Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Специфика классической греческой мифологии

Специфика классической греческой мифологии

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

II. Классический период. Вступление.

Специфика классической мифологии.

Прежде чем непосредственно перейти к мифам классического периода древней Греции, установим ряд границ, осмысление которых поможет понять самую суть этой качественно новой и принципиально непохожей на предшествующую ступени мифологического развития.
Как уже было сказано выше, этот классический период греческой мифологии вырос на основе патриархальной общины. Именно поэтому классическая мифология древней Греции именуется мифологией эпохи патриархата. Так же, как произошло объединение родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса, средоточие власти которого находится на горе Олимп в Фессалии (Северная Греция). Вот почему классический период мифологии древней Греции по праву именуется Олимпийским и Фессалийским, в противовес доолимпийской архаике с её разлитой по всей природе магически-демонической силой.

Классическая мифология это не мифология земли, она не хтонична. Она борется с порождениями земли, утверждая себя на Олимпе, горе, чьи вершины сходятся с небом, так что ещё не известно — гора ли Олимп или это само высокое и прекрасное небо. Имя матери Зевса богини Реи (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία — Ирей = Рай; микен. О-ре-и = o-re-i = горы; лат. Rheia, Rheiе, Rheе) возносится высоко в горы, достигающие небес Рая.

Пропилеи, на Афинском Акрополе. Архитектор Мнесикл. 437-432 гг. до н. э.
Древнейшая мифология была мифологией фетишистской (предметной) или анимистической (от лат. anima — «душа», animus — «дух») — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы и предметов.  Мифологическая классика древней Греции чисто анимистическая, когда божество мыслится бессмертным и вечно существующим.
Классическая древнегреческая мифология противоположна архаике с её зооморфными, фитоморфными и миксантропическими формами.

Олимпийские боги — антропоморфны (греч. от anthropos — человек и moprhe — вид), но одного человеко подобия для богов мало.
В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являющейся предпосылкой прекрасного тела и прекрасного духа, свойственного героическому человеку. Отсюда — олимпийская мифология именуется не только антропоморфной, но и героической.
Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии борются с тератоморфным и стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые, прекрасные в своей основе закономерности жизни.

Афина рождается из головы Зевса, после удара топором Гермеса

Сложность мифологического комплекса

Итак, классическая мифология древней Греции во всех отношениях является противоположностью (антиподом) архаики (от греч. archaikys — старинный, древний). Но это ещё не означает, что древность ушла в небытие со всеми своими страхами, ужасами и своей таинственной связью с матерью-Землей. Архаика подспудно таится в глубинах нового мира, на его окраинах, в глухих уголках и дальних странах. Знакомясь с героической мифологией, поражаешься, сколько в ней этих древних рудиментов, как непобедимы эти демонические силы и как велика их изворотливость, их жажда жизни, их магическая злая власть над человеком.

Прекрасные и величественные боги Олимпа, прекрасные и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от кровной её связи с тёмной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью.

Олимпийская мифология древней Греции является сложнейшим комплексом, в котором можно увидеть более древние пласты, уходящие в хтоническое прошлое. Они не характерны для принципов нового отношения к жизни и переживаются как некое закономерное наследие,  рудименты (от лат. rudimentum «зачаток, первооснова»)  оставшиеся от глубокой архаики в исторически сложившихся мифах, а совсем не как случайное уродство или причудливость образа.

Однако следует иметь в виду, что основное героическое ядро мифа включает в себя не только рудименты прошлого, но и то, что ещё только намечается, что разовьётся позже, на склоне мифологической истории, то есть включает в себя также и так называемые ферменты (лат. fermentum брожение, бродильное начало), во много раз ускоряющие переход к своему будущему.

Учитывая всю сложность классического периода мифологии древней Греции, в нашем дальнейшем изложении мы постоянно будем касаться неоднородности мифологических образов, их противоречивости и даже несообразности. Однако пути исторического изучения мифа продемонстрируют нам полную обоснованность и закономерность всех компонентов единого мифологического комплекса, в котором старое и новое создают неповторимую целостность, обеспечивая античной мифологической традиции необыкновенную устойчивость и систематичность.

Далее… Зевс борется за укрепление власти

Зевс борется за укрепление власти
Титаны на пороге нового мира. Рождение Зевса

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*