9 февраля — день перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438), архиепископа Константинопольского.
Церковь ежегодно трижды празднует память Святителя Иоа́нна Златоуста: в день преставления 27 сентября, в годовщину его восхождения на архиепископскую кафедру 26 ноября и в день перенесения его мощей 9 февраля. Память Святителя Иоа́нна отмечается 12 февраля, в день Собора Вселенских учителей и святителей. Все даты приведены по новому стилю.
Точная дата рождения Святителя Иоа́нна неизвестна. Он родился в Антиохии в 347 году, в семье военачальника, а скончался 14 (27) сентября 407 года. Всю жизнь он прожил в Римской Империи, не считая нескольких последних месяцев, которые провёл в ссылке.
Отец Иоанна Златоуста, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил, а в 370 году святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией».
Иоа́нн Златоуст жил в «золотой век святоотеческой письменности».
Так принято называть IV–V века — это эпоха выдающихся христианских богословов, чьи книги и по сей день остаются главным ориентиром для православных. Преподобные Иоанн Кассиан Римлянин, Марк Подвижник и Антоний Великий; святители Григорий Богослов, Василий Великий и другие…
Эти два века стали определяющими для Православия потому, что Христианская вера к тому времени уже достаточно распространилась по свету, однако ответы на многие основополагающие богословские вопросы были или не сформулированы, или еще не «утверждены» Церковью. Отсюда то тут, то там возникали ереси, некоторые из которых всерьез угрожали целостности всего Православия. Церковь установила практику Вселенских Соборов, то есть великих всемирных собраний, где архиереями формулировались догматы, по которым до сих пор живёт Православная Церковь.
Незадолго до рождения святителя Иоанна Златоуста в 325 году состоялся Первый Никейский Собор, на котором была осуждена ересь арианства, утверждён Символ Веры, определено время празднования Пасхи. Как скифский монах Дионисий вычислил дату Пасхи. При жизни святого Иоанна, в 381 году прошёл Второй Константинопольский Собор, Символ Веры был дополнен и приобрел тот вид, который мы знаем сейчас. Третий Собор состоялся в Эфесе вскоре после смерти святителя – в 431 году.
Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры, однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провёл святой Иоанн в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два Слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

Три Святителя
Святитель Иоанн Златоуст почитается как один из трёх Вселенских учителей.
Двое других – это святители Григорий Богослов (329–389) и Василий Великий (330–379). Все трое жили, примерно, в одно и то же время. Почему их называют Вселенскими учителями?
Это признание того, что их учение легло в основу православия, без них не было бы того богословия, каким оно существует сейчас. Например, именно святитель Григорий Богослов сформулировал догмат Троицы, который был принят на Втором Вселенском Соборе.
Что касается Иоанна Златоуста, то его присутствие в нашей с вами церковной жизни ещё более зримо. Составленным им чином Литургию служат большую часть дней в году. Кроме того, он написал несколько молитв чина елеосвящения.
В наших молитвословах в разделе «на сон грядущий» присутствует молитва Иоанна Златоуста, которая состоит из 24 маленьких частей и так любима многими. Его молитва есть и в последовании ко Святому Причащению.
Святитель Иоанн является величайшим в истории Церкви экзегетом, то есть толкователем Священного Писания. Он оставил после себя обширное толкование Библии. Его слова и поучения со временем превратились в позицию всей Церкви.
Святитель Иоанн был блестящим оратором
В 386 году епископ Антиохийский Флавиан провёл обряд рукоположения (хирото́ния (др.-греч. χειροτονία — «голосование поднятием рук», от χείρ — «рука» и τονόω — «придавать силу») Иоанна во пресвитеры , в котором ему сообщалась особая благодать для учения паствы, таинств Священства и проповеди Слова Божиего.
Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий боговдохновенный дар слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой Иоанн при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
Святитель Иоанн Златоуст проповедовал о духовном. Он обладал даром слова и говорил очень просто и понятно о самых глубоких вещах. Большая удача, что его выступления записывались стенографами.
Почти все два десятка книг поучений и толкований, которые остались после его смерти.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания — Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла, и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические против аномеев, иудействующих и язычников.
Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных, при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.
