Очень часто задают вопрос о происхождении петушков на церковных шпилях в Риге. Это интереснейшая тема для разговора и удивительные факты, неизвестные большинству читателей… Итак, начнём!
Одним из символов Риги являются знаменитые рижские петушки. Особенно прославлен Петушок с церкви Св.Петра — главного рижского Храма. Почему же именно эти птицы охраняют нас с высоты шпилей? Как известно, петушок в египетской мифологии — символ души, дыхания жизни. Но вряд ли Египет имеет прямое отношение к Риге.
Древние греки первый час дня называли «часом пения петухов» и начинали счёт времени с утренней зори. У греков петух считался птицей посвященною богу войны Аресу или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re — арий). Крик петуха был вестником бурных гроз, предупреждал о войне и сопровождающих её бедствиях. Если петухи поют в необыкновенную пору, если курица запоёт петухом — это предвещает покойника или какое-нибудь несчастье; если куры клохчут по ночам, то быть ссоре, войне или рекрутскому набору. Греки и римляне содержали священных кур и, смотря по тому, как клевали они предложенный им корм, гадали об исходе войны. У каждого римского легиона был свой лат. pullarius (-курица), обязанный оберегать и кормить вещих кур. По словам Плиния: «pullis regitur imperium romanum, s jubent acies» = «Римским правительством управляют куры, и они командуют армией.»
Древние греки связывали с петухом воскрешение из мёртвых, осенью петух сопровождал Персефону в царство мёртвых к супругу Аиду (Плутону). Выздоравливающий должен был принести в жертву чёрного петуха богу-целителю Асклепию. Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».
Эстонцы также считают время по пению петухов; пение петуха служит у них границею между одними сутками и другими.
В Германии приписывают голосу петуха ту же могучую силу, на крышах домов ставят там изображения аиста и петуха, как эмблемы, охраняющие жильё от дьявольского наваждения и всяких бедствий. В Германии Х века ставили на церковных башнях золотых петухов, которые должны были защищать здания от удара молнии во время грозы.
Обычно говорят, что петухи над Ригой должны были служить символом искренности веры, набожности и духовной бдительности, это символ дружелюбия и гостеприимства. Нередко утверждают, что петушки на шпилях есть «символ лютеранства». Как известно, лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге (нем. Lutherstadt Wittenberg) 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти.
Однако, хорошо известно, что петушки на церковных шпилях красовались задолго до этого события. Так, например, в рижских хрониках сохранилось упоминание о том, как в 1491 г. устанавливался новый петушок на башне храма Святого Петра. Так что тезис о «символе лютеранства» крайне нелеп, поскольку не мог символ лютеранства появиться раньше, чем само лютеранство, которое он якобы символизирует.
Наиболее распространённым объяснением является то, что петух на шпиле церковной башни напоминал верующим, как согласно Евангелию сказал Иисус апостолу Петру во время тайной вечери: «Прежде, нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды».
Если это справедливо, то как объяснить, что обычай — помещать петушков на церковных шпилях помимо северогерманских церквей (на юге Германии петушок — редкий гость), помимо французских, эстонских, латвийских храмов, — зачастую отсутствует в иных местах? Например, петушков нет на шпилях храмов в Польше и Литве. Или же в этих странах относятся к Евангельским притчам с меньшим уважением, нежели регион Балтийского побережья?
Во Франции, в соответствии со старой кельтской традицией почитания петухов, эта красивая гордая птица повсеместно располагается на шпилях христианских церквей. Как известно, кельты и славяне имели немало схожих сакральных обычаев. К их числу относится и особое почитание петушков.
Десять веков назад земли балтийских славян были завоёваны германцами, и этот старый кельтско-славянский языческий символ укоренился уже в новом качестве, как атрибут христианских церквей. Но в основе древней традиции лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они ещё долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала.
Напоминанием о тысячелетнем славянском духовном наследии являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов.
В городе Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями Св.Вита и Св.Адельгунды.
Реликварий с мощами святого мученика Вита из кафедрального собора Св.Петра и Св.Георгия, г. Бамберг
На ладони этой десницы, принадлежавшей Святому Оттону, апостолу поморян, изображён петух, символ, имевший целью привлечь язычников–славян к почитанию этой христианской реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священной (сакральной) для них птицы.
Западные славяне чтили петуха, как птицу Святовита. Впоследствии, по созвучию имени древнего языческого бога Святовита с святым Витом, на которого были перенесены языческие воспоминания.
Люнебургские венды долго ещё после принятии христианства приносили в жертву петухов у священного дерева. Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверии — сжигать белого петуха у священного дерева.
