Суббота , 24 Май 2025
Домой / Мир средневековья / Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) был одним из самых загадочных личностей в истории человечества, которого многие считают едва ли не величайшим среди гениев, из когда-либо живших на Земле. Леонардо да Винчи — величайший итальянский учёный, изобретатель, инженер, инженер, исследователь, химик, анатом, ботаник, философ, музыкант, поэт, гениальный архитектор, скульптор и художник эпохи Возрождения.
Во всём, к чему обращался его пытливый ум, он достиг высот отнюдь не дилетантских, систематически расширяя и углубляя свои знания. Великие творения, открытия и исследования Леонардо да Винчи опередили время.

Его творчество и жизнь до сих пор увлекают и вдохновляют миллионы людей, а его талант и влияние остаются безграничными. Леонардо да Винчи — это не просто художник, это символ эпохи Возрождения, когда человек стремился к знаниям и свободе.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревеньке Анкиано, рядом с городком Винчи, расположенной у подножья Албанских гор между Флоренцией и Пизой. Каменный дом простой планировки, где он родился, стоит до сих пор. При этом точная дата его рождения была установлена лишь в прошлом веке, в 1931 году.

Известно, что его мать звали Катерина, она была крестьянкой, не состояла в браке с отцом Леонардо и до 4-х лет занималась воспитанием сына в деревне Анкиано, после чего Леонардо воспитывался в семье отца. Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был довольно богатым гражданином, работал нотариусом, а также имел в своём владении земли и титул мессэра. Известно, у сера Пьеро был состоятельный друг — флорентийский банкир, которому принадлежала рабыня с именем Катерина, а после смерти банкира всё имущество флорентийского банкира перешло к отцу Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи получал на дому начальное образование, в которое входило умение писать, читать, основы математики и латыни. Положение незаконнорожденного закрывало ему двери в университет и в Гильдию судей и нотариусов, поэтому он не смог бы продолжить дело отца, но в остальном никаких ограничений он не испытывал. В 1469 году отец привёз Леонардо во Флоренцию, поступил в ученики к известному мастеру Андреа дель Верроккьо, под руководством которого будущий гений и делал первые шаги к искусству. Мастерская Верроккьо была не просто мастерской художника в привычном для нас понимании — там уживались не только живопись, скульптура и архитектура, но находилось место и для инженерных разработок, механики и разнообразных ремесленных техник. Сам Андреа дель Верроккьо был человеком своего времени, хорошо образованным, умным и с широким кругом интересов, куда входила не только живопись, но и скульптура, ювелирное мастерство, музыка и науки.

Многие отмечали поразительную красоту Леонардо, которую он сохранил до самой старости. Считается, что юный Леонардо позировал для Андреа дель Верроккьо, когда он работал над с знаменитой бронзовой статуей юного Давида. Помогая Верроккьо в работе, Леонардо постигает тонкости мастерства, начав с ювелирных техник, от которых перешел к скульптуре, вылепив несколько смеющихся женских и детских головок.

Леонардо не слишком блистал в ораторском искусстве и латыни, базовых дисциплинах образованных людей того времени. Свои знания он предпочитал черпать всё же не из книг, а в наблюдении за природой. Он был убежден, что живописец, помимо всего прочего, должен обладать острой наблюдательностью и пристально вглядываться во всё, что видит глаз — от тени на облаках и фигурах, сложных атмосферных явлений до устройства предметов и тела человека, ради чего он предпринимал рискованные прогулки по горам и сам не брезговал препарировать трупы, тщательно изучая и зарисовывая итоги своих наблюдений. Его записные книжки полны заметок обо всём, что его интересовало.

Мадонна Бенуа

В возрасте двадцати лет Леонардо стал самостоятельным мастером, присоединившись к местной гильдии художников, а через несколько лет открывает свою мастерскую. Во второй половине 1470-х годов он создал такие картины, как «Мадонна с цветком» также известная как «Мадонна Бенуа», которая находится сейчас в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и «Мадонна с вазой», и получает свой первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо, расположенного неподалеку от Флоренции. Несмотря на огромную подготовительную работу, так его не завершил. Стремясь к совершенству он не торопился в работе над картинами, подолгу обдумывая каждую деталь, затягивая работу а иногда и вовсе откладывая её.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)

1482 году тридцатилетний Леонардо переехал в Милан, под покровительство герцога Лодовико Моро Сфорца, которому тогда понадобился придворный художник и скульптор. Он отправился в Милан с письмом, в котором характеризует себя как в первую очередь как военного инженера, механика и строителя, сведущего в постройке мостов, разнообразной военной и оборонительной техники — артиллерийских орудий, колесниц, пушек и катапульт, гидротехнических сооружений и разнообразных зданий, добавляя в конце, как нечто не самое важное, что также владеет навыками скульптора, и при необходимости может нарисовать картину.