Святитель Иоанн знал все «законы» риторики, имея чувства слова, он умел держать внимание публики. Своими речами он оказывал настолько сильное впечатление, что проповеди часто прерывались аплодисментами. Говорят, слушатели не могли сдержать аплодисментов даже во время проповеди об их вреде.

Константинополь, Византия. Августейон -площадь с колонной Юстиниана. 532 год
Проповедовал Иоанн Златоуст в Антиохии и Константинополе
Святитель произносил проповеди во многих местах, но именно с этими двумя городами Римской Империи связан его жизненный путь.
В Антиохии Иоанн родился и прожил до пятидесяти лет. Для жителей города он стал настоящим покровителем, поскольку утешал и успокаивал народ в самых безвыходных, казалось бы, ситуациях. Например, однажды в городе вспыхнули волнения, и жители разрушили несколько статуй императора. Для города Римской империи это было равносильно смертному приговору. Опомнившись, горожане впали в великое уныние и страх, и святитель на протяжении нескольких дней неотступно утешал народ.
«Что мне сказать вам? Вы правы в том, что сейчас время слёз, а не речи. Но я скажу вам, что христианин должен отличаться как раз тем, что, одушевляясь надеждой на будущее, он стоит выше зол человеческих. На камень поставлен верующий, и ничто не поколеблет его. Не отчаивайтесь».
И позже выяснилось, что гнев римского императора, грозившего уничтожить город, сменился на милость…
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
Жители Антиохии настолько любили Святителя Иоанна, что назначение его архиепископом на Константинопольскую кафедру могло обернуться большими волнениями. Жители Антиохии не отпустили бы своего пастора, поэтому святителя Иоанна буквально выкрали, его вывезли ночью под мнимым предлогом и только в дороге сообщили ему о важном назначении на Константинопольскую кафедру.
Для святого Иоанна Златоуста Константинополь стал новым этапом в жизни. Столица Римской империи была куда более мирской по сравнению с родной Антиохией. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии.
Архиепископ Иоанн наводил порядок в среде архиереев.
Множество дел ожидало решения святителя Иоанна, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
Архипастырь довольствовался скудной пищей, не допускал никаких излишеств, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область.
Святитель Иоанн поставил епископа для Церкви Боспора, находившейся в Крыму, а также направлял ревностных миссионеров во Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.
Святитель Иоанн Златоуст не только говорил истинные слова, но и претворял их в жизнь. Вместе с саном архиерея он получил ответственность за Константинопольскую кафедру и принялся за дело со всей своей бескомпромиссностью. Тем более что свидетельства, которые дошли до нас, говорят о распущенных нравах светских кругов и начал проникать в церковные круги… Он налагал канонические прещения на пресвитеров, ведущих недостойную сана жизнь. Он боролся с любыми проявлениями излишеств в священнической среде. Он не устраивал пышных приёмов и обедов гостям, как это делали до него, что тоже было непонятно многим.
А ещё святитель Иоанн любил продолжительные богослужения, которые части столичного духовенства казались излишне длинными. Довольно быстро святой нажил себе недоброжелателей в духовной среде. К концу жизни своими проповедями он навлек на себя гнев императорского двора. Впал в немилость императрицы, что стоило ему свободы.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения, он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Конечно же, целью святителя было не обличение, а главным для него являлось окормлять паству и указывать ей путь в Царствие Небесное. Другое дело, что нравы Константинополя были таковы, что ему все чаще приходилось говорить гневные проповеди и указывать на грехи, которые были свойственны людям, в особенности высшему свету.
«Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, – говорил он, – но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя».
«Как же мне терпеть это! Как терпеть? Не знаю. Вам самим жалуюсь на вас!» – воскликнул он однажды на Страстной седмице, когда узнал, что жители города обрадовались хорошей погоде и все пошли в театр.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя гневного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой Иоанн встал на их защиту.
Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о «суетных женщинах», имел в виду саму императрицу, и она отправила святителя в первое изгнание.
Первая ссылка, впрочем, продлилась недолго. Той же ночью у императрицы умер единственный ребёнок, а в Константинополе произошло землетрясение.
Императрица раскаялась и попросила святителя вернуться, но вскоре в том же, 404 году, вновь отправила его в изгнание. Там незадолго до смерти здоровье святителя резко ухудшилось, он не мог сам ходить.
