Отрывок из книги историка Игоря Гусева «История латвийских русских» (С древнейших времён до начала XX века), которая вышла в Риге ещё в 2013 году. В ней впервые открыто и широко приводятся факты, которые долгие десятилетия были известны лишь немногим специалистам, и никогда не доходили до широкого круга читателей.
Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы.
П.А.Столыпин
Согласно выводам ДНК–генеалогии, миллионы людей, проживающих в настоящее время в старинных русских городах, сходятся к одному предку (или предкам–родичам, братьям или племянникам), жившим более 3 тысяч лет назад. Подавляющее большинство современных русских — потомки одного древнего рода. Славянского.
Говоря об истории славян, мы, разумеется, не можем не задуматься о том, как родилось само это имя: СЛАВЯНЕ. Вариантов и версий много. Объединяет их то, что все они бездоказательны и основываются на субъективных умозаключениях.
Возьмём же за основу объяснение, высказанное ещё в 1601 г. католическим священником Мавро Орбини в книге «Славянское царство», являющейся по сути ПЕРВОЙ историей славянских народов. Его книга стала первой историей славянских народов.
Приведя для примера несколько версий иных авторов, Мавро Орбини делает свой вывод:
«Оставляя, однако, в стороне вышеприведённые толкования имени славян, смею утверждать, что произошло оно не от чего иного, как от славы, поскольку славянин, или славон, означает не что иное, как „славный”.
Исполненное гордости от столь частых триумфов над врагами, чему свидетельством является огромное число завоёванных царств и стран, это предоблестное племя присвоило себе имя славы, сделав „Slaua”, что значит „слава”, окончанием имени своих благородных и знатных мужей, таких как Станислав, Венцеслав, Ладислав, Доброслав, Радослав, Болеслав и прочих подобных имён.
Это признают многие авторитетные авторы, среди которых и Рейнерий Рейнекций. В своём „Трактате о генетских племенах” он отмечает, что славяне получили своё имя от „славы”, в которой хотели превзойти все другие народы.
Мнение Рейнекция разделяет и Еремей Русский (Geremia Russo), написавший в 1227 году „Русские летописи” (Annali di Russia). Повествуя об одном из столкновений на границах Руси в 1118 году, он пишет:
„Когда Русь страдала от междоусобиц, к нашим границам пришёл Крунослав (Crunoslau) с сильным войском из славян и, сразившись с нашим войском, одержал победу… Зовут их славянами (как я полагаю и чему нахожу подтверждение в древних преданиях наших предков) по причине многочисленных побед и славных дел, которые они совершили”.
Аймоин Монах и Иоганн Авентин полностью разделяют мнение Еремея, называя славян не только славным, но и глубоко уважаемым и самым могущественным из всех народов Германии.
Венецианский историк Бернардо Джустиниани откровенно признаёт, что славяне стяжали своё славное имя воинской доблестью. В „Истории Венеции” (III) он пишет:
„Тогда неукротимое славянское племя впервые вторглось в Истрию и дошло до подступов к Венеции. Это племя скифского происхождения, нападая вместе с другими племенами на Римскую империю, стяжало себе славное имя воинской доблестью”.
Таким образом, этот доблестный народ должен был называться не иначе, как славяне, и его право на это доказали такие учёные мужи, как Гельмольд Пресвитер, Арнольд Аббат, Георг Вернер, Сигизмунд Герберштейн, Георгий Кедрин, Ян Хербурт, Александр Гваньини, Робер Гаген, Иоганн Леунклавий, Жильбер Женебрар, Давид Хитреус и Уго Фульвонио, которые в своих трудах именуют его не иначе, как славяне.
«Если имя это и ново, то слава, завоёванная оружием и кровью, присуща им по природе и унаследована от предков, одержавших в прошлом славные победы в Азии, Европе и Африке».
Такое вот мнение католического священника, высказанное им ещё в самом начале XVII века…
Мавро Орбини особо подчёркивает, что различные славянские племена «говорили на одном языке».
Споры о месте и времени происхождения славян обсуждается в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи и этнографы предлагают разные концепции и неизменно остаются каждый при своём мнении.
Профессор биохимии А.А.Клёсов, основываясь на исследованиях в области ДНК–генеалогии, заявляет о существующих различиях в историческом пути южных и восточных славян. Он пишет:
«Для того, чтобы эту разницу прояснить, и есть гаплогруппы. Гаплогруппа — это знак этнической общности. Это — один клан. Это — один общий предок клана, помеченный специальной единичной мутацией, называемой „снип”.
«У восточных славян совсем другая история снипов. С южными они пересекались последний раз, получив — те и другие — снипы М168 при выходе из Африки и М89 примерно 45 тысяч лет назад. С тех пор пути их разошлись. Будущие восточные славяне ушли из Месопотамии на восток, чтобы оттуда вернуться на южный Урал, Среднерусскую возвышенность, в земли Северного Причерноморья и прикаспийские степи, а будущие южные славяне ушли через Босфор и Дарданеллы на Балканы.
Больше всего их осело в Боснии и Хорватии, но многие продвинулись туда, что потом стало Малороссия (Украина) и Россия. Так, через тысячелетия они встретились с восточными славянами, и образовали славянскую общность.
