Суббота , 20 Апрель 2024

Сретение Господне

15 февраля православные христиане отмечают Сретение Господне. В этот день православная церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. На 40 день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд посвящения и принести очистительную жертву. По закону Моисееву, каждого новорождённого сына-первенца, на 40-й день посвящали Богу и приносили при этом жертву: богатые люди – овна или тельца, а бедные – двух голубей.

В то время в Иерусалиме жил старец Симеон, известный в городе своей праведностью и мудростью. Он был одним из семидесяти двух учёных книжников, которых пригласил в Александрию египетский царь Птоломей II Филадельф (285 – 246 г.г. до Р.Х.) для перевода Священного  Писания на греческий язык.

Праведный Симеон переводил книгу  пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына» (Исаия 7,14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «жена», и хотел исправить текст. Но явившийся Ангел удержал его руку и сказал:

«Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

По преданию, старец Симеон прожил 360 лет прежде, чем  он  встретил в Иерусалимском храме Святое Семейство, взял Богомладенца на руки и сказал:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего» (2, 29).

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Её страданиях у Креста Сына:

«Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце:

«Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу».

Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племён и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля.

Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.

В евангельской истории это событие трактуется, как встреча Ветхого и Нового Завета. Последние праведники Ветхого Завета – Симеон Богомолец и Анна-пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета – Иисуса Христа.

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнив всё, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и как один из великих праздников,  празднуется св. Православною Церковью 15 февраля (2 февраля по старому стилю).

Песнопения Сретения Господня
Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

В народе праздник Сретение издавна воспринимался, как первая встреча весны,  когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются», «шуба с кафтаном борются» — на Руси устраивали игрища —«зимоборы», когда сходились молодцы на потасовки и борьбу силой помериться, а народ – посмотреть, кто из молодцев без шубы останется, тому кафтан доставать, да, Масленицу встречать. Масленица в 2023 году начинается 20 февраля, а заканчивается Прощёным воскресеньем 26 февраля.

Сретение последняя встреча зимы с весною — в их вековечной неравной борьбе. В этот день, по народной примете, зима даёт отчаянный бой молодой весне. После Сретенья бежит зима наутёк, об этом поётся в старинной простонародной песне:

«Пришёл месяц-бокогрей,
Землю-матушку не грел —
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай —
Что за тридевять земель,
Да за тридесять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя — заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!» —

В Сретенье, незадолго до сумерек, на склоне дня, деревенская детвора, собирается где-нибудь за околицей, на пригорке, и начинает заклинать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за горы» и показало этим, что зима, действительно, встретилась с весной. В средневолжских губерниях собиратели устных памятников народного песенного творчества записали детскую песенку «Окликания Солнышка»:

«Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко.
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу-
Ведьму зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась,
Под гору покатилась,
Встретила весну-
Солнцеву сестру»…

Если  «солнышко-ведрышко» и в самом деле выглянет перед закатом «из-за горы-горы», то веселая гурьба ребятишек приносит в деревню весть о том, что прошли последние морозы. Если же красное солнышко не обрадует заклинавших и восхвалявших его детей — это предвещает сильные «власьевские» (11 февраля по старому стилю) морозы.

«И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чём
не ведал ещё и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона».
Иосиф Бродский, «Сретенье» (отрывок), 1972

Одежда знати и духовенства в XV - XVII веке
СВЯТКИ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*