Древнегреческое гончарное искусство оставило нам в наследство великолепные амфоры, на их поверхности запечатлён эллинский мир, с сюжетами из мифологии Древней Греции, из обыденной жизни эллинов, частью которой было спортивные единоборства. На амфорах, возраст которых более 2500 лет, часто изображали греческих богов и богинь, покровительствующих героям греческих легенд, ставших народными героями, спортсменов, принимавших участие в Олимпийских и Панафинейских играх, во время которых прекращались все войны. В пятиборье в античные времена входили соревнования по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, и борьбе.
Самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια) проводились в честь дня рождения богини Афины, покровительницы города. Победителям первых больших Панафинейских игр в 566/565 гг. до н. э. вручались призовые панафинейские амфоры особой формы и размеров (60-70 см.), наполненные оливковым маслом, около 3 литров.
По древним афинским преданиям празднество, посвящённое богине Афине — Афинеи учредил один из первых афинских царей мифологический царь Аттики Эрехтей 5 веке до н. э., почитающий богиню Афину Промахос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος — Афина Праматерь, или Великая мать богов). На лицевой стороне первых Панафинийских амфор 565 — 530 г.г. до н.э. была изображена воинственная Афина Промахос со щитом и поднятым копьём. Рядом с Афиной стали изображать две дорические колонны, увенчанные петухами, символизирующими боевой дух победителей панафенейских состязаний. На амфоре памятная надпись на древнегреческом языке:
Один из самых известных персонажей Древнегреческой мифологии, легендарный герой древнегреческих поэм «Илиада» (I 265) и «Одиссея» (XI 323, 631) Тесей (др.-греч. Θησεύς), сын бога Посейдона или афинского царя Эгея и Эфры, 11-й царь Афин объединил все поселения Аттики в единый полис-государство Афины. В честь покровительницы города афиняне устраивали летом большой праздник ПанАфинеи (Великие Афинеи).
При афинском государственном деятеле VI века до н. э. архонте Гиппоклиде (др.-греч. Ἱπποκλείδης) из рода Филаидов, в ПанАфинеях уже участвовали жители соседних государств. С 500 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная роспись на панафенейских вазах. В IV веке до н. э. на панафинейских амфорах наблюдаются изменения, в 312—311 гг. до н. э. на амфорах стали указывать имена судей состязаний, казначеев и архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. Стали известными имена многих афинских вазописцев — Эксекий, Евхарид и Клеофрад.
На оборотной стороне панафинейской амфоры изображали один из видов спортивных состязаний, за который вручался приз. С середины V века до н. э. изображали сцены чествования победителя соревнований, а с IV века до н. э. на обратной стороне амфор изображали Нику — крылатую богиню победы с лавровым венком.
Большие Панафинеи проводились в Афинах один раз в четыре года с 21 по 29 гекатомбеона. В течении девяти летних дней в Афинах проходили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. С 566 года до н. э. добавились соревнования поэтов сочиняющих гимны, а со времён Перикла (ок. 495–429 до н.э.), знаменитого афинского оратора, полководца и государственного деятеля, Панафинейские празднества украсили поэтическими и музыкальными состязаниями (агонами), и специально для этих состязаний построили театральное сооружение – Одеон (греч. ώδείον).
Начиная с седьмого дня Панафинейских празднеств, начинались «Малые агоны» или Малые Панафинейские игры, на которых проводились спортивные состязания, факельные шествия и корабельные гонки гребцов на парусных галерах.
Малые Панафинейские игры проводились ежегодно с 25 по 28 число гекатомбеона (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») — первого месяца аттического года, который длился с 15 июля по 15 августа. В течении четырёх дней месяца гекатомбеона афиняне приносили жертвоприношения богине Афине и устраивали большие празднества, музыкальные и спортивные соревнования в её честь.
Начиналось празднество «Большие Панафинеи» с ночного факельного шествия и музыкальных представлений музыкантов, играющих на двойных флейтах и арфах, и танцоров. «Процессия начинается у Дипилонских ворот, пересекает Керамейкос и Агору, достигает через пропилеи Акрополя и движется вдоль Парфенона, чтобы достичь восточного фасада храма перед большим алтарем Афины. Этот путь касается важнейших точек города, места политической жизни (Агора) и кладбища (Керамейкос)».
Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне, а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи под аккомпанемент лиры.
На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные афинские граждане, самые благонравные афинские девушки полиса, несли сотканную и сшитую ими новую роскошную одежду (пеплос, греч. πέπλος), этими одеждами наряжали статую Афины в храме Эрехтейон. Участниками торжественного шествия были все жители Афин священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также спортсмены, музыканты, вокалисты, танцоры и поэты.
По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания всадников, скачки на квадригах — колесницах, запряжённых четвёркой лошадей.
В местах поворота на беговых дорожках устанавливались каменные гермы — знаки, посвященные богу Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a), сыну Зевса и Геры, богу торговли,
Гермы (др.-греч. ἔρμα) — четырёхгранные фаллические столбы, завершенный
На стадионах гермы отмечали место поворота бегунов и колесниц. Победитель конных состязаний в гонках на колесницах получал в качестве приза 140 панафинейских амфор, наполненных оливковым маслом.