Дама с горностаем 1489 – 1490

Леонардо был принят на службу к правителю Милана Лодовико Моро, где исполнял обязанности устроителя придворных праздников, а по совместительству военного инженера и гидротехника. Занимаясь архитектурой да Винчи оказал огромное влияние на зодчество Италии. В своих трудах он разрабатывал разнообразные варианты современного идеального города, а также проекты центрально-купольного храма.

В Миланском монастыре Санта-Мария дель Грацие на стене трапезной сохранилась одна из самых известных работ художника — фреска «Тайная вечеря» (1494-1498; масло и темпера на штукатурке. 460 х 880 см.). Традиционный библейский сюжет для росписи монастырских трапезных «Тайная вечеря» представляет последний ужин Христа и его двенадцати апостолов.

На фреске запечатлён момент произнесения слов Спасителя: «Один из вас предаст меня«. Реакция двенадцати учеников Христа поражает своей достоверностью, разнообразием и эмоциональностью.

Персонажи изображённые на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» слева:
Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. Удивлены, лица апостолов обращены к Иисусу.
Иуда Искариот, Пётр и Иоанн. Пётр возмущён, в руке у него нож. Иоанн от услышанной новости начал клониться в сторону Петра.


Справа от Христа — Фома, Иаков Зеведеев и Филипп. Фома изображён с поднятым пальцем, символом его будущего неверия в воскрешение Иисуса.
Бурно обсуждают слова Христа между собой Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Известно, что труднее всего для художника было найти образы Спасителя и Иуды. Легенда гласит, что моделью для этих фигур стал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Как известно, мастер постоянно создавал и хранил зарисовки портретов людей, которые позже использовал в своих работах.

Обилие неразличимых уже деталей картины, наполненных символическим смыслом, особый колорит и свет, который волшебным образом высвечивает в работе главное и затеняет всё то, что относится ко второму и третьему планам — все в работе является новым словом для живописи, глубокая перспектива, которая оптически раздвигает стены трапезной, продолжая её и сливаясь с постройкой. Именно эта работа стала первой в истории мировой живописи, где перспектива была бы столь четко выражена и органично вписывалась в пространство.

Мона Лиза (Джоконда) 1503-1505.

Во Флоренции Леонардо пишет портрет Моны Лизы дель Джокондо, жены видного флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Этот портрет под именем «Джоконда» и «Мона Лиза» станет самой знаменитой его картиной. Согласно легенде, во время работы над портретом художник специально приглашал людей, которые развлекали красавицу пением, танцами и шутками, и, возможно, благодаря им Леонардо смог поймать и передать ту легкую полуулыбку, которая до сих пор волнует сердца и интригует умы зрителей во всём мире.

Леонардо хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato — легкой дымки, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Это удалось ему в полной мере, но любовь художника к экспериментам и тут сыграла с ним злую шутку — со временем Джоконда очень сильно потемнела, и о многих деталях нам остается только догадываться (часть из них удалось восстановить современными средствами, а также мы можем составить о них впечатление по копиям, которые делали другие художники, не мудрствуя с составом красок, благодаря чему они добрались до нашего времени без таких катастрофических потерь).

В это время Леонардо да Винчи пробует себя в различных научных направлениях и практически везде достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. В 1517 году Леонардо да Винчи с большим удовольствием принимает приглашение французского короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во Францию. В этот период двор Франции пытается довольно активно приобщаться к культуре итальянского Возрождения, поэтому художника окружают всеобщим почитанием, хотя по свидетельствам многих историков, это почитание было скорее показным и носило внешний характер. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в замке Кло-Люсе, недалеко от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.

Генуэзцы в Крыму
Церковь Святой Марии в Любеке и легенды

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*