому Тараску, чьи «пробежки по улице» поистине стали яростным прославлением местной энергии, часто за счёт чужаков, которых зверь пытается сбить с ног.
Статус Тараска, как главного примера европейской фольклорной легенды и обычая, был признан на международном уровне в 2005 году, когда ЮНЕСКО объявило эту традицию «частью устного и нематериального наследия человечества».
Научное сообщество также воздало должное легенде о Тараске. В 1991 году палентологи обнаружили кости динозавра в департаменте Од и назвали его в честь Тараска Тараскозаврус (латин. Tarascosaurus salluvicus). По мнению учёных Тараскозавр (Tarascosaure) — хищный динозавр из семейства абелизавридов из группы цератозавров. Найденные остатки зверя свидетельствуют о том, что это был типичный теропод, шагающий на мощных, мускулистых задних лапах. Передние конечности были развиты гораздо слабее. Его останки, а также модели в натуральную величину выставлены в музее посвященном динозаврам в коммуне Эспераза, регионе Лангедок — Руссильон. Департамент коммуны — Од.
Департамент Од (Aude) назван по древнему названию реки Ода (Auda = Вода), римляне называли Атакс (Atax). В Средние века реку Ода называли Адица (Adice = Вадица), Atax, Fluvium Atacis, Flumine Atace, Flumen Ataze и Juxta Aditum fluvium.
В 1342 году Руссильонский Картулярий Аларта реку называл Ауда (Auda) или Рибера д’Од (Ribera d’Aude). Британика считает, что возможно нынешнее название происходит от постепенной эволюции Атакс (Atax), данной Страбоном (в его Географии, Книга IV), слова, заимствованного из галльского (кельтского) термина atacos — «атака», «резвый» или «очень быстрый».
Круглые деревни в Окситании (Okzitanien) в регионе Лангедок — Руссильон, существуют только в департаментах Од (Aude), Гар (Gard) и Эро (Hérault).