Четверг , 6 Октябрь 2022
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Тайна происхождения Снегурочки

Тайна происхождения Снегурочки

В мире, наверное, не найдётся ни одного взрослого или ребёнка, который бы не слышал о Деде Морозе и Снегурочке. Вплоть до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко». Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом. Недаром на новогоднем столе всегда стояла кутья, поминальное блюдо предков.
Однако никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж. Впрочем, как свидетельствует история, обосновалась она среди сказочных новогодних персонажей недавно, в отличие от Деда Мороза, которому белее 2000 лет.

Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем?

Снегурочка упоминается в древнерусских народных преданиях,  существует фольклорная легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей Ярилы — языческого бога весеннего солнца. Ярилины игрища и гулянья, происходят в конце весны, или даже летом, то есть при проводах уходящей весны, именно в конце мая или в июне. Одряхлевший к концу весны, великорусский Ярило изображался стариком. Самая идея кончины бога весеннего плодородия Ярилы, возвратившего к новой жизни всю природу после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего, заложена в празднестве. Во время традиционного обряда зажигания костра в честь Бога Весеннего Солнца, девушки и парни должны были прыгать через огонь, чтобы получить силу Ярилы. Однако Снегурочка, снежная дочь Зимы, перепрыгнув через костёр мгновенно растаяла и, превратившись в облако, улетела в небо.

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки подобен погружаемой в воду, тонущей в реке во время купальского праздника Купалы или Марены.

Дед Мороз и Снегурочка связанные с празднествами  умирания старого солнца и рождения нового Солнца в день зимнего солнцестояния, а рождественская ёлка также отождествляется с рождением и смертью. В древности усопших хоронили в домовинах (гробах) сделанных из древесины вечнозелёной ели, в надежде на вечную жизнь после смерти.

Некоторые исследователи фольклора считают, что Снегурочка является прототипом Костромы в славянской мифологии богиня весны и плодородия, дочь Семаргла и Купальницы.  Чучело Костромы сжигали в ночь на Ивана Купала. Рождённая из снега, она преодолевает оковы зимы и превращается в воду, чтобы принести плодородие земле.  Некоторые культурологи называют Снегурочку снежной нимфой, которая испаряется весной и забирает с собой на небо пожелания крестьян о хорошем урожае. Другие считают, что она богиня весны Лелея.

Русская литература вдохнула в фольклорный образ Снегурочки настоящую сказочную жизнь. Известный русский литератор и исследователь Александр Афанасьев впервые представил этот образ в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу». В сказочном повествовании о Снегурочке Афонасьев записал историю о пожилой бездетной паре Иване и Марии, которая мечтали обзавестись детьми. Старики слепили из снега девочку, и она вдруг ожила, заговорила с ними нежным голосом. Девочка взрослела не по дням, а по часам, и когда наступила весна, ей стало 13 лет — возраст невесты, и подружки позвали её на весенний праздник.

В русской народной сказке «Снегурочка» прослеживается связь и с купальским обрядом перепрыгивания через костёр, который считался языческим обрядом инициации, означающим приход поры зрелости для  молодёжи. В момент перепрыгивания через костёр мальчик превращался в юношу, а девочка — в девушку.

В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В пьесе Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а жаркое чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу.

Снегурочка опера Римского Корсакова

Сценическая премьера «Снегурочки» не получила должного признания, однако одноимённая опера Николая Римского-Корсакового обрела всероссийскую известность.

«…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму 1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на её удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…».

Окончательная редакция оперы была завершена композитором в 1881 году, а уже в 1882 году она была поставлена и имела большой успех… Художественное оформление оперы было выполнено Виктором Васнецовым.

Ещё до Октябрьской революции 1917 года фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

В конце XIX — начале XX века Снегурочка всё чаще стала появляться в сценариях новогодних праздников.

Как создавался новогодний образ Снегурочки?

Впервые Снегурочка предстала перед публикой на празднике  новогодней ёлки в Москве в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года в СССР. Дед Мороз и его внучка Снегурочка стали главными символами торжества. В 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что сначала роль Снегурочки исполняла маленькая девочка, и лишь позднее в этой роли выступала молодая статная девушка. Её наряд был сказочным и роскошным, все восхищались её бело-голубой одеждой, расшитой серебряными зимними узорами. Красивая белая меховая шапочка  или кокошник, украшенный жемчугом дополняли образ и красные сапожки дополняли наряд Снегурочки.

Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть её внучкой, а не дочкой. 

Некоторые дети немного побаивались большого бородатого Деда Мороза с посохом, а его внучка Снегурочка сразу же завоевала их сердца. С нею даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы читать стихи за столь желанный подарок.

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 50-е годы прошлого века не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, образ Снегурочки вновь возродился. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница стали главными ведущими детского новогоднего утренника и гарантами радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.

Снегурочка в традициях стран народов мира

 Снегурочка — исключительно русский персонаж, однако у внучки Деда Мороза найдутся последователи и в других культурах. По территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует национальному колориту местности.

В Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. В Армении Деда Мороза называют Каханд ПапаДедушки Нового года, (или Дзмер Папи — «Зима-дед»), а его внучку ДзюнАнушик (Dzyunanushik) — «Снежная Ануш» . В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с внучкой Коргыз. В Болгарии снежная красавица известна под именем Снежанка.

В Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — христианской мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбак. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия вышла на причал с фонарём, чтобы помочь рыбакам найди дорогу к берегу. Однако на Люсию напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.

Итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам в Рождество. Пожалуй, фея Бефана — самая пожилая «родственница» Снегурочки. Старушка Бефана попадает в дом через дымоход , как Санта Клаус, и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.

Новый год — особый праздник, связанный со многими древними традициями и обычаями, подарками, которые первоначально представляли собой жертвоприношения богам, позднее подарки стали дарить любимым. близким и родным людям. Это день, когда всё хорошее, что есть в человеке находит выход, чтобы поделится с окружающими теплом и добротой.

В Новый год — только сладкие подарки.

Сказ про былинного богатыря Илью Муромца
Сказка о Снегурочке в обработке Афанасьева А. Н.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*