В ходе Великих панафиней несколько дней, проходили многочисленные атлетические состязания пятиборья: бег, прыжки в длину, прыгун держал в руках две небольшие гири, которые помогали ему дальше прыгнуть во время толчка от земли.
В греческое пятиборье входило метание боевого копья и диска. спортсмены метали боевое копьё, используя кожаный ремешок, который помогал увеличить дальность полёта снаряда и заставлял копьё во время полёта вращаться в воздухе.
В греческое пятиборье входил панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором
Спортсмены Древней Греции состязались нагими во всех дисциплинах пятиборья. В отличии от Минойской цивилизации Крита, где женщины занимали особое, привилегированное положение в обществе и участвовали во всех спортивных соревнованиях, женщины античной Греции не допускались на Олимпийские и Панафинейские игры, ни как зрительницы, ни как участницы соревнований.
В судейскую коллегию спортивных единоборств выбирали 10 судей-агонотетов, которые демократичным голосованием избирали победителя в каждом агоне Панафинейских игр. Агон (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян; спортивные
Победитель соревнования получал в награду венок из ветвей оливкового дерева священной рощи и большую панафинейскую амфору, наполненную оливковым маслом. Считалось, что венок победителю спортивных состязаний вручает сама крылатая Ника — богиня победы.
Кульминацией Панафинейских игр была весёлая праздничная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Во главе шествия двигался панафинейский корабль, специальная повозка на которой стояла статуя богини Афины в новом великолепном одеянии шафранового цвета, которое специально ткали и шили женщины Аттики для ежегодного празднества Панафиней.
Торжественное факельное шествие слуги вели жертвенных быков от 12 до 100 голов для заклания перед статуей богини Афины. Большие (или Великие) Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения — «гекатомбой»- (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») и совместным застольем.
В поэме Гомера «Илиада» говорится о гекатомбе:
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струею вода вытекала».
Со временем словом «гекатомба» обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до ста, позднее так стали называть любое большое торжественное жертвоприношение богине Афине, а месяц жертвоприношений во время Панафенийских соревнований стали называть гекатомбеон (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения»).
Олимпийские спортивные состязания были посвящены греческим богам, и победителей Олимпиад чествовали, как избранников богов, им ставили памятники, победители становились национальными героями и служили образцом красоты и совершенства в греческом обществе. Внешний вид и физическое совершенство древнегреческого спортсмена считалось, отражением его внутренней нравственности, добродетели и был образцом для подражания. Победоносное выступление атлета на Олимпийских играх приветствовалось триумфальной одой, посвящённой победителю.
Сегодня в Греции найдено множество античных мраморных статуй, посвящённых древнегреческим спортсменам-победителям Олимпийского пятиборья, ставшие стандартом красоты человеческого тела и образцом для всех будущих поколений спортсменов. Статуи древнегреческих спортсменов устанавливались под открытым небом в святилищах божества, которому посвящались спортивные соревнования.
Разновидности спортивного бокса впервые возникли у этрусков. В древней Этрурии во время погребального ритуала были обязательными пышные пиршества и спортивные соревнования. На стенах в этрусских курганах сохранились множество фресок, на которых изображены поминальные пиршества, танцев и сцены спортивных единоборств.
В Древнем Риме был популярны гладиаторские бои, участниками поединков были в основном рабы, гладиаторы из числа пленных, которые надеялись завоевать свободу, победив в бою. Иногда в гладиаторских боях Рима бились свободные римляне, и даже аристократы и римлянки, изображающие воинственных амазонок.
Популярность кулачных боёв в древнем Риме привела к тому, что даже императоры, например Цезарь Нерон, принимал участие в кулачных боях, посвящённых богу Квирину (сабинск. Quirinus — копьеносный) — один из древнейших
Эллинистическая бронзовая статуя Kулачного бойца I века до н. э. была случайно обнаружена в 1885 г. при выполнении ремонтно-строительных работ на склоне Квиринальского холма в Риме в 1885 году. Другие названия известной античной скульптуры: Квиринальский боксёр, Кулачный боец из Терм.
На лице Квиринальского кулачного бойца весьма реалистично видны множественные травмы и шрамы, полученные в бойцовских поединках. Тело и лицо кулачного бойца покрыто глубокими рубцами, его нос и ухо, разбито от жестоких ударов.
У боксёра рассечена бровь и губа, сломан нос, что ещё раз наглядно показывает насколько жестокими были бойцовские соревнования в античном Риме.
Римские гладиаторы кулачного боя обвязывали руки кожаными ремнями с металлическими цестами (кастетами), а для защиты тела от ударов они обвязывали предплечье кожаными ремнями.
В 393 году римский император Феодосий по настоянию духовенства запретил проводить Олимпийские Игры, потому что они считались языческим празднеством богине Афине. В 500 году король остготов, из рода Амалов, Теодорих Великий, вторгшийся в 489 году в пределы Италии и к 493 году завоевавший весь Апеннинский
Однако указ Теодориха Великого не сильно повлиял на спортивную жизнь римских городов, находящихся за пределами Рима и в Восточно-римской империи.
Спортивная борьба, фехтование и гонки колесниц никогда не запрещались в Древней Греции и Риме, так как эти виды спорта не причиняли спортсменам физических увечий.