Как видим, южных славян сейчас около 20% от населения России и Украины, и намного больше на Балканах. А восточные славяне несколько тысячелетий назад были родными братьями индусов».
Становится ясно, почему такое сходство у индийских и русских народных мотивов, почему так схожи древний санскрит и русский язык. Причём не только отдельными словами, как многие языки мира. В двух наших языках схожи структуры слова, стиль, синтаксис и правила грамматики.
Доктор исторических наук Н.Р.Гусева в своей книге «Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория» описала впечатления жителя Индии, приехавшего в Москву.
«Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали „dwesti tridtsat chetire”. В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве, или нахожусь в Бенаресе или Удджайне в наш классический период 2 000 лет назад. На санскрите 234 будет: „dvishata tridasha chatvari”».
Заметим, что в данном случае сходство русского языка с санскритом ближе, чем с английским, немецким, французским, испанским и прочими родственными им языками. Попробуйте произнести 234 на любом из них, и просто вслушайтесь!
Славянские языки — носители архаичных черт индоевропейской общности. И это — признак их глубоких истоков. Что же касается балтов, то их изначальное
единство со славянами несомненно. На эту языковую и культурную близость обращал внимание ещё Михайло Ломоносов в работе «Древняя Российская История от начала Российского народа.»
Балтийские и славянские языки ближе друг к другу, чем каждый из них к любому из индоевропейских. По подсчётам лингвистов, славяни балтов роднят 1 600 общих языковых корней и множество служебных слов.
Мы были связаны общей исторической судьбой ещё со времён «Ригведы». Переводится слово «веды», как «знание». «Ригведа», «веда гимнов» — сборник мифологических священных песен, созданных задолго до возникновения буддизма, в которых описываются наши общие предки — арии, что в незапамятные времена переселились в Индию. Санскритское nabha — место обитания богов, наиболее близко русскому «небеса».
Милостивый покровитель и добрая судьба bhaga соответствует славянскому БОГ.
Сила божественная в санскрите обозначается словом «дева» — от ведического div. К тому вспомним русское диво–дивное, или же латышское dievs. Неисчислимое множество гимнов вед посвящено богу огня — Агни. Древнерусское божество Хорс, которое как и Дажьбог, связывалось с солнцем, имеет прямую параллель с божествами Индии, уходя корнями в индоарийскую древность.
У ариев и славян существовал одинаковый обычай захоронения погибшего воина с его конём. Традиционный славянский культ рода, настолько древний, что его истоки невозможно датировать, имел параллели в индуистских культах.
Скульптурные изображения многоглавых богов, в частности четырёхглавого Вишну, находят поразительные соответствия в культовой скульптуре славян. Самым ярким примером здесь является Святовит из Арконы, огромный, превосходивший человеческий рост, кумир с четырьмя головами.
В древнеиндийских гимнах «Ригведы» упоминается легендарная река Rasa, «великая матерь». В «Авесте», священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где господствует зима и земля покрыта снегом. В Индии, одним из древнейших культов, перешедших в индуизм от ариев, был и остаётся культ воды и рек. Наши далёкие предки обожествляли реку, свидетельства о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксированы у жившего в VI веке византийца Прокопия Кесарийского.
Летописец Нестор писал, что в языческую эпоху славяне вместо богов почитали реки, источники и озёра.
Знаменитый чехословацкий учёный Павел Шафарик
ещё в XIX веке утверждал, что в праславянском языке река называлась «руса». Он отмечал, что это коренное славянское слово и употребляется оно почти у всех славянских народов. С именем Рось или Русь связаны многие названия рек, имя Рось или Рас принадлежало когда–то Волге. От этого же слова происходит роса, русло, ручей.
От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка. С древним культом её связано множество языческих поверий. Как известно, русалки, шаловливые и прекрасные в своей наготе девы, могут соблазнить любопытного мужчину, увлечь в реку и погубить. К ним восходит древний языческий обряд — весенние песни и пляски у реки — русалии.
Есть множество версий происхождения имени русского народа, но наиболее близкой к истине будет та, что объясняется древнейшим культом Матери–реки, когда тысячелетия назад выделилось из многообразия народов славянского корня, племя особое, иное, именуемое «русины–русы». Подобно касте индийских жрецов–брахманов, несли они высокую ответственность за сбережение древней сакральной традиции, за сохранение морального закона, стародавней мудрости предков–росо-поклонников.
В русской средневековой традиции сохранялась память о том, что имя «Русь» связано с цветом «русый».
В некоторых ранних славянских памятниках месяц сентябрь значится как руен, или рюен — русый, рыжий, багряный цвет осенней листвы. Лишь позднее слово «русый» станет обозначать несколько иной оттенок. Это был сакральный, священный цвет русинов, поклонявшихся РУСЕ — светлой речной воде, наполненной золотыми солнечными бликами.
Все формы обозначения Руси в западно–европейских источниках связаны с диалектным объяснением как «красный», «рыжий». Красный цвет в столь важной для средневековья символике означал могущество, право на власть. Его могли специально отмечать, как подчёркивал автор «Слова о полку Игореве» красный цвет щитов русичей — знак особого отличия, особой ответственности за судьбы других племён славянских. Отголоском языческой старины служит выражение СВЯТАЯ РУСЬ, ставшее воплощением народной души истинно русского человека.