Высшие классы, в Померании в 1128 году была обращены в христианство , под влиянием миссионеров епископа Отто из Бамберга. Языческие обряды продолжали совершать в среде беднейших классов, и языческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года, даже после смерти герцога Никлота (Nyklot) в 1160 году.
Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет.
Некоторые провинции Дании, до правления короля Вальдемара I, платили дань ранам (руянам), что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн раны (руяне) утратили свою независимость в 1168 году, их культовая крепость Аркона га острове Рюген (Руян) была разрушена, святилище Святовита уничтожено. Камни крепости Аркона и святилища Святовита были использованы для строительства христианского храма.
15 июня 1168 года датский король Вальдемар-1 коварством и хитростью овладел крепостью на острове Руян. Захватчики разграбили святилище Святовита, осквернили и сожгли капище в день Святого Вита. Король Вальдемар-1 приказал на месте святилища Святовита воздвигнуть христианский храм Святого Вита, используя при строительстве камни старого языческого храма. Храм Святовита в Арконе была разрушена датским королём Вальдемаром и его христианским советником Абсалоном (Absalon) в 1169 году.
Встраивание языческих святынь в ранние христианские церкви, как и строительство церквей на месте капищ — частое явление в восточной Германии.
Чешская легенда рассказывает, что чёрт обещался одному рыбаку устроить к известному сроку мост и в награду за то должен был получить его дочь. Когда работа приходила к концу, испуганный рыбак стал молить св. Вита, чтобы выпустил он своего петуха; молитва была услышана, раздался крик петуха — и чёрт исчез, оставив мост недоделанным, т. е. нечистая сила зимы, устилающая источники и реки ледяными мостами, разбегается при первых звуках весенней грозы. На старинных иконах св. Вита встречаем изображение петуха, и до прошедшего столетия в день, празднуемый этому святому, соблюдался в Праге обычай носить петухов в церковь св. Фейта (Вита).
Славянский культовый камень в церкви деревни Крин (Krien), на востоке Мекленбурга. На одной его стороне имеется христианская символика (крест, лилии, виноградная лоза), изображение петуха на другой стороне восходит к языческой символике.
Исследователь В.Куш видит в этом камне славянский языческий алтарь, на котором для «освящения» с другой стороны были выбиты христианские символы. Возможно, камень связан с самыми первыми попытками христианизации поморян и знаменитой миссией Оттона Бамбергского. Камень был найден в 1936 году под фундаментом самой древней части церкви деревни Крин (Krien).
Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особая, сакральная птица, отпугивающая своим криком всякую нечисть.
Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях!
Петух — это символ бдительности, ибо он своим криком разгонял силы ночи, силы тьмы, предвещал утро и торжество сил света (вспомним произведения Н.В.Гоголя).
Обычай ставить на князьке кровли деревянных петушков соблюдается и в некоторых русских селах. Поэт Сергей Есенин в своей статье «Ключи Марии» отмечал:
«Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях.
Известно, что петух встаёт вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что „здесь живёт человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встаёт и лучами–щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отеплённые поры зёрна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зёрен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из–за горы лицо солнца, будит своего хозяина“».
Примитивно воспринимали люди ночь, как время торжества Тьмы и утро и день, как время торжества Света, ибо на самом деле, в эзотерическом значении, Свет и Тьма господствуют вне зависимости от освещённости земли в какое–то время суток.
Петух, действительно, являлся у славянства символом бдения, бдительности, прихода Света. Конечно, петухи встречались и в символике других народов, хотя гораздо реже, нежели у славян. Именно от славян это поклонение петуху пришло в Прибалтику и возвело на рижские шпили петуха, царствующего и приветствующего раннее утро.
Мужской Борисоглебский монастырь в Торжке. На этом рисунке из книги Н.Витсена «Путешествие в Московию» (1664—1665) отчётливо видны петушки на шпилях православных церквей. В той же книге имеются изображения храмов в Казани и Пскове, также увенчанных петушками…
По мнению русских крестьян, крик петухов служит сигналом, что на небе звонят к заутрене; как скоро раздастся ор, черти, мертвецы, колдуны и ведьмы спешат разойтись по своим местам.
«Как представитель дневного рассвета, огня и молний, петух в мифических сказаниях изображается блестящею, красною птицею. В русских сказках известен тот же петушок-золотой гребешок. Петух сидит на высоком небе и не боится ни воды, ни огня: брошенный в колодец, петух выпивает всю воду, а брошенный в печь — заливает этой водою огонь.» (Баснословные сказания о петухе и курах. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
Историк Игорь Гусев