По удалении Иоаннаиз столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла сама императрица Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Зимой 406 года святой Иоанн был болезнью прикован к постели, но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска († ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика, ободрявшего его: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошёл ко Господу 14 сентября 407 года. Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах.
Святой Иоанн почитается не только православными.
Святитель Иоанн Златоуст поистине Вселенский святой. Он почитается не только в Православии, но и других христианских конфессиях: Католической, Англиканской и Лютеранской Церквях, а также в Древневосточных церквях, например в Коптской Церкви, которые откололись от Православия после Халкидонской Собора.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. Сохранились его 245 писем епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Христианский собор Святой Софии в Константинополе, столице Византии
В 438 году Прокл, патриарх Константинопольский (434–447), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнёс похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к императору Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом.
Император Феодосий II согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почётом перевезти святые мощи Иоанна Златоуста. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года, весь город во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием II, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли её в церковь святой мученицы Ирины. Когда патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул:
«Прими престол свой, отче!» – и патриарх Прокл со многими стоявшими у раки увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнёс «Мир всем!»
Изречения святителя Иоанна Златоуста
«Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе».
«Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее».
«Что же такое толпа? Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?»
«Жeны, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают своё благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей. Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь. Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга, нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько внешнее делает супругов любящими, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга».
«Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него. Знай и будь уверена, что, хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь».
«Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесённый».
«Столько же создать может слово, сколько разрушить страх. Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется».
«Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного».
Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать
вселенную просвети:
не сребролюбия мирови сокровища сниска,
высоту нам смиренномудрия показа,
но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,
моли Слова, Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать
и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,
Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,
достойно хвалим тя:
еси бо наставник,
яко Божественная являя.
Молитва 7-я, свт. Иоанна Златоуста (†407) (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
1. Го́споди, не лиши́ мене́ небе́сных Твои́х благ.
2. Го́споди, изба́ви мя ве́чных мук.
3. Го́споди, умо́м ли или́ помышле́нием, сло́вом или́ де́лом согреши́х, прости́ мя.
4. Го́споди, изба́ви мя вся́каго неве́дения и забве́ния, и малоду́шия, и окамене́ннаго нечу́вствия.
5. Го́споди, изба́ви мя от вся́каго искуше́ния.
6. Го́споди, просвети́ мое́ се́рдце, е́же помрачи́ лука́вое похоте́ние.
7. Го́споди, аз я́ко челове́к согреши́х, Ты же я́ко Бог щедр, поми́луй мя, ви́дя не́мощь души́ моея́.
8. Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е.
9. Го́споди Иису́се Христе́, напиши́ мя раба́ Твоего́ в кни́зе живо́тней и да́руй ми коне́ц благи́й.
10. Го́споди, Бо́же мой, а́ще и ничто́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю, но да́ждь ми по благода́ти Твое́й положи́ти нача́ло благо́е.
11. Го́споди, окропи́ в се́рдце мое́м ро́су благода́ти Твоея́.
12. Го́споди небесе́ и земли́, помяни́ мя гре́шнаго раба́ Твоего́, сту́днаго и нечи́стаго, во Ца́рствии Твое́м. Ами́нь.
13. Го́споди, в покая́нии приими́ мя.
14. Го́споди, не оста́ви мене́.
15. Го́споди, не введи́ мене́ в напа́сть.
16. Го́споди, да́ждь ми мысль бла́гу.
17. Го́споди, да́ждь ми сле́зы и па́мять сме́ртную, и умиле́ние.
18. Го́споди, да́ждь ми по́мысл испове́дания грехо́в мои́х.
19. Го́споди, да́ждь ми смире́ние, целому́дрие и послуша́ние.
20. Го́споди, да́ждь ми терпе́ние, великоду́шие и кро́тость.
21. Го́споди, всели́ в мя ко́рень благи́х, страх Твой в се́рдце мое́.
22. Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во всем во́лю Твою́.
23. Го́споди, покры́й мя от челове́к не́которых, и бесо́в, и страсте́й, и от вся́кия ины́я неподо́бныя ве́щи.
24. Го́споди, ве́си, я́ко твори́ши, я́коже Ты во́лиши, да бу́дет во́ля Твоя́ и во мне гре́шнем, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.